Статья:

Использование активных методов обучения на бинарных уроках истории и информатики

Конференция: XII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Красноперова Л.Е., Сиротина В.В. Использование активных методов обучения на бинарных уроках истории и информатики // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XII междунар. науч.-практ. конф. — № 10(12). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 71-76.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Использование активных методов обучения на бинарных уроках истории и информатики

Красноперова Людмила Евгеньевна
учитель информатики МБОУ «Федоровская СОШ №1», РФ, ХМАО-Югра, Сургутский район, г.п. Федоровский
Сиротина Виктория Викторовна
учитель истории и обществознания МБОУ «Федоровская СОШ №1», РФ, ХМАО-Югра, Сургутский район, г.п. Федоровский

 

Аннотация. Рассматриваются приемы технологии активных методов обучения и их положительные и отрицательные стороны. Обобщается опыт применения и выбор приемов на фрагменте  бинарного урока по истории и информатики.

Ключевые слова: метод; приемы; ТРКМ; кейс-метод; бинарный урок; активные методы обучения.

 

Наше время – время перемен. Появились новые подходы к извечным проблемам: чему и как учить, новые педагогические технологии, методы, приёмы, новые взгляды на взаимоотношения воспитателя и воспитуемого, учителя и ученика. Сегодня особенно важно развивать познавательную деятельность учащихся, формировать интерес к процессу познания, к способам поиска, усвоения, переработки и применения информации, что позволило бы школьникам быть субъектом учения, легко ориентироваться в современном быстро меняющемся мире. С введением ФГОС от ученика ждут активных действий, мыслей, идей и сомнений, при решении которых он учится находить выход из сложившейся проблемной ситуации.

Современное преподавание в школе сталкивается с проблемой снижения мотивации у обучающихся к обучению. Возникает вопрос: «Как же заинтересовать учеников на уроке? Научить их применять полученные знания в разных областях». На сегодняшний день существует множество технологий, способствующих повышению интереса учащихся к предмету, активизации самостоятельной познавательной деятельности, формирования метапредметных знаний и умений обучающихся. Всего этого можно достигнуть благодаря использованию активных методов и форм обучения, которые способствуют достижению следующих целей: формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в предметной области при решении многозначности профессиональных проблем и жизненных ситуаций; совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, навыков информационного моделирования, исследовательской деятельности и т.д.;  развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников; воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к созидательной деятельности и к продолжению образования с применением средств ИКТ.

Для достижения поставленных целей большинство педагогов нашей школы в своей практике технологию активных методов обучения. Их эффективность применения подтверждена отечественными и зарубежными исследованиями. Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что читает, 20% - что слышит, 30% - что видит; 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. Усвоение материала  на 90% происходит тогда, когда обучающийся сам участвует в реальной деятельности и в постановке проблем, а также выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов [3].

Одним из наиболее эффективных приемов являются приемы технологии развития критического мышления, а также кейс-метод. Данные приемы позволяют обучающимся найти свое индивидуальное решение проблемы (вопроса), проявить не только самостоятельность в процессе поиска, но и умения находить компромисс в процессе дискуссии, приходя к общему решению проблемы (вопроса).

Технология развития критического мышления (ТРКМ) и кейс-метод как активные методы обучения и активизации учебного процесса направлены на достижение следующих результатов: осознание многозначности профессиональных проблем и жизненных ситуаций; интеллектуальное развитие у обучающихся; приобретение опыта поиска и выработки альтернативных решений; формирование готовности к оценке и принятию решений; обеспечение повышения качества усвоения знаний за счет их углубления и обнаружения пробелов; способствует самовыражению учащихся, дает возможность проявить себя; развитие коммуникативных навыков.

Образовательная ценность ТРКМ и кейс - метода заключается в том, что они: позволяют иллюстрировать теоретические знания на материале реальных событий; стимулируют познавательную активность учащихся; способствуют развитию необходимых компетенций учащихся (умение работать с  источниками, искать альтернативы в решении задач и т.п.); развивают способность креативного мышления; актуализируют заданный комплекс знаний, который необходимо применить при разрешении рассматриваемой проблемы.

В технологии активных методов обучения (АМО) содержится огромное количество приемов, которые помогают учителю не только поддерживать внимание учащихся, но и стимулировать их познавательную активность. Отрицательным моментом АМО является частое перенасыщение урока большим количеством приемов, что перегружает учащихся и даже  понижает их уровень восприятия материала и рассеивает внимание. Следовательно, учителю необходимо понимать, что на уроке приемы должны использоваться дозированно. Лишь в этом случае урок будет продуктивным и учащиеся смогут реализовать полученные знания в полном объеме. Учителями истории и информатики активно применяются АМО, не только на своих уроках, но и на бинарных. Разработанная система бинарных уроков  с использованием АМО позволяет осознанно осуществлять преобразование  любой информации в схему. Как пример приводим фрагмент бинарного урока по теме «Сталин - гений или тиран?» с использованием поисковых систем Интернета.

Цель (история): содействовать выработке собственного мнения, умению анализировать и давать собственную оценку исторической личности; учить самостоятельно работать с дополнительными источниками информации; воспитывать уважительное отношение к судьбам людей.

Цель (информатика): способствовать усвоению и систематизации знаний и умений пользоваться поисковыми системами; закрепить умение работать с браузерами; формировать у обучающихся элементы культуры работы в сети Интернет.

Кейс ситуация. Дано задание составить ДИАМАНТ и КЛАСТЕР на тему «Сталин - гений или тиран?». ДИАМАНТ и КЛАСТЕР, которые должны содержать биографические данные, характеристику личности, сведения о деятельности и графические данные подтверждающие выбранные термины.

Вопросы кейса:

1. Какие действия нужно произвести ученику для того, чтобы заполнить ДИАМАНТ и КЛАСТЕР по истории, учитывая предъявляемые требования?

2. Какие ключевые слова нужно ввести, чтобы быстро найти нужную информацию?

3. Что влияет на поиск нужной информации?

Ученики заполняют схему (рис.1), отвечая на вопросы кейса.

 

Рисунок.1 Схема кейс-ситуации

 

ДИАМАНТ и КЛАСТЕР может выполняться с использованием программ Microsoft Office Word, Microsoft Office Power Point. Пример ДИАМАНТА с использованием программы Microsoft Office Word.

 

1

Гений

2

Харизма, победа, величие

3

Достигать, побеждать, внушать

4

Партия, война, жертвы

5

Культ, идеология, репрессии

6

Угнетать, уничтожать, судить

7

Тиран

 

Рисунок 3. Пример заполнения кластера

 

Для мотивации школьника к выполнению поставленных целей необходимо направить его на решение поставленной задачи, в ней должно быть что-то известно, заданы какие-то отправные данные для размышления, для творческого поиска. Важно, чтобы проблемная ситуация содержала в себе некоторый психологический элемент, заключающийся в новизне и яркости фактов.

Применение технологии АМО способствует стимулированию индивидуальной активности обучающихся, формированию позитивной мотивации к обучению, а также дает возможность учителю самосовершенствоваться, креативно мыслить, обновлять собственный творческий потенциал и выступать в роли тьютера. Активные методы обучения ставят ученика в новую позицию. Из пассивного участника образовательного процесса  он  становится активным, критически мыслящим, умеющим не только слушать, но и слышать своих собеседников, а также преобразовывать информацию (выделяя из общего частное). Применение активных методов обучения на практике позволило сделать следующие выводы: использование АМО на  бинарных уроках позволяет обеспечить положительную мотивацию обучения; провести урок на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечить высокую степень дифференциации обучения; повысить объем выполняемой на уроке работы; усовершенствовать контроль знаний; рационально организовать учебный процесс и повысить эффективность урока; обеспечивают способность критически мыслить, в результате чего пропадает боязнь неправильного ответа у учащихся; позволяют создавать «шаблоны» к действию, которые можно применять не только на уроках истории и информатики, но и в других предметных областях.

 

Список литературы:
1. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – Москва: Просвещение, 2011. – 223с.
2. Кейс-метод // Знание ИНФО / [Электронный ресурс]. URL: http://www.znanie.info/portal/ec-terms/25/333.html
3. Погребная Е.Н. Психолого-педагогические основы активных методов обучения [Электронный ресурс]. URL: tnaia.narod.ru/sk/
4. Смолкин А.М. Методы активного обучения. М., 1991.