Физическая подготовка студентов профессиональных образовательных организаций к выполнению комплекса ВФСК ГТО
Конференция: XLV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика профессионального образования

XLV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Физическая подготовка студентов профессиональных образовательных организаций к выполнению комплекса ВФСК ГТО
Аннотация. В статье представлен опыт и результаты работы ПОО по физической подготовке студентов профессиональных образовательных организаций к выполнению комплекса ВФСК ГТО.
Ключевые слова: ГТО; физическая культура; физическая подготовка.
Одним из показателей реализации Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года является увеличение доли обучающихся, систематически занимающихся физической культурой и спортом в общей численности данной категории населения (80% к концу 2020 года) [1]. Для выполнения указанного показателя на государственном уровне разрабатывались и предпринимались разные меры, в том числе введение в действие с 1 сентября 2014 года Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ВФСК ГТО). Главной целью этой меры стал охват населения России общим спортивным движением.
Практика введения ГТО в истории нашей страны не является принципиально новой. Появилось ГТО в Советском Союзе в 1931 году, просуществовало вплоть до 1991 года, охватывало граждан СССР, начиная от 10 до 60 лет. Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» являлся основой программ по физическому воспитанию во всех учебных заведениях и спортивных секциях, составлял основу государственной системы физического воспитания и был направлен на укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие советских людей, подготовку их к трудовой деятельности и защите Родины. В обязательном порядке в комплекс входили гимнастические упражнения, бег как на короткие, так на и средние дистанции, прыжки в длину и в высоту, метание диска или копья, толкание ядра, плавание, лыжные гонки, а для бесснежных районов – марш-бросок или велогонки, для юношей - стрельба.
Возрождение ГТО имеет важное значение в рамках решения разноообразных задач. С одной стороны – ГТО направлено на повышение уровня физической подготовленности граждан и, как следствие, - улучшение здоровья нации. С другой стороны, сдача норм ГТО играет не последнюю роль в формировании патриотизма и гражданской ответственности молодежи.
Из-за длительного перерыва в развитиии ГТО долгое время учебные программы по физической культуре строились без учета целей комплекса ГТО. Однако сегодня уже можно говорить о значительном повышении интереса школьников и студентов к сдаче ГТО. Молодые люди не только хотят пропробовать свои силы, они ориентированы на самые высокие результаты – получение золотого значка. В связи с этим актуальным становится вопрос о подготовленности юношей и девушек к успешному выполнению норм ГТО. [2]
Была выдвинута гипотеза, что физическая подготовленность к выполнению норм ГТО у студентов профессиональных образовательных организаций второго курса выше, чем у студентов первого курса. Для подтверждения гипотезы было проведено исследование уровня физической подготовки студентов младших курсов Анжеро-Судженского политехнического колледжа. В исследовании приняли участие 182 студента первого и второго курсов, обучающихся по разным специальностям: 128 юношей и 54 девушки в возрасте 16-17 лет.
Для определения уровня физической подготовленности выбраны семь тестов для юношей и девушек, включающих следующие упражения: бег 60 м (сек), бег 3000 м - юноши / 2000 м - девушки (мин, сек), наклоны вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье (см), сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз), прыжок в длину с места (см); поднимание туловища из положения лежа на спине (кол-во раз за 1 мин); метание спортивного снаряда (м). Сдача нормативов студентами осуществлялась в стандартных условиях, после обязательной разминки. Бег на дистанции 60 м, 3000 / 2000 м, а также метание спортивного снаряда студенты осуществляли на открытом стадионе, сдача остальных нормативов проводилась в спортивном зале.
В процессе выполнения заданных нормативов первокурсники продемонстрировали более низкую физическую подготовленность. Результаты студентов второго курса оказались значительно выше.
Подробные результаты приведены в таблице 1.
Таблица 1.
Результаты сдачи норм ГТО студентами 1 и 2 курсов колледжа
| Показатели | Количество | ||||||||
| 1 курс | 2 курс | ||||||||
| золото (чел/%) | серебро (чел/%) | бронза (чел/%) | не сдали (чел/%) | золото (чел/%) | серебро (чел/%) | бронза (чел/%) | не сдали (чел/%) | ||
| Бег на 60 м (сек) | 17 / 15,7 | 38 / 35,2 | 27 / 25,05 | 26 / 24,0 | 25 / 33,7 | 23 / 31,1 | 15 / 20,3 | 11 / 14,9 | |
| Бег 2000/3000 м (мин/сек) | 19 / 17,6 | 21 / 19,4 | 26 / 24,1 | 42 / 38,8 | 24 / 32,4% | 27 / 36,5% | 9 / 12,2% | 14 / 18,9% | |
| Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье (см) | 30 / 27,7 | 29 / 26,8 | 36 / 33,3 | 13 / 12,0 | 45 / 60,8 | 10 / 13,5 | 17 / 22,9 | 2 / 2,7 | |
| Прыжок в длину с места (см) | 24 / 22,2 | 16 / 14,8 | 29 / 26,8 | 39 / 36,1 | 30 / 40,5 | 15 /20,3 | 23 / 31,1 | 6 / 8,1 | |
| Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз) | 21/ 19,4 | 24 / 22,2 | 30 / 24,1 | 33 / 30,6 | 31 / 41,8 | 17 / 22,9 | 15 / 20,3 | 11 / 14,7 | |
| Поднимание туловища из положения лежа на спине (кол-во раз за 1 мин) | 30 / 27,7 | 32 / 29,6 | 29 / 26,8 | 17 / 15,7 | 29 / 39,2 | 28 / 37,8 | 16 / 21,6 | 1 / 1,4 | |
| Метание спортивного снаряда (м) | 18 / 16,7 | 34 / 31,4 | 20 / 18,5 | 36 / 33,3 | 24 / 32,4 | 20 / 27,0 | 18 / 24,3 | 12 / 16,2 | |
Из таблицы 1 наглядно видно, что результаты бега на дистанции 60 м и 3000 / 2000 м выше у студентов второго курса. Норматив в беге на 60 м не сдали 26 студентов-первокурсников (24% от общего количества), а среди студентов второго курса с нормативами не справились 11 человек (14,9%). Выполнить норматив по требованиям золотого значка среди студентов первого курса смогли лишь 15,7% от общего количества, на втором курсе – 33,7%.
С выполнением норматива в беге на длинную дистанцию на первом курсе не справились 42 студента (38,8% от общего количества), и только 17,6% первокурсников выполнили норматив золотого значка. Основное физическое качество, необходимое для данного упражнения – выносливость. Однако именно это качество у бывших школьников сформировано слабее, чем другие. Для физической выносливости решающую роль играют возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что часто коррелируется с низким уровнем физического здоровья. Низкий показатель у первокурсников получен и при выполнении прыжка в длину с места толчком двумя ногами, силовых упражнений.
Таким образом, наиболее трудными видами испытаний для студентов являются нормативы, характеризующие общую выносливость, быстроту, силовую и скоростно-силовую подготовленность. В целом, нормы ГТО среди студентов первого курса на золотой значок сдали 13,9%, на серебряный – 21,3%, на бронзовый – 23,1%. Среди студентов второго курса на золотой значок сдали 19,6%, на серебряный – 25,7%, на бронзовый – 27,3%.
Описанные результаты показывают недостаточную физическую подготовленность первокурсников к сдаче норм ГТО.
Связано это может быть с тем, что при подготовке к государственной итоговой аттестации в школе будущие первокурсники испытывают повышенные эмоциональные перегрузки и подвергаются большим интеллектуальным нагрузкам на фоне недостаточной двигательной активности. Все это приводит к снижению эмоциональной устойчивости, физической подготовленности.
Однако в процессе занятий физической культурой в колледже студенты первого года обучения систематически готовятся к сдаче норм ГТО, используя при этом разработанные преподавателем физической культуры специальные комплексы упражнений, способствующие повышению уровня их физических качеств. В результате физическая подготовленность студентов имеет положительную динамику, улучшаясь по большей части показателей ко второму курсу.
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
- Для полноценной подготовки к сдаче норм ГТО необходимо целенаправленно использовать специально разработанные комплексы упражнений на занятиях физической культуры [3]. Необходимо активизировать среди студенческой молодежи такую форму, как самостоятельные занятия физическими упражнениями на основе рекомендаций преподавателя с учетом физиологических потребностей.
- Рекомендуется начинать подготовку студентов к выполнению комплекса ВФСК ГТО с первого года обучения, непосредственно включая циклические упражнения аэробного характера в сочетании с упражнениями анаэробной направленности.



