Статья:

Организация исследовательской деятельности на уроках «Окружающий мир» в начальной школе

Конференция: XXXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Щукина В.А. Организация исследовательской деятельности на уроках «Окружающий мир» в начальной школе // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXXIV междунар. науч.-практ. конф. — № 10(34). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 45-49.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Организация исследовательской деятельности на уроках «Окружающий мир» в начальной школе

Щукина Виктория Александровна
магистрант, Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, РФ, г. Санкт-Петербург

 

Victoria Shchukina

Master`s program student, The Herzen State Pedagogical University of Russia, Russia, Saint Petersburg

 

Аннотация. Статья посвящена проблеме организации исследовательской деятельности младших школьников на уроках «Окружающего мира». Представлены разработки практических исследовательских работ для третьеклассников.

Abstract. The article is devoted to the problem of organization of research activities in junior schoolchildren in lessons "Surrounding World." The development of practical research works for third graders is presented.

 

Ключевые слова: начальное образование; ФГОС НОО; практические работы на уроках «Окружающего мира»; исследовательская деятельность младших школьников; формирование исследовательских умений.

Keywords: primary education; practical works in the lessons of the "Surrounding World"; research activities of younger schoolchildren; forming of research skills.

 

Актуальной и значимой проблемой для начального образования является вопрос организации исследовательской деятельности при изучении предмета «Окружающий мир». Исследовательская деятельность – один  из важнейших способов получения человеком представления об окружающем мире. Данный учебный предмет, в свою очередь, обладает большими возможностями для организации и проведения учебных исследований.

Исследовательская деятельность побуждается поисковой, познавательной  активностью и проявляется в исследовательском поведении. Исследовательское поведение следует рассматривать как неотъемлемое проявление жизненной активности ребенка. Младший школьник имеет потребность в исследовательском поиске, он любознателен и стремится к активной деятельности. Это говорит о том, что начальная школа – наиболее подходящее время для вовлечения ребенка в учебно-исследовательскую деятельность.

Несмотря на это, организация и проведение учебных исследований в начальной школе вызывает ряд затруднений.  Во-первых, учитель должен обладать соответствующими компетенциями и навыками организации учебно-исследовательской деятельности. Во-вторых, для организации исследования необходимо учитывать ряд определенных условий. В-третьих, учитель обязан выстраивать свою деятельность в соответствии с требованиями программы.

В УМК «Школа России» представлены универсальные учебные издания, которые могут быть использованы при организации учебно-исследовательской деятельности: «От земли до неба. Атлас-определитель»; «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики»; «Зелёные страницы». Также, в программе УМК «Школа России» отводится большое место наблюдениям природных объектов и сезонных изменений в природе. А.А. Плешаковым разработан «Мой научный дневник» для проведения краткосрочных и длительных наблюдений, который является вкладышем в первую часть рабочей тетради (1–3 класс). Для четвертого класса разработано отдельное пособие «Научный дневник», по содержанию он не отличается от дневников наблюдений в предыдущих классах.

Одна из задач нашего исследования: выяснить, стремятся ли младшие школьники изучать природу. В диагностике участвовало 120 учащихся третьих классов. Мы организовали проведение вербальной ассоциативной методики «Эзоп» В.А. Ясвина, С.Д. Дерябо, целью которой является исследование типа доминирующей установки в отношении природы. Условно выделают 4 типа таких установок: личность воспринимает природу как объект красоты (эстетическая установка), как объект получения знаний (когнитивная), как объект охраны (этическая), как объект пользы (прагматическая). 

 

Рисунок 1. Установки в отношении природы у третьеклассников

 

Большинство учащихся воспринимают природу как объект красоты. Когнитивная установка выявлена у 18% учащихся.  Значит, лишь несколько человек в каждом классе воспринимают природу как объект изучения. Каждая личность индивидуальна и воспринимает природу по-разному, не бывает плохого или хорошего типа установки. Но в данном исследовании для нас важна именно эта направленность личности. Полученные данные можно использовать как основание, для деления учащихся на рабочие группы во время проведения учебных исследований.

Мы считаем, что регулярное проведение исследовательских практических работ на уроках окружающего мира способствуют формированию у младших школьников исследовательских умений. Данный вид деятельности не заменяет учебное исследование, но может являться своеобразной подготовкой к нему, так как содержит в себе некоторые этапы учебного исследования.

Нами был проведен анализ тематик и содержания практических работ УМК «Школа России» по предмету «Окружающий мир».  Можно сделать вывод, что в большинстве практических работ, представленных в учебниках,  преобладает репродуктивный характер деятельности учащихся. Данные практические работы являются иллюстративными. Но следует заметить, что на основе данных практических работ могут быть созданы исследовательские практические работы, которые будут способствовать развитию исследовательских умений учащихся. Мы разработали серию практических работ для третьеклассников.

Проводить исследовательские практические работы нужно в группах по четыре человека, за исключением практических работ, которые предполагают самонаблюдение. Необходимо, чтобы каждый учащийся выполнял определенную роль во время выполнения практической работы. Распределение ролей проходит под руководством учителя. Перед каждой исследовательской практической работой необходимо проводить подготовительную работу, которая предусматривает обсуждение проблемы с учащимися и выдвижение ими гипотез. Гипотезы фиксируются на рабочих листах. Учащиеся предлагают способы проверки выдвинутых гипотез путем постановки опытов.  К каждому опыту  предлагаются инструкции по его выполнению. Форма представления инструкций может быть различной: представлена к каждому опыту на отдельных карточках; на отдельном листе ко всем опытам; на рабочих листах. Так как, практическая работа должна занимать только часть урока, а некоторые из них могут быть длительными по времени, то возможна следующая форма организации работы учащихся. Каждая группа проводит определенную часть практической работы, а затем один учащийся от каждой группы докладывает классу о результатах проделанной части работы. Далее организуется обсуждение, при котором выясняется, какие гипотезы они проверили, что подтвердилось, а что нет. Обязательно происходит подведение итогов, формулировка и запись выводов. 

Подробнее рассмотрим одну из разработанных нами практических работ «Исследуем свойства воздуха». Цель данной работы: узнать о свойствах воздуха, путем проведения опытов и наблюдений. Проведение данной исследовательской практической работы способствует формированию умения проводить лабораторные опыты, наблюдения физических явлений. Мы предлагаем следующее распределение ролей среди участников группы: «практик» (выполняет практические действия), «наблюдатель» (наблюдает за ходом опытов и фиксирует результаты), «инструктор» (определяет ход работы и контролирует его), «докладчик» (наблюдает за ходом работы и докладывает результаты классу).

 

Цель: ___________________________________________

Гипотезы: _______________________________________

Оборудование: воздушный шар, стакан, глубокая посуда, вода. 

Ход работы: 

1. Исследуй воздух при помощи своих органов чувств. Какие вопросы помогут тебе в определении свойств воздуха при помощи органов чувств?

__________________________________________________________

2. Опусти в воду перевернутый стакан.

Что произошло? ____________________________________________

Почему? ___________________________________________________

Запиши вывод:  _____________________________________________

Рисунок 2. Фрагмент рабочего листа для учащихся

 

В настоящее время возрастает интерес к личности, обладающей умениями исследовательского характера, способной преобразовывать или создавать что-то новое. В данном аспекте, вопрос организации учебно-исследовательской деятельности приобретает особую роль.

 

Список литературы:
1. Обухов А. С. Развитие исследовательской деятельности учащихся / А.С. Обухов. – 2-е изд., доп. и перераб. – Москва : Национальный книжный центр, 2015. - 283 с.
2. Поддъяков А.Н. Исследовательское поведение. Стратегия познания, помощь, противодействие, конфликт.- Москва, 2016.
3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2011. –  224с.