Статья:

Диагностическое изучение особенностей эмоциональной сферы детей с ЗПР

Конференция: XXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Коррекционная педагогика

Выходные данные
Башкова Я.А., Акопова М.А. Диагностическое изучение особенностей эмоциональной сферы детей с ЗПР // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXVIII междунар. науч.-практ. конф. — № 4(28). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 5-9.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Диагностическое изучение особенностей эмоциональной сферы детей с ЗПР

Башкова Яна Андреевна
студент, Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Буденновске, РФ, г. Буденновск
Акопова Милена Аванесовна
канд. психол. наук, доцент, Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Буденновске, РФ, г. Буденновск

 

Diagnostic study of the peculiarities of the emotional sphere of children with mental retardation

 

Yana Bashkova

student, Branch of Stavropol state pedagogical Institute in Budennovsk, Russia, Budennovsk

Milena Akopova

Cand. psychol. Sciences, Associate Professor, Branch of Stavropol State Pedagogical Institute in Budennovsk, Russia, Budennovsk

 

Аннотация. В статье рассматривается проблема эмоционального развития детей с ЗПР. Автором описаны результаты психодиагностики эмоциональной сферы детей с ЗПР с помощью методики РАТ.

Abstract. The article deals with the problem of emotional development of children with CRA. The author describes the results of psychodiagnosis of the emotional sphere of children with PDA using the method of RAT.

 

Ключевые слова: дети с задержкой психического развития; эмоции; психодиагностика эмоциональной сферы.

Keywords: children with mental retardation; emotions; psychodiagnostics of emotional sphere

 

В связи с тем, что в современной школе все больше появляется инклюзивных классов, возрастает потребность в изучении детей с ограниченными возможностями здоровья. Одной из категорий детей, больше включенных в интегративные процессы является категория детей с задержкой психического развития. Процент детей с данным отклонением развития по данным медицинской статистики возрастает, а классы КРО постепенно уходят из системы образования. Это делает важным не только проблему коррекции их когнитивной сферы (изучению которой и были посвящены большинство работ коррекционных педа­гогов - Т.А. Власовой, С.Д. Забрамной, Ю.А. Костенковой), но порождает проблему изучения особенностей их социализации и эмоционального развития [2; 3].

Интерес исследователей преимущественно к интеллектуальной стороне развития ребенка с ЗПР понятен и аргументирован необходи­мостью адаптации их к школьному обучению. Однако, в данных работах все еще имеет место отрыв «аффекта от интеллекта» и преимущественная интеллектуализация во взглядах на развитие и формирование психики ребенка. Следует отметить, что эмоционально-волевая сфера ребенка с ЗПР все еще недостаточно изучена. Направления исследований в данной области преимущественно опираются на тради­ционно понимаемое овладение ребенком учебной деятельностью [4].

Эмоции служат важной основой для волевого, произвольного действия и саморегуляции. Эмоциональная жизнь ребенка рассматри­вается лишь с точки зрения его адаптации к учебной деятельности. Такое отношение к ребенку с ЗПР все еще носит характер объектного и характеризует исследуемую проблематику в парадигме традиционного подхода к личности ученика как объекту воздействия, влияния, обучения.

Эмоциональный опыт ребенка является важной частью его личностного опыта и может служить основой для исследования и при необходимости коррекции и развития личности ученика с ЗПР.

Многие ученые сообщают о чрезвычайной эмоциональности, импульсивности и способности ребенка с ЗПР к развитию и обогащению эмоциональной сферы развития. Авторы говорят о «эмоциональном воображении» детей с ЗПР. Также отмечают, что сниженная работо­способность (умственная) и устойчивые трудности в обучении приводят к напряженности, тревожности, эмоциональному напряжению детей с ЗПР или же, напротив, ведут к компенсаторным проявлениям психи­ческого инфантилизма [1].

Таким образом, вопрос научно-методического обеспечения коррекции эмоциональной сферы младших школьников с ЗПР остается одним из приоритетных в специальной педагогике. Поэтому, изучение методов, приемов и способов, способствующих коррекции отклонений в эмоциональной сфере младших школьников с ЗПР, и разработка комплекса психолого-педагогических мероприятий, обеспечивающих эффективность данной работы, особенно актуально. В этом плане особенно интересным является применение психогимнастических игр и упражнений как одного из средств коррекции недостатков развития эмоциональной сферы, не требующего приложения повышенных интел­лектуальных усилий, которые вызывают у детей с ЗПР отторжение.

Целью нашего эксперимента было изучение особенностей эмоциональной сферы младших школьников с задержкой психического развития в сравнении с нормально развивающимися сверстниками.

Решение поставленных задач, осуществлялось с помощью следующих методики «Рисованный апперцептивный тест».

Анализ данных, полученных при диагностике детей с помощью методики РАТ, позволил нам выделить определенные характеристики эмоциональной сферы детей. Для большего удобства восприятия и анализа данные по группам обобщены и отражены в таблице 1.

Таблица 1.

Особенности эмоциональной сферы испытуемых (методика PAT)

Параметры

Экспериментальная группа

Контрольная группа

1

Эмоциональные отношения:

 

 

Отрицательные переживания

75 %

36 %

Положительные переживания

17 %

52 %

2

Виды агрессии

 

 

физическая

33 %

14 %

вербальная

17%

27 %

3

Эмоциональное отвержение

 

 

сверстниками

25 %

32 %

родителями

50 %

5 %

 

Итак, как видно из таблицы, в рассказах детей с ЗПР чаще отмечались отрицательные переживания (насыщенность отрицательными эмоциями рассказов отмечалась у 36 % детей из контрольной группы и у 75 % детей экспериментальной группы). Положительные переживания были отмечены в рассказах у 52 % детей из контрольной группы и у 17 % детей с ЗПР. У остальных испытуемых рассказы были нейтраль­ными по эмоциональной окраске.

У большего количества детей с ЗПР в рассказах проявилась тема физической агрессии (33 % испытуемых экспериментальной группы, по сравнению с 14 % испытуемых контрольной группы). Например, рассказ одного из испытуемых с ЗПР: «Мужчина бежит за мужчиной, потому что один ударил другого, и у них была драка» (вторая картинка). Однако следует отметить, что у детей с условно нормативным раз­витием (27 %) в рассказах чаще, чем у детей с ЗПР (17 %) отмечается вербальная агрессия.

Также следует отметить. что у детей с ЗПР в рассказах чаще прослеживалась тема эмоционального отвержения родителями (у 50 % испытуемых экспериментальной группы по сравнению с 5 % – контрольной). Например, рассказ по второй картинке: «Мальчик стоит на коленях и просит прощение у отца за то, что получил двойку». Однако 32 % детей контрольной группы описывали ситуации, когда герой отвергался сверстником, у испытуемых экспериментальной группы эта тема отмечалась немного реже (у 25 % детей).

По результатам методики РАТ можно сделать вывод, что у детей с ЗПР чаще возникают отрицательные эмоциональные переживания, больше проявляется физическая агрессия, чем вербальная, и у половины испытуемых с ЗПР имеются проблемы в эмоциональных взаимоотно­шениях с родителями.

Итак, обобщая результаты констатирующего этапа исследования можно говорить о необходимости проведения коррекционной работы, направленной на исправление таких недостатков эмоциональной сферы детей с ЗПР как отрицательные эмоциональные переживания, проявления физической агрессии, проблемы в эмоциональных взаимоотношениях с родителями.

 

Список литературы:
1. Белопольская Н.Л. Оценка когнитивных и эмоциональных компонентов зоны ближайшего развития у детей с задержкой психического развития // Вопросы психологии. - 1997. - № 1.
2. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М., 1973. -173 с.
3. Костенкова Ю.А., Тригер Р.Д., Шевченко С.Г. Дети с задержкой психи-ческого развития: особенности речи, письма, чтения. - М., 2004. – 64 с.
4. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. - Н.Н, 1994. – 228 с.