Статья:

Роль семьи в формировании культуры здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста

Конференция: XV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Назарова Е.Н. Роль семьи в формировании культуры здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XV междунар. науч.-практ. конф. — № 2(15). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 37-44.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Роль семьи в формировании культуры здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста

Назарова Екатерина Николаевна
магистр, Оренбургский государственный педагогический университет, РФ, г. Оренбург

 

The role of the family in the formation of a healthy lifestyle culture for children of senior preschool age

 

Ekaterina Nazarova

master, Orenburg State Pedagogical University, Russia, Orenburg

 

Аннотация. Формирование культуры здорового образа жизни дошкольников. Вопрос участия родителей в формировании культуры здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.

Abstract. Forming a culture of a healthy lifestyle for children. The question of the participation of parents in the formation of a culture of a healthy lifestyle in children of senior preschool age.

 

Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста; здоровый образ жизни; культура здоровья; культура здорового образа жизни; семья.

Keywords: children of senior preschool age; healthy lifestyle; culture of health; culture of a healthy lifestyle; family.

 

В настоящее время много внимания уделяется вопросу о форми­ровании культуры здорового образа жизни детей в семье. Статьи в газетах и журналах, книги, кино, радио и телевидение дают родителям советы, информируют и призывают их к тому, как это сделать правильнее для ребенка.

Если рассматривать проблему здоровья с культурологической стороны, то можно сделать вывод, что она не новая. Значением формирований культуры здоровья и ее сути у детей занимались Э.Н. Вайнер, В.Я. Данилевский, И.И. Мечников, и др. [4].

При рассмотрении содержания педагогической литературы были выделены основные понятия этой проблемы. Понятие «здоровый образ жизни» конкретно не выделено. В учебниках различных ученых встречаются разные определения.

К примеру, П.А. Виноградов, О.А. Мильштейн, Б.С. Ерасов, В.А. Пономарчук, в собственных исследовательских работах дают понятие здорового образа жизни, как глобальную социальную проблему, как одну из составных частей жизни общества в целом. И.О. Матынюк, Г.П. Аксенов, Р. Дитлс, В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский понимали здоровый образ жизни с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие взгляды на суть данного понятия, но огромной разности меж ними нет, т. к. они ориентированы на разрешение одной основной проблемы – укрепление здоровья человека, формирование культуры здорового образа жизни [4].

Само понятие культура здорового образа жизни в узком смысле означает распорядок действий, предназначенный для укрепления здоровья.

Формирование культуры здорового образа жизни реализовывается не только в процессе воспитательной деятельности, но и во время спонтанных воздействий окружающей экологической и социальной среды. Социальная среда, находящаяся вокруг ребенка, создает у него понятие и социальный ориентир культуры ведения здорового образа жизни. Человек в основном создается силами культуры такого социума, в котором он проживает. Культуру можно представить, как совокупность традиций, смыслов, ценностей, идей, норм, знаковых систем, присущих для общества и выполняющих функции социальной ориентации. М.С. Каган писал, что культура в определении сущности человека охватывает не лишь только его внутренние (психологические, духовные) качества и состояния, но и их проявления в способах его деятельности и их воплощение в плодах данной работы.

Одна из известных ученых, Деркунская В.А. понятие «культура здоровья» детей дошкольного возраста рассматривает, как сово­купность ценностного отношения ребенка к здоровью, его сохранению и укреплению на уровне себя, других и общества в целом; личностно и социально значимых способов (умений и навыков) деятельности, нацеленных на обретение социального, психического и физического благополучия. Итогом культуры здоровья ребенка будет всем известная здоровьесберегающая компетентность, представленная готовностью решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, оказания элементарной медицинской и психологической помощи и самопомощи во внезапных и опасных для здоровья ситуациях – с одной стороны и оформляющаяся позиция субъекта здоровьесозидания – с другой [4].

Анализируя работы В.А. Деркунской, Л.Г. Касьяновой, О.А. Князевой, И.М. Новиковой и др. можно сделать вывод, что как раз в старшем дошкольном возрасте у детей особо остро возникает заинтересованность к своему здоровью, бережное отношение к собственному организму (жизни, здоровью) как ценности.

Сам процесс формирования культуры здорового образа жизни дошкольников, продвигается в согласование с активным образом жизни, формированием представлением о чистоте и о привычке к ней, соблюдению элементарных гигиенических требований, представле­ниями об окружающей среде и ее плохом и хорошем действии на здоровье человека. Формирование культуры здорового образа жизни идет в процессе занятий, режимных моментов, в трудовой деятель­ности, на прогулках, в игре.

Ключевые положения культуры здорового образа жизни у дошкольников отображаются наличием основных знаний и пред­ставлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности), и способностью осуществлять их в поведении и деятельности доступными для ребенка приемами (делать зарядку, мыть руки, чистить зубы) [5, c. 25].

Непосредственно сам процесс формирования культуры здорового образа жизни у старших дошкольников проходит в результате включения в работу новых различных форм, методов и приемов работы. Большой вклад вносит в этот процесс ДОО. На занятиях в детском саду ребятам даются основные представления о здоровье человека, о морфологии физиологии человеческого тела, о большой взаимосвязи между окружающей социальной и природной средой и состоянием здоровья человека, удовлетворяя тем самым когнитивные потребности в познании самого себя и окружающего мира. Для расширения и закрепления полученной информации применяются наблюдения, беседы, игры, экскурсии, прогулки, проблемные ситуации, опыты и др.

Главную роль в формировании культуры здорового образа жизни играет семья. Ведь именно семья является основной социальной структурой, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья детей, приобщение их к ценностям здорового образа жизни. Известно, что ни одна даже самая лучшая программа и методика не могут гарантировать полноценного результата, если ее задачи не решаются совместно с семьей [3, c. 63]. Безусловно, состояние здоровья ребенка напрямую зависит от условий жизни, в которых он проживает, сани­тарной грамотности, гигиенической культуры родителей. Готовность к здоровому образу жизни не может возникнуть сама собой, она начинает формироваться у человека с ранних лет, внутри семьи, в которой родился и воспитывается ребенок.

Для ребенка главное усвоить, что здоровье для человека – это главная ценность, и что каждый человек сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. В этом ничто не может сравниться с авторитетом взрослого. Поэтому родители должны сами воспринять философию культуры ЗОЖ и вступить на путь здоровья.

Существует такое правило, что если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, нужно обязательно самому иди по пути здоровья, иначе ребенка некуда будет вести. В раннем дошкольном возрасте дети еще не способны разумно следовать элементарным нормам гигиены и санитарии, заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих, выполнять требования ЗОЖ. Все это выделяет на первое место задачу перед родителями по возможности более ранней выработке у маленького ребенка навыков и умений, способствующих сохранению собственного здоровья [2].

Для правильного формирования культуры здорового образа жизни у старших дошкольников необходимо применять специальные физические упражнения, укрепляющие здоровье. Для этого ежедневно нужно делать утреннюю гимнастику, цель которой – создать хорошее настроение у детей, укрепить здоровье, развить сноровку, физическую силу. Утреннюю гимнастику лучше проводить с музыкой, которая «благоприятно влияет на эмоциональную сферу старшего дошкольника, улучшает настроение, формирует их представления о культуре здорового образа жизни» [1, c. 134].

Находясь дома и на свежем воздухе в соответствующей одежде, босохождение, сон при открытой форточке, обширное умывание прохладной водой, активное занятие физкультурой на воздухе – всё это моменты закаливания, которые нужно активно использовать роди­телями по формированию культуры здорового образа жизни.

Практика показывает, что правильно составленный режим дня дает свои плоды: дошкольники ведут себя спокойно, быстро засыпают, отсутствует возбуждение, ребята не отказываются от еды.

Большое значение для формирования культуры здорового образа жизни старших дошкольников имеют подвижные игры. Ведь именно подвижные игры и физические упражнения оказывают значительное влияние на хороший рост и развитие всех органов и тканей ребенка, а если эти занятия также проводить на свежем воздухе – то организм будет закаляться.

Если физические упражнения родителям проводить правильно, то они способствуют развитию таких положительных качеств, как самостоятельность и выдержка, внимание и умение сосредоточиваться, сообразительность и выносливость и др.

Для здоровья старших дошкольников очень важно, когда они научатся определенным двигательным действиям, как будут их выполнять и смогут ли они правильно использовать их в игре или в повседневной жизни [4].

Семья во многом определяет отношение старших дошкольников к физическим упражнениям, и их активность и инициативу к спорту. Этому содействует близкое эмоциональное общение детей и взрослых в различных ситуациях, естественно возникающая их совместная деятельность (обсуждения успехов спортивной жизни страны, иллюстра­ций в книгах на спортивные темы, переживания при просмотре телевизионных спортивных передач и др.).

Нужно сделать все необходимое для более обширного исполь­зования игр и физических упражнений. Чтобы знания и умения были лучше закреплены, дома родители могут создать так называемый спортивный уголок, который также поможет им разумно организовать досуг детей.

Личный пример родителей, совместные физкультурные занятия, здоровый образ жизни – главные составляющие успеха физического воспитания в семье [2].

Старшие дошкольники не всегда сами могут организовать игры, так как им необходима помощь в руководстве со стороны родителей, которые должны представить детям различные способы использования физкультурного инвентаря, ознакомить с правилами действий, содер­жанием игр. Главное нужно запомнить, что оздоровительный эффект от игры на свежем воздухе в парке, на прогулочной площадке, значи­тельно выше, нежели от игры дома как бы там хорошо не проветривалось.

На прогулках родителям необходимо познакомить детей с различными экологическими факторами, и их влиянием на окру­жающую среду. Наряду с такими прогулками-экскурсиями используются эколого-оздоровительные прогулки. Целью таких прогулок является наблюдение за растениями, сезонными изменениями в жизни природы. Во время таких прогулок проходят оздоровительные мероприятия: занятия физической культурой, дыхательная гимнастика, подвижные игры на свежем воздухе, ознакомление детей с благоприятным воздействием природы на здоровье человека и значением природы для здорового образа жизни (оздоровительное влияния закаливающих природных факторов: солнца, чистого воздуха, воды).

Еще одним методом формирования у старших дошкольников мотивации к усвоению представлениями о культуре здорового образа жизни считается применение игровых форм обучения. Игры наполняются содержанием о здоровье, здоровом образе жизни и применяются для усвоения и закрепления информации, формирования навыков. Например, родители с детьми играют в мяч (по типу «Полезно – вредно») с называнием предметов и объектов окружающей среды, продуктов питания [5, с. 66].

На прогулке, для естественного понимания старшими дошколь­никами объектов и явлений, проводятся недолгие или продолжительные опыты и наблюдения. Благодаря опытам у старших дошкольников формируется познавательный интерес к окружающей социальной и природной среде, развивается наблюдательность и мыслительная деятельность. Наблюдение позволяет показать детям влияние на природу социальных и экологических факторов, помогает осознать влияние окружающей социальной и природной среды на оздоровительный образ жизни.

С целью стимулирования познавательной деятельности и развитие навыка здоровьесберегающего поведения у старших дошкольников применяются методы проблемного обучения: метод выбора, проблем­ные ситуации, постановка ситуационных задач, проблемные вопросы, предельно касающиеся интересы старших дошкольников в формирова­нии собственного здоровья с дальнейшим подбором других заключений, важных для здорового образа жизни [5, с. 67].

Семья вместе с ДОО являются основной социальной структурой, которая обеспечивает сохранение и укрепление здоровья дошкольников, приобщает их к главным ценностям здорового образа жизни. Известно, что ни одна из самых лучших программ и методик не может гарантировать полноценного результата, если нет взаимодействия с семьей. Существует много различных форм взаимодействия ДОО с семьей по вопросам данной тематике: различные общие роди­тельские собрания, конференции, консультации, открытые занятия с детьми [5, c. 63]. Еще одним из важных средств воздействия на старших дошкольников является – детская книга. Чтение художественной литературы при формировании представлений о здоровье и здоровом образе жизни дает для детей ценные возможности.

Известно, что воображение у детей особо ярко начинает разви­ваться в старшем дошкольном возрасте, которое выделяется в играх и чтении книг. Старшие дошкольники эмоционально воспринимают данные события, пытаясь мысленно участвовать в них. Детская художественная литература не только заинтересовывает старших дошкольников, но и воспитывает их, формируя устойчивые пред­ставления о культуре. Большой вклад в воспитание подрастающего поколения вносят поговорки пословицы и афоризмы великих людей, отражающие со всех сторон образ жизни человека и обобщающий опыт многих поколений. В старшем дошкольном возрасте пословицы и поговорки в форме совета (как укрепить здоровье, закаляться, правильно питаться, следить за чистотой) помогают в формировании культуры здорового образа жизни [5, с. 68].

Прочитывание детской художественной литературы на тему укрепления и сохранения здоровья детей и совместное обсуждение с детьми прочитанного дают возможность сформировать у ребенка достоверные представления о здоровом образе жизни. Чтение худо­жественных произведений с красочными сюжетами пробуждает фантазию ребят, которая выявляет себя в играх [5, с. 93].

Семья как универсальная среда, может помочь ребенку найти элементарную культуру здорового образа жизни, устанавливая тем самым здоровый путь его развития. Не стоит забывать, что помимо семьи, дошкольная образовательная организация также помогает ребенку обрести элементарную культуру здорового образа жизни, определяя тем самым здоровый путь его развития.

На основе этого ДОО разработало специальные рекомендации для родителей по формированию культуры здорового образа жизни у детей:

1. Здоровье ребенка является важнейшей ценностью, следова­тельно, у ДОО и семьи есть общая задача – сохранить и укрепить это здоровье.

2. Важно помнить, что родители являются главным примером при формировании привычек и образа жизни ребенка.

3. Растущему организму дошкольника необходима особая забота, следовательно, детям нужно соблюдать режим труда и отдыха.

4. Нужно приучить ребенка самому заботиться о своем здоровье.

5. Чтобы ребенок ответственно отнесся к своему здоровью, нужно использовать пример авторитетных для него людей. 

Педагогам очень важно сотрудничать с родителями с целью их просвещения в вопросах физического воспитания и оздоровления детей [4].

Таким образом, культура здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста – это итог организации целенаправленного взаимодействия взрослого человека и ребенка, результат воспитания в семье. Свое начало культура здорового образа жизни ребенка берет именно в семье. И это представляет наиболее значительные требования к культуре здоровья родителей и семьи в общем.

 

Список литературы:
1. Венгер Л.А. Психология: учебник для вузов / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. – М.: Академия, 2007. – 446 с. 
2. Бочарова Н.И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста – М.: Аркти, 2002.
3. Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология XXI века / сост. Ю.Е. Антонов, М.Н. Кузнецова [и др.]. – М.: Гардарики, 2008. – 164 с. 
4. Карепова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников Волгоград. - Учитель. - 2009.
5. Касьянова Л.Г. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие / Шадр. гос. пед. ин-т. – Шадринск : Шадринский Дом Печати, 2010. – 202 с.