Метод наглядного моделирования в формировании функции словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Конференция: VII Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Коррекционная педагогика
VII Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Метод наглядного моделирования в формировании функции словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
The method of visual modeling in formation of word building function in children of the pre-school age with general speech underdevelopment of III level
Irina Litvinova
teacher-logopedist, Municipal Budgetary Pre-School Educational Institution “Kindergarten “Belyi medvezhonok”,Russia, Gaz-Sale, Tazovsky District, YNAO
Аннотация. Эффективный метод наглядного моделирования по категориям речи, словообразовательной структуре слов, особенно важный для дошкольников, поскольку у них преобладает наглядно-образное мышление, использован при создании дидактического игрового авторского пособия «Полянка родственных слов», с применением которого дети активно включаются в поиск и актуализацию необходимых в данный момент слов и самостоятельно, используя предложенную модель, образуют новые родственные слова, попутно уточняя значения слов путём введения их в словосочетания и предложения.
Abstract. An effective method of visual modeling by categories of speech, word-formation structure of words is especially important for pre-school children because visual-figurative thinking prevails, used in creation of the didactic game author's manual "Glade of Related Words", with application of which children are actively involved into the search and actualization of necessary words at the moment and using the proposed model form independently new related words and clarify the meanings of words by introducing them into the word-groups and sentences.
Ключевые слова: словообразование, родственные слова, недоразвитие речи.
Keywords: word building; cognates; speech underdevelopment.
Словообразовательная система (как и само слово) носит системный характер и состоит из ряда микросистем, это:
· словообразовательная пара,
· словообразовательный тип,
· словообразовательная категория,
· словообразовательная парадигма,
· словообразовательная цепь,
· словообразовательное гнездо.
Словообразующая парадигма включает слова разных частей речи, при этом в неё не входит слово, которое служит производным одновременно для всех членов парадигмы (Таб. 1).
Таблица 1.
Пример словообразующей парадигмы
Выделяют типовые парадигмы, определяющиеся постоянным набором возможных деривационных значений, которые регулярно выражаются производными одной лексико-семантической или тематической группы. Например, дериваты, мотивированные названиями животных (зоонимы):
· название самки животного,
· название детёныша,
· название мяса животного,
· название помещения или пространства, связанного с животными,
· наименование лиц, имеющих отношение к этим животным,
· уменьшительные, уменьшительно-оценочные названия животных,
· глаголы от данного слова со значением «производить на свет»,
· глаголы со значением «вести себя подобно тому, кто назван мотивирующим словом» (например, обезьянничать).
Словообразовательная цепь – линейный ряд слов, находящихся в отношениях последовательной производности, – это когда каждое предшествующее слово является производным для последующего. Количество компонентов цепи зависит от деривационного потенциала исходного слова. Полная цепь: каприз – капризный – капризник – капризничать. Неполная цепь: земля – земляной – землянка, земляника – (нет глагола).
Словообразовательное гнездо – самая крупная единица словообразовательной системы и словообразовательной парадигмы. Словообразовательное гнездо – это совокупность упорядоченных в соответствии с мотивацией однокоренных слов. Вершиной гнезда является исходное мотивирующее слово, непроизводное слово.
Словообразовательные гнёзда различаются по объёму:
· нулевое гнездо, если представлено одним словом (ажур — проведение бухгалтерских записей в день совершения операций);
· слаборазвёрнутое гнездо – это вершина + дериват (майонез – майонезный);
· сильно развёрнутое гнездо – это от 3-х и более слов (гнездо с вершиной «делать» объединяет 342 слова).
Далеко не все конкретные словообразовательные микросистемы обладают полным набором дериватов. Это позволяет выявить пустые места словообразовательной и лексической систем и, более того, объяснить их существование. Эти знания позволяют определить словообразовательный потенциал различных частей речи, предсказать появление новых слов. Связь словообразования с лексикологией выражается в пополнении словарного состава языка новыми словами (в русском языке более 90% слов производные). Так, принцип гнезда широко используется в лексико-графической практике: словообразовательные словари строятся именно как словари гнёзд. Большинство слов русского языка существуют в виде гнёзд (слабо или сильно развёрнутых). Нулевые составляют 2,5% от всех слов языка.
Наличие неологизмов в диалектной и детской речи даёт основание полагать, что некоторые словообразовательные морфемы существуют в сознании человека как значимые минимальные элементы слова, способные автономно вступать в новые комбинации. Если словообразование представить по уровням его развития, то их будет три, каждый из которых является доминирующим в определённом «своём» возрасте.
Лексический уровень – это ранний возраст, до 3-х лет. (Кто водит автобус? – Водитель. Кто ломает всё? – Петя).
Словообразовательный уровень — это от 3 до 5 лет. (Кто водит автобус? – Водитель. Кто ломает всё? – Ломатель).
Почти нормативный уровень – это 6–7 лет, когда прибегают к словообразованию при отсутствии в словаре нужного слова.
Словарный запас детей с 3-м уровнем общего недоразвития речи (ОНР) может показаться достаточным в рамках бытовой повседневной ситуации, однако при подробном обследовании выясняется незнание детьми очень многих слов, тогда как детям данной категории (при нормальном слухе и сохранном интеллекте) становятся доступны словообразовательные операции образования новых слов по некоторым наиболее распространенным словообразовательным моделям.
Для нас в коррекционной работе одним из ведущих (из группы принципов природосообразности осуществления коррекционно-педагогического процесса) стал принцип деятельностного подхода, который предписывает необходимость для ребёнка собственной деятельности по усвоению материала с опорой на ведущую форму деятельности (в дошкольном возрасте – игровую) и зависимость эффективности деятельности от формирования мотивации к ней, а также организации и управления деятельностью дошкольника. Учитывая также важность и обще дидактических принципов: наглядность, прочность, доступность, конкретность — старались найти способ привлечения детей к активному участию в процессе словообразования или словоизменения и превратить процесс образования родственных слов в увлекательную развивающую игру с элементами головоломки и соревнования. Предварительная последовательная работа с детьми со схемами слов, пиктограммами стала первой ступенью для создания дидактического пособия «Полянка родственных слов» (Рис. 1).
Рисунок 1. Дидактическое игровое пособие «Полянка родственных слов»
Как выглядит это пособие? Пластиковое белое поле 40х50. В левом верхнем углу (над условными значками) расположен прозрачный пластиковый карман для картинки — главного слова, к которому будут подбираться родственные слова. По левой стороне поля друг под другом располагаются условные обозначения будущих слов: одна прямая горизонтальная полоса – главное слово; две прямые горизонтальные линии – слово, которое говорят, когда «предметов» много, обозначающее большой предмет; маленький прямоугольник – слово, обозначающее уменьшенный предмет; контур человечка – слова, образующиеся от взаимодействия человека с главным словом (кто? что?); две прямые горизонтальные линии – слово-действие (что делает?); красная волнистая линия — слова-признаки (красивые (красные) слова — какой? какая? какое?). На правой стороне поля пособия находятся выдвижные линейки, закрывающие окошечки, которые ребенок может открыть лишь придумав родственное слово. В приложении к пособию прилагается большой яркий конверт с картинками. Примерный набор картинок: рука, след, усы, дорога, сад, лес, старик, кот, снег, ухо, собака, сапог, яблоко, хлеб, конь, мост, ночь, барабан, зима, гриб, звезда, земля, луна.
Впервые с новой игрой детей «знакомит» Незнайка. Учит их правилам и оценивает первые успехи. «Полянка родственных слов» – желанный гость на тематических занятиях (о животных, осени, космосе и т. д.). Дети любят соревноваться в том, кто больше придумает слов. Примечательно, что им нравится и сам процесс, и результат игры. Во время действий с пособием неожиданно раскрылись дополнительные возможности работы по расширению и углублению словаря детей. Так, если ребенок называет родственное слово, неизвестное другим детям, он знакомит их (иногда с помощью логопеда) с его значением, рассказывает, когда и где данное слово можно употреблять.
Благодаря нашей «Полянке» дети сделали много открытий в мире прекрасных слов, о существовании которых порой даже не подозревали. Развивается умение анализировать слова, объяснять значения производных слов с опорой на соответствующие наглядно-графические модели, устанавливать существенные для называния связи и отношения. Момент соревнования помогает поддержанию активности, инициативности, интереса, воспитанию языкового чутья, стремления говорить правильно.
Дидактическая игра «Полянка родственных слов» является сильнейшим стимулом для проявления детской самодеятельности в области языка, в результате дети пополняют активный словарь и закрепляют навыки:
· различения и выделения частей слова на слух,
· образования однокоренных слов различными способами (что в дальнейшем важно в школьном обучении при написании безударных гласных, глухих и звонких согласных в середине и конце слов).
Коррекционная работа по формированию функции словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня будет более эффективной, если она учитывает положение о системном развитии лексики и словообразования и ведущую деятельность данного возраста. То есть если развитие речи ребёнка происходит с задержкой, то при определённых условиях словообразовательные потенции языковой способности можно актуализировать, обеспечивая развитие как процессов восприятия слов, так и процессов их создания.