Статья:

К вопросу о проблемах дополнительного образования школьников

Конференция: XXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория, методика и организация социальнокультурной деятельности

Выходные данные
Белова Е.А. К вопросу о проблемах дополнительного образования школьников // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXIV междунар. науч.-практ. конф. — № 11(24). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 48-52.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

К вопросу о проблемах дополнительного образования школьников

Белова Екатерина Анатольевна
педагог дополнительного образования, преподаватель вокала, МАОУ ЦО № 47 Иркутска, РФ, г. Иркутск

 

To the question about the problems in the system of additional education

 

Katya Belova

teacher of additional education, vocal teacher, Center of education No. 47, Russia, Irkutsk

 

Аннотация. В статье освящаются проблемы системы дополни­тельного образования, как общественно-ориентированного варианта развития школьников. Выявляются также проблемные моменты в системе дополнительного образования и прочие факторы, влияющие на дополнительное образование детей в частном и целом.

Abstract. The article deals with the problems of the system of additional education as a socially oriented version of the development of schoolchildren. There are also identified problematic aspects in the system of additional education and other factors affecting the additional education of children in private and in General.

 

Ключевые слова: система дополнительного образования; проблемы образования школьников; детские учреждения; сфера допол­нительного образования.

Keywords: System of additional education; problems of education of schoolchildren; sphere of additional education.

 

В этой статье мы попытаемся дать определение очевидным достоинствам современного дополнительного образования. И также нашей задачей определим анализ его некоторых проблем на основе изучения трудов отечественных учёных в области российского образования, определим и возможные пути их решения.

В современных реалиях без сомнения, одной из главных частей, составляющей школьный образовательный процесс, является допол­нительное образование. Оно не должно рассматриваться лишь как дополнение к основному образованию, способствующее расширению образовательных стандартов. Дополнительное образование скорее самостоятельная ветвь образования, не входящая в государственный стандарт. Основное его предназначение - удовлетворить постоянно изменяющиеся индивидуальные и образовательные потребности детей. Каждый участник дополнительного образования выбирает, хочет он чем-то заниматься или нет, если ли у него потребности и интерес к этому или нет. Дополнительное образование формирует у ребёнка самосознание, значимость собственной личности. Оно безусловно способствует самовыражению, развитию творческой активности, овла­дению различными формами познавательной деятельности и усилению мотивации ребёнка к учебе. А также ускоряет формирование у ребёнка умения делать осознанный и ответственный выбор, что обеспечивает эффективность воспитательной работы с личностью ребёнка. И, наконец, оно позволяет полноценно полезно и безопасно организовать свободное от учёбы время.

Особый статус дополнительного образования был закреплен в ряде официальных документов. В декабре 2012 года был принят Закон «Об образовании», в котором отдельной статьёй, выделяется статус и определяется сфера реализации дополнительного образования детей. А 4 сентября 2014 г. Правительство Российской Федерации распоря­жением утвердило «Концепцию развития дополнительного образования детей». Этот документ имеет методологический характер и прописывает общие направления развития дополнительного образования, которые определяются в соответствии с задачами государственной политики и потребностями современного общества. Концепция ставит акцент на его особенности и значимости в процессе обучения и воспитания детей и необходимости признания социумом важности статуса дополни­тельного образования.

В настоящее время в системе дополнительного образования детей происходит период становления. Оно имеет под собой давнюю историю и традиции советского прошлого, когда дополнительное образование было для школьников практически обязательным. После школьных занятий дети спешили в различные секции и кружки при школе и Домах пионеров. Дополнительное образование считалось обязательным интересным и полезным досугом.

Сейчас оно переживает ряд проблем, перекликающихся с эконо­мическими и социально - культурными реалиями нашего времени. Конкурентоспособность нынешнего дополнительного образования постепенно снижается в силу большей привлекательности современного досуга детей. Всеобщая информатизация, легкодоступность телевидения и интернета и обладание различными гаджетами приводят к тому, что дети делают свой выбор в пользу пассивного досуга за компью­терными играми и просмотром боевиков у телевизора. Дети сегодня всё больше предпочитают развивать не собственную ловкость и выносливость тела и духа, а проживать жизнь своих виртуальных героев в играх и социальных сетях. Традиционный урочный формат занятий дополнительного образования, предполагающий, что ребёнок должен хоть и добровольно, но систематически посещать занятия 2-3 раза в неделю, зачастую становится отрицательной причиной в выборе ребёнка. Часто выбор делается не в пользу занятия, а в пользу игры и гаджетов. В такой ситуации очень важна постоянная двухсто­ронняя связь родителей и педагога, которые совместно мотивируют, направляют и даже контролируют ребёнка в информационно - образовательном пространстве.

Очень актуальным также становится вопрос о разработке, апробации и внедрении новых альтернативных форматов и форм предоставления образовательных услуг дополнительного образования.

Сохранность контингента творческих объединений - ещё одна из самых острых проблем. Она контролируется педагогами в течение всего учебного года. Для детских коллективов, объединений и учреждения в целом, отсев воспитанников (около 3 %), имеющий различные причины, не является критическим. В помощь за сохра­нение контингента приходят инновационные технологии, нацеленные на подход к каждому ребенку и удовлетворение его индивидуальных потребностей.

Ещё одной из ощутимых проблем, является привлечение в допол­нительный образовательный процесс детей младшего подросткового и подросткового возраста. Почти все младшие школьники с энтузиазмом и интересом воспринимают новые для себя умения и навыки, посещают дополнительные кружки и занятия. А в жизни старшего школьника большую роль играет постоянно усложняющаяся школьная общеобра­зовательная программа. Домашние задания и спектр обязательных знаний увеличиваются и неуклонно усложняются. В созвучии с обяза­тельной для всех внеурочной деятельностью (в которой школьник обязан участвовать), это также оставляет всё меньше и меньше времени подростку на дополнительное образование. Только правильно органи­зованный режим дня, нагрузок, учёбы и отдыха, может оптимально способствовать разрешению этой проблемы нехватки времени школьника.

Перечисляя различные проблемы дополнительного образования трудно не упомянуть также и о проблеме отсутствия специально подготовленных кадров именно для системы дополнительного образования. И также об оттоке наиболее опытных квалифи­цированных педагогических кадров. Проанализировав документы о присвоении социальных льгот и гарантий (педагогических пенсий, дифференцированных надбавок), закрепленных в законодательной базе субъектов РФ, весьма сложно сделать оптимистичный вывод о правильном понимании законодателем роли и значения педагоги­ческих кадров дополнительного образования в современном обществе. Это неуклонно приводит к сокращению грамотного квалифицированного педагогического состава и молодых специалистов в данной сфере образования.

Проблемой реализации программ дополнительного образования также является недостаточность изученности социального заказа на дополнительное образование учащихся, нехватка технологий по его изучению. В нынешней ситуации финансовой нестабильности, недоста­точности средств общего финансирования не исключен сценарий резкого сокращения всей системы дополнительного образования, в след­ствие чего выживут только программы, имеющие мощную общественную поддержку. Следовательно, программы дополнительного образования можно считать перспективными только в случае их очевидной социальной значимости. Это очень важный проблемный нюанс! Дополнительное образование в основном ориентированно на социально благополучного ребёнка с желанием саморазвития, минимальными навыками и способностью обучения. В следствие этого такие благопо­лучные дети ходят на два, три и более кружка. А дети не благополучные (в общем понимании) такой возможности не имеют в силу различных причин. Для них часто доп. образование становится недоступной роскошью. Учитывая это при составлении и реализации своих допол­нительных программ, социальная ориентированность должна стать одним из значимых пунктов для педагога дополнительного образования.

Подводя итоги анализа проблем современного дополнительного образования, мы ещё раз должны вспомнить основные проблемные моменты, требующие пристального внимания и решения:

  1. Конкурентоспособность дополнительного образования
  2. Сохранность контингента и наполняемость групп.
  3. Формирование высококвалифицированного кадрового состава, привлечение опытных профессионалов и молодых специалистов.
  4. Поднятие и признание социального статуса педагога дополни­тельного образования. Законодательная поддержка и поощрение педагогов.
  5. Составление и реализация социально значимых программ, ориентированных на большинство детей.

 

Список литературы:
1. Березина В.А. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: учеб. Пособие – М.: Диалог культур, 2007.
2. Евладова Е.Б. Дополнительное образование в школе: проблемы и специфика // Внешкольник, 2000, № 3.
3. Жильцова О.А. Интеграция общего и дополнительного образования школьников. М., 2011. 256 с.
4. Концепция дополнительного образования детей, утверждённая распоря-жением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р [Электронный ресурс] // Консультант Плюс.
5. Куприянов Б.В. Новые надежды дополнительного образования детей // Управление школой - Первое сентября. 2012. № 5. С. 51-56.
6. Мухамедьярова Н.А. Нормативно-правовое регулирование предоставления дополнительного образования детям в России // Ярославский педагогический вестник – 2013 – № 1 – Том II (Психолого-педагогические науки).
7. Скрипка Л.П. Развитие системы дополнительного образования детей: проблемы и перспективы // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10.
8. Хентонен А.Г., Бельская К.В. Современные тенденции развития системы дополнительного образования в России // Молодой ученый. – 2016. – № 23. – С. 527-529.