Статья:

Экскурсия как форма профориентационной работы

Конференция: XXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Боровская О.Н., Данилова Л.В., Мусинцева Л.Н. Экскурсия как форма профориентационной работы // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXIII междунар. науч.-практ. конф. — № 10(23). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 10-14.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Экскурсия как форма профориентационной работы

Боровская Оксана Николаевна
воспитатель Детского дома «Надежда», РФ, г. Белово
Данилова Лариса Владимировна
воспитатель Детского дома «Надежда», РФ, г. Белово
Мусинцева Людмила Николаевна
воспитатель Детского дома «Надежда», РФ, г. Белово

 

Современная ситуация практической профориентации в России характеризуется тем, что существует высокая потребность в разработке качественно новых подходов, связанных с повышением активности обучающихся на этапе выбора профессии, обеспечением возможности самореализации личности в динамично меняющимся мире. Следует сказать, что современные подростки не имеют достаточно полных и систематических сведений о многообразии профессий, направления своего дальнейшего профессионального развития. Поэтому одна из задач специалистов, ответственных за профориентацию в образовательных учреждениях- создавать обучающимся условия для формирования пред­ставлений о мире профессий, осознанного отношения к собственному выбору: кем быть, куда поступить учиться или трудоустроиться. Задача профориентации- формирование психологической готовности выпускников к профессиональному самоопределению, сопровождение его в подготовке к выбору профессии. Эффективность профориентации во многом зависит от уровня сформированности профессиональных компетенций педагога, включающих в себя способность и готовность организовать работу по профориентации в соответствии с основами формирования профессионального самоопределения и профессиональ­ного становления личности обучающегося; использовать различные формы и методы профориентации с учётом индивидуально-возрастных особенностей школьников. Одной из эффективных форм работы является - экскурсия Профориентационная экскурсия - одна из наиболее популярных и востребованных форм профориентационной работы в образовательных учреждениях, реализация которой направлена на обеспечение профессионального самоопределения обучающихся.

Профориентационные экскурсии рассматриваются как средство формирования и развития у обучающихся интереса к миру профессий, наглядного ознакомления с организацией производства, техникой, техно­логией и профессиями различных отраслей, состоянием рынка труда и путями получения профессии, перспективами профессионального роста и возможностями трудоустройства. Отбор объектов для профориента­ционной экскурсии должен осуществляться с учётом следующих условий:

· экскурсии планируются на производство с профессиональной техникой и технологией;

· проведение экскурсии в образовательные учреждения профессионального образования (ОУ ПО) при использовании часов национально- регионального компонента на изучение технологий;

· проведение в органичной связи с содержанием учебных предметов, демонстрация того, что естественные науки являются фунда­ментов современной техники, что существует неразрывная связь теории и практики в производственной деятельности людей;

· демонстрация того, какие требования предъявляет современное производство к подготовке работников;

Профориентационные экскурсии в ОУ ПО расширяют представ­ления о рабочих профессиях, знакомят с характером и содержанием обучения, оснащенными кабинетами и лабораториями, возможностями построения карьеры, с теми, кто здесь учится и работает. При плани­ровании каждой конкретной экскурсии необходимо учитывать возраст обучающихся, так как от этого зависит цель, планируемый результат, методы.

Типы профориентационных экскурсий в ОУ ПО:

1. Обзорные - с целью общего знакомства с ОУ: история, основные профессии, специальности, содержание теоретических и практических занятий, кабинеты, лаборатории, учебные мастерские, условия обучения (стипендия, оплата труда, питание), культурная и спортивная деятельность, порядок приёма документов, сроки обучения.

2. Тематические - проводятся по темам учебных предметов в целях пропаганды определённых рабочих профессий для старшеклассников. Эта экскурсия включает ознакомление с учебно-производственной базой ОУ ПО и формами подготовки кадров для предприятий.

3. Профессиографические - в ходе экскурсии в ОУ ПО обучаю­щихся знакомят с учебно-воспитательным процессом, характеристикой определённой профессии (общие сведения, содержание и условия труда, санитарно-гигиенические условия, психофизиологические требования к человеку, медицинские противопоказания), правилами приёма и пер­спективой профессионального роста.

В структуре любой профориентационной экскурсии можно выделить три этапа: подготовительный, основной и заключительный.

Подготовительный этап.

1. Выявление профессиональных интересов и склонностей обучаю­щихся.

2. Выявление личностных и психологических особенностей обучающихся, для определения реального уровня их возможностей для обучения в профессиональном образовании и подобрать такие учебные заведения, обучение в которых будет им по силам.

3. Выбор ОУ ПО, наиболее востребованный обучающимися.

4. Подготовка педагогического коллектива. Одним из условий успешного проведении экскурсии является согласование с принимающей стороной всех нюансов посещения.

5. Подготовка группы школьников для экскурсии и подготовка экскурсовода в ОУ ПО.

6. Совместное проведение экскурсии с представителями ОУ ПО.

7. ОУ ПО, в лице ответственных за проведение экскурсии, составляет план мероприятий, исходя из возможностей и потребностей школы.

8. Школа, в лице учителя-предметника, воспитателя или классного руководителя разрабатывает совместный план проведения экскурсии: уточняет цель экскурсии, предоставляет список обучающихся, контроль­ные вопросы, задания, вносит предложения по каким‑либо изменениям экскурсионной работы.

9. Экскурсия должна начинаться с проведения инструктажа по правилам техники безопасности. Педагог обязан следить за выполнением правил техники безопасности.

Профориентационную экскурсию должно предварять обязательное обоснование - обозначается актуальность, цель экскурсии. Заранее необходимо дать общие сведения об ОУ ПО, ряд вопросов, на которые обучающиеся хотели бы получить ответы.

Основной этап.

1. Вводная беседа экскурсовода, ответы на вопросы обучаю­щихся. Кратко рассказывается об истории ОУ ПО, основных профессиях и возможностях их получения, об основах обучения, перспективах молодых специалистов. При этом рассказ желательно сопровождать презентацией или фильмом по теме экскурсии.

2. Практический показ основных учебных объектов (кабинеты, мастерские и т. п.). Даётся подробный рассказ о каждой профессии технически грамотно, в доступной форме.

3. Практический показ инфраструктуры учреждения – вспомо­гательных служб и участков, столовой, общежития, спортивных, культурных, социальных объектов. Ознакомление с социальными льготами, возможностями досуга и отдыха.

4. Завершающая часть. Подведение итогов, вручение участникам экскурсии раздаточного материала (памятки, обращения, буклеты и др.).

Основной этап профориентационной экскурсии будет эффективным при соблюдении ряда условий:

1. В ходе показа основных объектов желательно использовать разнообразные методы:

· словесные - описание, объяснение, комментирование, вопрос-ответ;

· наглядные (основные) - наблюдение, рассматривание, демон­страция;

· практические - встречи с интересными людьми на их рабочем месте, проведение мастер-классов, элементов профессиональных проб.

2. При составлении маршрута и проведении основных этапов экскурсии нужно создать ряд правил:

· показ объектов должен вестись в логической последова­тельности, чтобы обеспечить наиболее полное раскрытие темы;

· привлечь внимание ребят к узловым моментам производствен­ного процесса, рассказывая о них по принципу: «старое-новое-будущее» или «проблема-решение-внедрение»;

· опираться на образное, конкретное восприятие говорить только о том, что можно показать;

· избегать длинных объяснений, не перегружать рассказ научными понятиями и специфическими терминами, не превращать экскурсию в лекцию;

· актуализировать знания и умения ребят, привлекать их к активной познавательной работе, использовать проблемное изложение, проблемные вопросы и задания в ходе показа объектов;

· не утомлять, не превращать экскурсию в формальное мероприя­тие, сделать показ сжатым, без пауз, не допускать повторных проходов по участкам объекта;

· уметь быстро перестраиваться, учитывая настроение и само­чувствие школьников, вызывать у них живой интерес к профессиям, положительное отношение к предприятию (учреждению), но не превращать экскурсию в увеселительную прогулку.

Заключительный этап.

Этот этап должен состоять из заключительной беседы, проведения обратной связи.

1. В ходе заключительной беседы ребята делятся впечатлениями и мыслями об увиденном, о профессиях, о своём выборе. Осуществлять такую беседу может специалист, проводивший в ОУ экскурсию, либо педагог, организующий экскурсию.

2. Обязательным элементом профориентационной экскурсии является выполнение домашнего задания. Варианты таких заданий могут быть различными, это зависит от возраста, задач экскурсии, плана профориентационной работы образовательного учреждения и др. В качестве примеров:

-фоторепортаж о посещаемом объекте; - написание рассказа, заметки, стенгазета; - проведение конкурсов (рисунки, поделки). Соблюдение всех условий позволит сделать профориентационную экскурсию интересной, эффективной и успешной формой профориента­ционной работы.

 

Список литературы:
1. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.А. Климов. - Москва: Академия, 2012. – 304 с.
2. Основы профориентологии [Текст]: учеб. пособие / С.И. Вершинин, М.С. Савина - Москва: Академия, 2009. – 176 с.
3. Пряжникова Е.Ю. Профориентация [Текст]: учеб. пособие / Е.Ю. Пряжникова - Москва: Академия, 2010. – 496 с.
4. Технология [Текст]: учебник для уч-ся 7 класса общеобразовательной школы/ под ред. В.Д. Симоненко - Москва: «Вентана-Граф», 2011. – 208 с.
5. Чистяков С.Н. Профессиональное самоопределение от учебы к профес-сиональной карьере [Текст]: учеб. пособие / С.Н. Чистяков. Москва: Академия, 2011. -160 с.