Благоприятная семейная обстановка как условие эмоционального благополучия дошкольников
Конференция: I Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования
I Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Благоприятная семейная обстановка как условие эмоционального благополучия дошкольников
Favorable family environment as a condition of emotional well-being of preschool children
Yudenkova Irina
candidate of psychological sciences, associate professor,
Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod, Arzamas branch, Russia ,Arzamas
Khokhlova Valery
student , Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod, Arzamas branch, Russia, Arzamas
Аннотация. В статье рассмотрены факторы, обуславливающие семейное воспитание, приведены результаты исследования по методике Р. Бернса и С. Кауфмана «Кинетический рисунок семьи».
Abstract.The article describes the factors causing the family education, the results of research by the method ofR. Burns and C. Kaufman, «Kinetic drawing of a family».
Ключевые слова: семейное воспитание; дошкольники; методика Р. Бернса и С. Кауфмана.
Keywords:family education; preschool children; method of R. Burns and S. Kaufman.
Семья всегда была важным социальным институтом, оказывающим влияние на воспитание ребёнка. Поведение родителей, семейные традиции, взаимоотношения между представителями разных поколений способствуют формированию у детей как позитивных личностных характеристик, так и негативных и зависеть это будет в целом от того какой психологический климат в конкретной семье.
И.А. Зайцева отмечает, что ребёнок в семье приобретает навыки и способности социально-педагогической адаптации к характеру и темпераменту других людей (в данном случае – членов семьи)[1, с. 30]. Он адаптируется к системе семейных и родственных отношений, что даётся не всегда легко, именно это является его первым жизненным опытом и сказывается на отношении с социумом. И если в семье есть какие-либо отрицательные моменты, то они обязательно отразятся на мировосприятии и самочувствии ребёнка.
Под семейным воспитанием понимают процесс педагогического взаимодействия родителей и других членов семьи с детьми, в рамках которого должны быть созданы необходимые социальные и педагогические условия, способствующие гармоничному развитию личности ребёнка, формированию у него жизненно важных качеств и свойств личности.
В современном обществе функционирование семьи имеет свои специфические особенности, что связано с рядом условий. В.В. Чечет [2] выделяет несколько факторов, обусловливающих жизнедеятельность семьи и, как следствие – семейное воспитание:
1. Социально-культурные факторы, которые являются стержнем семейных отношений, мерилом гражданственности супругов и смыслом их личного существования. Сегодня, всё чаще мы наблюдаем тенденциюпередачи эти функций бабушкам и дедушкам.
2. Микроклимат семьи, непосредственно влияющий на эмоциональное самочувствие, благополучие всех членов семьи.
3. Уровень образования и профессиональной квалификации родителей – понимая важность получения качественного образования, многие родители стремятся загрузить ребёнка с самого детства посещением различных центров развития, забывая о том, что он очень много трудится каждый день на занятиях в детском саду.
4. Общая культура семьи. На наш взгляд, не меньшее значение имеют такие факторы семейного воспитания, как духовное и моральное единство семьи, которая чувствует потребность не только в родственном объединении, но и в духовном единстве её членов.
Современный ритм жизни требует большей занятости родителей на работе. В связи с этим не у всех хватает времени поиграть с ребёнком, сходить на прогулку, отвести в кружок дополнительного образования. Можно сказать, что некоторые родители видят своих детей «на бегу». Следствием этого является их отчуждение друг от друга, эмоциональная холодность в отношениях и как итог – отсутствие чувства общности со своей семьёй.
Структура и состав семьи – количество детей, наличие обоих родителей, других родственников, также определяют особенности воспитания. Но, к сожалению, в настоящее время всё чаще встречаются неполные семьи, возникновение которых связано с повышением уровня разводов, ранней беременностью, кризисом, вызванным внешними событиями. Всё это, оказывает также негативное воздействие на эмоциональную сферу ребёнка.
Чтобы изучить субъективную семейную ситуацию ребёнка и выявить взаимоотношения в семье мы использовали методику Р. Бернса и С. Кауфмана «Кинетический рисунок семьи». Каждому ребёнку индивидуально был предложен лист бумаги и карандаши, он должен был нарисовать свою семью так, чтобы её члены были чем-либо заняты. Содержательными характеристиками рисунка являются: изображение деятельности членов семьи и самого ребёнка, а также соотношение людей и вещей на рисунке. Результаты данного теста мы анализировали по пятисимптомокомплексам: первый – благоприятная семейная ситуация, второй – тревожность, третий – конфликтность в семье, четвёртый – чувство неполноценности в семейной ситуации, пятый – враждебность в семейной ситуации. В исследовании принимали участие 10 детей в возрасте 6 лет, 5 мальчиков и 5 девочек. Результаты обследования представлены в таблице 1.
Таблица 1
Показатели дошкольников по тесту «Кинетический рисунок семьи»
Дети |
Благоприятная семейная ситуация |
Тревожность |
Конфликтность в семье |
Чувство неполноценности в семейной ситуации |
Враждебность в семейной ситуации |
Яна |
0,9 |
0,3 |
0,2 |
0,2 |
0 |
Даша |
0,9 |
0,1 |
0 |
0 |
0 |
Даша |
0,8 |
0, 2 |
0,1 |
0 |
0 |
Юля |
0,4 |
0,2 |
0,5 |
0,4 |
0,4 |
Аня |
0,1 |
0,3 |
0,9 |
0 |
0,6 |
Богдан |
0,7 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
Юра |
0,7 |
0,1 |
0,2 |
0 |
0,1 |
Кирилл |
0,9 |
0,2 |
0,2 |
0,4 |
0 |
Стёпа |
0,2 |
0,2 |
0,6 |
0,3 |
0,9 |
Артём |
0,8 |
0,1 |
0,3 |
0,5 |
0,1 |
Анализируя рисунки детей, мы увидели, что в рисунках 70% детей преобладает благоприятная семейная ситуация, что позволяет сделать вывод, о том, что в семье созданы комфортные условия. В своих рисунках детибыли заняты с родителями одним и тем же видом деятельности, на лицах были изображены улыбки. Свои рисунки дети сопровождали рассказами о том, как и где они вместе с родителями проводят время (ходят в парк, на природу, ездили на море и т.д.). Самый высокий показатель конфликтности в семье выявлен у 20% детей. На одном рисункеребёнок не нарисовал себе уши, часто использовал ластик, чтобы стереть, только что нарисованное; на рисунках преобладали предметы, а не люди.Отсутствие ушей ребёнок объяснил тем, что его часто дома ругают. Чувство неполноценности в семейной ситуации не испытывают только 40% ребят. Дошкольники рисовали себя между родителями, взявшись с ними за руки.Остальные нуждаются в заботе и внимании со стороны родственников. Враждебности в семейной ситуации не испытывают 40%детей, у 30% он не ярко выражен и у 30% наблюдается высокий уровень данного показателя. Дети рисовали фигуры с шипами, колючками, некоторые дети не нарисовали своих младших братьев. Дети отмечали, что их часто ругают и наказывают родители. Хотелось бы отметить такой показатель, как тревожность. Он был выявлен у всех детей в той или иной степени. В рисунках тревожность проявлялась в штриховке, некоторые рисовали пол, использовали линии с сильным нажимом. Несколько детей в процессе рисования спрашивали, всё ли правильно они рисуют.
Таким образом, мы видим, что семья оказывает влияние на эмоциональное состояние ребёнка, его отношение к окружающим детям и взрослым. В результате он или принимает социум или считает его враждебным. Воспитатель, это тот человек, который проводит с ребёнком много времени. Он видит его переживания, психологическое состояние, взаимоотношения с другими, поэтому его задача вовремя заметить проблему и помочь решить её вместе с родителями.