Статья:

Проектирование эффективного управления образовательной системы среднего профессионального образования (на примере ГАПОУ МО "Кольский транспортный колледж")

Конференция: XXXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика профессионального образования

Выходные данные
Сафронов В.В. Проектирование эффективного управления образовательной системы среднего профессионального образования (на примере ГАПОУ МО "Кольский транспортный колледж") // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXXI междунар. науч.-практ. конф. — № 7(31). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 46-51.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Проектирование эффективного управления образовательной системы среднего профессионального образования (на примере ГАПОУ МО "Кольский транспортный колледж")

Сафронов Виктор Васильевич
магистрант, Мурманский арктический государственный университет, преподаватель-организатор ГАПОУ МО Кольский транспортный колледж, РФ, г. Мурманск

 

Аннотация. В работе исследованы вопросы формирования эффективной системы управления СПО на примере ГАПОУ МО «КТК». Отражена необходимость оптимизации, и выработаны направления проекционной деятельности.

 

Ключевые слова: система управления; образовательные программы; ФГОС; система качества образовательных услуг.

 

Проблема повышения качества реализации образовательной системы в рамках среднего профессионального образования определена изменением образовательных приоритетов и системы методик подготовки специалистов. Изменения в жизни общества, рост технической оснащенности, развитие науки и техники приводят к инновационному развитию Российской Федерации, что непосредственно отражается на необходимости существенной модернизации системы отечественного образования.

Подчеркнем, что, исходя из Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы [7], основной задачей развития образовательной системы выступает поиск путей обновления направлений развития системы образования страны за счет модернизации. 

В соответствии с требованиями Концепции, а также учитывая современные реалии, необходимо формирование новой модели эффективного управления образовательной системы в Мурманской области в рамках конкретного среднего профессионального учебного заведения. Ключевым моментом на пути к улучшению деятельности колледжа является интеграция качества в стратегическое и оперативное управление.

Тенденции развития системы управления представлены на базе Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Мурманской области «Кольский транспортный колледж», созданного распоряжением правительства Мурманской области от 20.12.2011 № 480-РП «О создании государственных автономных образовательных учреждений Мурманской области начального профессионального образования «Кольский агропромышленный лицей» и «Полярнозоринский энергетический лицей» путем изменения типа существующих государственных областных образовательных учреждений» [6].

Согласно Уставу, целью деятельности данного образовательного учреждения является подготовка кадров со средним профессиональным образованием, профессиональной подготовкой в соответствии с потребностью экономики и социальной сферы Мурманской области.

Важно отметить, что образовательные программы из списка 50-ти наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий и специальностей, которые требуют среднего профессионального образования, утвержденного 2 ноября 2015 года приказом Министерства труда и социальной защиты РФ [4].

Федеральные государственные образовательные стандарты, актуализированные в связи с выходом новых профессиональных стандартов в системе среднего профессионального образования. Актуализация ФГОС, в соответствии с утвержденными профессиональными стандартами, не влечет за собой изменения структуры действующих образовательных стандартов и использованного в них понятийного аппарата. Существенные различия в понятийном аппарате ФГОС и ПС устраняются путем установления соответствия между применяемыми понятиями.

Необходимость оптимизации системы управления в колледже возникла в связи с изменившейся стратегией развития системы профессионального образования:

– изменение требований к лицензированию и аккредитации ОО профессионального образования в части организации системы внутреннего контроля качества образовательной услуги;

– оптимизация сети образовательных учреждений  СПО;

– введение Профессиональных стандартов и стандартов СПО третьего поколения, методологической основой которых является модульно-компетентностный подход к разработке и реализации образовательных программ СПО – программ подготовки специалистов среднего звена.

В соответствии с Уставом ГАПОУ МО «КТК» [8], управление строится на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.

Единоличным исполнительным органом образовательного учреждения является руководитель – директор, осуществляющий текущее руководство деятельностью образовательного учреждения.

Коллегиальными органами управления образовательного учреждения являются наблюдательный совет образовательного учреждения, общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательного учреждения, общее собрание работников (трудового коллектива), педагогический совет, совет образовательного учреждения, студенческий совет.

Для понимания сущности требований к проектированию направлений управления образовательной системой СПО важно отметить сущность изменений социально-экономического аспекта организации, а также учесть их в рамках формирования образовательной деятельности.

Отметим, что введение элементов системы качества как подсистемы управления колледжем привело к  переориентации образовательной услуги на потребителя (педагогических работников, обучающихся и их родителей, работодателей); к переходу от функциональной модели управления к процессной; к изменению подходов к оплате труда педагогических работников; к упорядочению внутренней информации о качестве образовательной деятельности колледжа.

Все службы и структурные подразделения колледжа работают по согласованным и утвержденным директором планам. При планировании учитываются тенденции и приоритетные направления модернизации и развития среднего профессионального образования, результаты проблемно-ориентированного анализа и особенности образовательной деятельности колледжа.

Существенное значение в системе управления имеет оперативное информирование служб и подразделений о планах руководства, принятых решениях, о распорядительных документах. Оперативность информирования обеспечивается через активное использование информационно-коммуникативных технологий (официальный сайт колледжа, электронный документооборот с помощью локальной сети), материалы информационных стендов, административные совещания, общие собрания трудового и студенческого коллективов. Строгая подчиненность, закрепленная в соответствующих локальных актах и должностных инструкциях сотрудников, позволяет осуществлять квалифицированное руководство деятельностью служб и подразделений колледжа.

Для оценки сложившейся в колледже ситуации в области качества в 2014 году было проведено комплексное самообследование ГАПОУ МО «КТК». Кроме этого, велась работа по анализу, корректировке и систематизации существующей нормативной (локальной) документации и разработке новых недостающих положений. В процессе этой работы проводилась перекрестная проверка всех документов на взаимосогласованность и непротиворечивость их друг другу. При необходимости в часть документов вносились коррективы. В результате в колледже был издан Сборник нормативных локальных актов.

Анализ действующей системы управления ГАПОУ МО «КТК» позволяет выделить проблемы, затрудняющие применение эффективных форм управленческого воздействия. В частности, в колледже имеет место отставание в сфере информатизации учебного заведения, что негативно отражается на выполнении требований к скорости и качеству принятия управленческих решений, эффективности использования ресурсов.

В рамках проектирования системы управления считаем необходимым провести совершенствование имеющейся информационной системы. В частности, формирование единой платформы и создание единой точки ввода информации, локализация информационных потоков внутри одного решения (включая учет контингента, приема, трудоустройства, управленческий учет, учет материальных ценностей, кадровый учет и т. д.). В рамках указанной системы управление информационными материалами будет происходить с первого момента их регистрации в информационной системе и далее по мере их накопления в рамках движения обучающихся на всех ступенях получения образования в ГАПОУ МО «КТК». Именно формирование единой информационной платформы позволит реализовать потребность эффективного управления ресурсами образовательной деятельности (аудиторный фонд, специализированный фонд – лаборатории, компьютерные классы, спортивные сооружения, материально-техническая база, обучающиеся, преподаватели) [3, c. 99].

Подчеркнем, что, выделяя целевой компонент технологии обучения, Н.В. Васильченко и Т.Ю. Ломакина характеризуют современное состояние развития системы СПО в России как взаимосвязанные между собой процессы:

– формирование и внедрение систем управления качеством СПО в рамках Международных стандартов по менеджменту (ISO 9001:2008);

– определение комплексной оценки работы СПО при единовременном функционировании эффективных внутриколледжных систем управления;

– развитие конкурентоспособной системы предоставления услуг в рамках деятельности учреждения СПО [1, c. 40].

Учитывая современные тенденции развития профессионального образования, руководству ГАПОУ МО «КТК» необходимо разработать и внедрить в колледже системы менеджмента качества. Ввиду новизны формирования систем качества в рамках деятельности ГАПОУ МО «КТК» целесообразно провести обучение администрации и сотрудников колледжа в сфере менеджмента качества [1, c. 41].

В рамках проектирования эффективной системы управления необходимо сформировать в структуре управления ГАПОУ МО «КТК» грамотное разделение как полномочий, так и ответственности руководителей за обеспечение качества при одновременном выделении уполномоченного и формировании Совета по качеству.

 

Список литературы:
1. Васильченко Н.В., Ломакина Т.Ю. Целевой компонент технологии обучения в системе среднего профессионального образования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2018. – № 10 (133). – С. 38-43.
2. Горшунов А.П. Новые подходы к управлению образовательным учреждением СПО в условиях реализации ФГОС // Научные исследования в образовании. – 2012. – № 4. – С. 21-28. 
3. Куличенко А.И., Шпинько Э.А. Модернизации системы управления образовательным учреждением путем использования современных электронных технологий // Молодой ученый. – 2014. – № 15. – С. 98-100. 
4. Приказ Минтруда России от 02.11.2015 г. № 831 «Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования» // Минтруд России [Электронный ресурс] – Режим  доступа: https://rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/436 (дата обращения: 04.07.2019).
5. Приказ Министерства образования и науки Мурманской области от 22.06.2018 г. № 1185 «О модернизации профессиональных образовательных организаций, реализации приоритетного проекта «Образование» по направлению «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий» («Рабочие кадры для передовых технологий») в Мурманской области» // Гарант [Электронный ресурс] – Режим  доступа:  https://base.garant.ru/44685284/ (дата обращения: 04.07.2019).
6. Распоряжение Правительства Мурманской области от 20.12.2011 г. № 480-РП «О создании государственных автономных образовательных учреждений Мурманской области начального профессионального образования «Кольский агропромышленный лицей» и «Полярнозоринский энергетический лицей» путем изменения типа существующих государственных областных образовательных учреждений» // Гарант [Электронный ресурс] – Режим  доступа:  https://base.garant.ru/16976057/ (дата обращения: 04.07.2019).
7. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 г. № 2765-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы» // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] – Режим  доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173677/ (дата обращения: 04.07.2019).
8. Устав Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Мурманской области «Кольский транспортный колледж» (новая редакция) (утв. Приказом Министерства образования и науки Мурманской области 22.03.2018 г. № 484) [Электронный ресурс] – Режим  доступа:  http://ktk51.ru/dokumenti/ustanovochnie_dokumenti/ustav_gapou_mo_ktk.pdf (дата обращения: 04.07.2019).
9. Шкляев А.Е. Среднее профессиональное образование в механизме обеспечения потребности экономики в специалистах среднего звена // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. – 2015. – № 3 (81). – С. 3-13.