Статья:

Физическая подготовка студентов профессиональных образовательных организаций к выполнению комплекса ВФСК ГТО

Конференция: XLV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика профессионального образования

Выходные данные
Сорокина О.С., Ахмерова Д.Ф. Физическая подготовка студентов профессиональных образовательных организаций к выполнению комплекса ВФСК ГТО // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XLV междунар. науч.-практ. конф. — № 11(45). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 20-24.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Физическая подготовка студентов профессиональных образовательных организаций к выполнению комплекса ВФСК ГТО

Сорокина Олеся Сергеевна
преподаватель, ГПОУ Анжеро-Судженский политехнический колледж, РФ, г. Анжеро-Судженск
Ахмерова Динара Фирзановна
канд. пед. наук, директор, ГПОУ Анжеро-Судженский политехнический колледж, РФ, г. Анжеро-Судженск

 

Аннотация. В статье представлен опыт и результаты работы ПОО по физической подготовке студентов профессиональных образовательных организаций к выполнению комплекса ВФСК ГТО.

 

Ключевые слова: ГТО; физическая культура; физическая подготовка.

 

Одним из показателей реализации Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года является увеличение доли обучающихся, систематически занимающихся физической культурой и спортом в общей численности данной категории населения (80% к концу 2020 года) [1]. Для выполнения указанного показателя на государственном уровне разрабатывались и предпринимались разные меры, в  том числе  введение в действие с 1 сентября 2014 года Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ВФСК ГТО). Главной целью этой меры стал охват населения России общим спортивным движением.

Практика введения ГТО в истории нашей страны не является принципиально новой. Появилось ГТО в Советском Союзе в 1931 году, просуществовало вплоть до 1991 года, охватывало граждан СССР,  начиная от 10 до 60 лет. Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» являлся основой программ по физическому воспитанию во всех учебных заведениях и спортивных секциях, составлял основу государственной системы физического воспитания и был направлен на укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие советских людей, подготовку их к трудовой деятельности и защите Родины. В обязательном порядке в комплекс входили гимнастические упражнения, бег как на короткие, так на и средние дистанции, прыжки в длину и в высоту, метание диска или копья, толкание ядра, плавание, лыжные гонки, а для бесснежных районов – марш-бросок или велогонки, для юношей - стрельба.

Возрождение ГТО имеет важное значение в рамках решения разноообразных задач. С одной стороны – ГТО направлено на повышение уровня физической подготовленности граждан и, как следствие, - улучшение здоровья нации. С другой стороны, сдача норм ГТО играет не последнюю роль в формировании  патриотизма и гражданской ответственности молодежи.  

Из-за длительного перерыва в развитиии ГТО долгое время учебные программы по физической культуре строились без учета целей комплекса ГТО. Однако сегодня уже можно говорить о значительном повышении интереса  школьников и студентов к сдаче ГТО.  Молодые люди не только хотят пропробовать свои силы, они ориентированы на самые высокие результаты – получение золотого значка. В связи с этим актуальным становится вопрос о подготовленности юношей и девушек к успешному выполнению норм ГТО. [2]

Была выдвинута гипотеза, что физическая подготовленность к выполнению норм ГТО у студентов профессиональных образовательных организаций второго курса выше, чем у студентов первого курса. Для подтверждения гипотезы было проведено исследование  уровня физической подготовки студентов младших курсов Анжеро-Судженского политехнического колледжа. В исследовании приняли участие 182 студента первого и второго курсов, обучающихся по разным специальностям: 128 юношей и 54 девушки в возрасте 16-17 лет. 

Для определения уровня физической подготовленности выбраны семь тестов для юношей и девушек, включающих следующие упражения: бег 60 м (сек), бег 3000 м - юноши / 2000 м - девушки (мин, сек), наклоны вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье (см), сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз), прыжок в длину с места (см); поднимание туловища из положения лежа на спине (кол-во раз за 1 мин); метание спортивного снаряда (м). Сдача нормативов студентами осуществлялась в стандартных условиях, после обязательной разминки. Бег на дистанции 60 м, 3000 / 2000 м, а также метание спортивного снаряда студенты осуществляли на открытом стадионе, сдача остальных нормативов проводилась в спортивном зале.

В процессе выполнения заданных нормативов первокурсники продемонстрировали более низкую физическую подготовленность. Результаты студентов второго курса оказались значительно выше.

Подробные результаты приведены в таблице 1.

Таблица 1.

Результаты сдачи норм ГТО студентами 1 и 2 курсов колледжа

Показатели

Количество

1 курс

2 курс

золото (чел/%)

серебро

(чел/%)

бронза

(чел/%)

не сдали

(чел/%)

золото

(чел/%)

серебро

(чел/%)

бронза

(чел/%)

не сдали

(чел/%)

Бег на 60 м (сек)

17 / 15,7

38 / 35,2

27 / 25,05

26 / 24,0

25 / 33,7

23 /

31,1

15 / 20,3

11 /

14,9

Бег 2000/3000 м (мин/сек)

19 / 17,6

21 / 19,4

26 /

24,1

42 / 38,8

24  / 32,4%

27 / 36,5%

9  / 12,2%

14  / 18,9%

Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье (см)

30 / 27,7

29 / 26,8

36 /

33,3

13 / 12,0

45 / 60,8

10 /

13,5

17 / 22,9

2 /

2,7

Прыжок в длину с места (см)

24 / 22,2

16 / 14,8

29 /

26,8

39 / 36,1

30 / 40,5

15 /20,3

23 / 31,1

6 / 8,1

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз)

21/ 19,4

24 / 22,2

30  / 24,1

33 / 30,6

31 / 41,8

17  / 22,9

15 / 20,3

11 /  14,7

Поднимание туловища из положения лежа на спине (кол-во раз за 1 мин)

30 / 27,7

32 / 29,6

29 /  26,8

17 / 15,7

29 / 39,2

28 /  37,8

16 / 21,6

1 / 

1,4

Метание спортивного снаряда (м)

18 / 16,7

34 / 31,4

20  /  18,5

36 / 33,3

24 / 32,4

20 /  27,0

18 / 24,3

12  / 16,2

 

Из таблицы 1 наглядно видно, что результаты бега на дистанции 60 м и 3000 / 2000 м  выше у студентов второго курса. Норматив в беге на 60 м не сдали 26 студентов-первокурсников  (24% от общего количества), а среди студентов второго курса с нормативами не справились 11 человек (14,9%).  Выполнить норматив по требованиям золотого значка среди студентов первого курса смогли лишь 15,7% от общего количества, на втором курсе – 33,7%.

С выполнением норматива в беге на длинную дистанцию на первом курсе не справились 42 студента (38,8% от общего количества), и только 17,6% первокурсников выполнили норматив золотого значка. Основное физическое качество, необходимое для данного упражнения – выносливость. Однако именно это качество у бывших школьников сформировано слабее, чем другие.   Для физической выносливости решающую роль играют возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что часто коррелируется с низким уровнем физического здоровья. Низкий показатель у первокурсников получен и при выполнении прыжка в длину с места толчком двумя ногами, силовых упражнений.

Таким образом, наиболее трудными видами испытаний для студентов являются нормативы, характеризующие общую выносливость, быстроту, силовую и скоростно-силовую подготовленность. В целом, нормы ГТО среди студентов первого курса на золотой значок сдали 13,9%, на серебряный – 21,3%, на бронзовый – 23,1%. Среди студентов второго курса на золотой значок сдали 19,6%, на серебряный – 25,7%, на бронзовый – 27,3%.

Описанные результаты показывают недостаточную физическую подготовленность первокурсников к сдаче норм ГТО.

Связано это может быть с тем, что при подготовке к государственной итоговой аттестации в школе будущие первокурсники испытывают повышенные эмоциональные перегрузки и подвергаются большим интеллектуальным нагрузкам на фоне недостаточной двигательной активности. Все это приводит к снижению эмоциональной устойчивости, физической подготовленности.

Однако в процессе занятий физической культурой в колледже студенты первого года обучения систематически готовятся к сдаче норм ГТО, используя при этом  разработанные преподавателем физической культуры специальные комплексы упражнений, способствующие повышению уровня их физических качеств. В результате физическая подготовленность студентов имеет положительную динамику, улучшаясь по большей части показателей ко второму курсу.

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

- Для полноценной подготовки к сдаче норм ГТО необходимо целенаправленно использовать специально разработанные комплексы упражнений на занятиях физической культуры [3]. Необходимо активизировать среди студенческой молодежи такую форму, как самостоятельные занятия физическими упражнениями на основе рекомендаций преподавателя с учетом физиологических потребностей.

- Рекомендуется начинать подготовку студентов к выполнению комплекса ВФСК ГТО с первого года обучения, непосредственно включая циклические упражнения аэробного характера в сочетании с упражнениями анаэробной направленности.

 

Список литературы:
1. Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ от 7 авг. 2009 г. № 1101-р. – Режим доступа: http://www.minsport.gov.ru/activities/federal-programs/2/26363/
2. Ковалева, О.С. Характеристика готовности студентов к выполнению нормативов комплекса ГТО / О.С. Ковалева, Е.В. Мудриевская, С.В. Осипов // Культура физическая и здоровье. – 2017. – № 2 (62). – С. 70-72.
3. Лотоненко, А.А. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс ГТО в пространстве педагогической системы формирования физической культуры личности / А.А. Лотоненко [и др.] // Культура физическая и здоровье. – 2017. – № 2 (62). – С. 7-11.