Статья:

IT-технологии как средство самообразования учителей старшего поколения

Конференция: XXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика профессионального образования

Выходные данные
Кузьмичева Н.В. IT-технологии как средство самообразования учителей старшего поколения // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXIV междунар. науч.-практ. конф. — № 11(24). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 29-33.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

IT-технологии как средство самообразования учителей старшего поколения

Кузьмичева Надежда Васильевна
магистрант, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, РФ, г. Пермь

 

IT TECHNOLOGIES AS MEANS OF SELF-EDUCATION OF TEACHERS OF THE SENIOR GENERATION

 

Nadezhda Kuzmicheva

Master’s Degree student, Perm state humanitarian and pedagogical university, Russia, Perm

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются возможности применения современных IT-технологий как средства самообучения учителей старшего поколения. Затрагивается вопрос актуальности само­образования опытного преподавателя, возможности самостоятельного приобретения им компьютерной грамотности и приводится краткий анализ возможных средств обучения.

Abstract. This article examines the possibilities of using modern IT‑technologies as a means of self-training for older teachers. The question of the relevance of self-education of an experienced teacher, the possibility of self-acquisition of computer literacy by him is touched upon, and a brief analysis of possible means of instruction is given.

 

Ключевые слова: компьютерная грамотность; пенсионеры; инфор­матизация общества; информационные технологии; самообразование.

Keywords: computer literacy; pensioners; information society; information technology; self-education.

 

XXI век иногда называют «веком информационных технологий». Это и неудивительно с учетом того, насколько плотно всевозможные технические новшества вошли в нашу повседневную жизнь. Современ­ный человек живет в условиях постоянно прогрессирующей информати­зации: так, компьютеры, планшеты, смартфоны и прочие технические новшества позволяют ежедневно транслировать огромные объемы информации, так или иначе влияющие на нашу повседневную жизнь. В последние десятилетия информатизация активно проникает во все сферы жизни общества. Появление ИКТ вызвало необходимость в переосмыслении старых и разработке новых образовательных программ. Применение современных информационных технологий обеспечивает ряд значительных преимуществ. Так, внедрение ИКТ способствует упрощению организации познавательной деятельности учащихся, увели­чению доступности и ускоренной передаче знания, формированию мотивации и вовлечению в процесс обучения учащихся с различными способностями и стилем обучения. Применение информационных технологий позволяет выработать у обучающихся навыки работы с раз­личными источниками информации, а преподавателям, в свою очередь, своевременно обновлять необходимые для работы учебные материалы. Благодаря Интернету современный учитель может легко поделиться своим опытом с коллегами, ознакомиться с новыми методиками, а также прибегнуть к совету педагогического сообщества в случае необходимости.

А теперь представим на мгновение, что этого ничего нет. Педагог возвращается к громоздким учебникам и старым журналам, в то время как на дворе XXI век. В школе, пренебрегающей техническими нов­шествами, рано или поздно начнет обнаруживаться явное отставание. Это тесно связано со стремительным темпом современной жизни. Информации много, и она меняется каждую минуту, каждый день. Таким образом, внедряя ИКТ, современная система образования старается идти в ногу со временем.

Однако просто прийти и поставить в школе компьютер, проектор и пр. явно недостаточно. Для внедрения новых информационных технологий в образование также требуется квалифицированный педагогический персонал. Так, образовательные программы новых будущих педагогов уже пересмотрены в соответствии с требованиями времени. Но что же делать со старшим педагогическим составом, получавшим образование в более ранние годы? Понятно, что овладение ИКТ необходимо, но сразу же возникает вопрос: «как»? Здесь кажется вполне логичным обратиться за помощью к младшим коллегам, однако молодые преподаватели часто бывают загружены. Курсы повышения квалификации тоже кажутся хорошим выходом, однако процесс обучения часто оказывает на взрослого психологическое давление [6]. Переход от профессиональной деятельности к учебной у многих взрослых сопровождается трудностями: неуверенностью и страхом перед возникшей ответственностью за обучение, внутренним дискомфортом, вызванным негативными воспоминаниями о прежних формах обучения в школе и вузе [6]. Что же может тогда сделать опытный преподаватель, готовый, но пока что еще не знающий, как решить возникшую проблему? В этом случае будет разумным заду­маться об организации самообучения. Однако какие ресурсы можно назвать эффективными и чем может воспользоваться опытный препода­ватель, чтобы поднять собственный уровень компьютерной грамотности с помощью IT?

  1. Электронный учебник

Самая простая форма подачи учебного материала. Правильно составленный электронный учебник представляет собой полноценное учебное пособие. Учебный материал обычно разбивается на компактные учебные модули. Принцип наглядности соблюдается добавлением раз­личных аудиовизуальных материалов: таблиц, рисунков, видео и схем. Качественные издания обычно выполнены на высоком научном и мето­дическом уровне, а издания, специально ориентированные на обучение лиц старшего возраста, также учитывают возрастные особенности обучающихся и предлагают простую и понятную подачу сложного мате­риала. В качестве примера можно привести совместный проект ПФР и «Ростелекома» – электронный вариант учебника «Азбука интернета», который является частью соглашения о сотрудничестве в сфере обучения лиц старшего возраста компьютерной грамоте.

  1. Электронный учебный курс

Электронные учебные курсы – это эффективное средство дистанционного обучения. Как правило, электронный учебный курс представляет собой полноценный учебно-методический комплекс, позволяющий самостоятельно или же при поддержке преподавателя освоить определенную учебную дисциплину. Содержание учебного курса может быть различным, начиная от упрощенного текстового и заканчивая сложными проектами с добавлением интерактивных заданий, видео- и аудиоряда, различных изображений, схем и диаграмм. По сравнению с обычным электронным учебником электронный курс открывает возможности для совместного обучения, может быть представлен как на компакт-диске, так и в онлайн-формате. Электронные учебные курсы в последние годы набирают популярность благодаря простоте, доступности и финансовой привлекательности, что делает их более предпочтительными для обучающихся по сравнению с другими формами обучения.

  1. Электронная обучающая программа

Электронная обучающая программа, как и электронный учебник и электронный учебный курс, является эффективным средством обучения и самообучения. Электронные обучающие программы, по сути, пред­ставляют собой полноценное программное обеспечение, способствующее непрерывности и замкнутости процесса обучения. Электронные обу­чающие программы, как и электронные учебные курсы и электронные учебники, отличаются высокой степенью доступности. Они способствуют выработке у самообучающегося навыков работы за компьютером и открывают возможности для перехода на более прогрессивные методики обучения.

  1. Электронный тренажер

Электронные тренажеры способствуют выработке и тренировке определенных навыков. В качестве примера можно привести электронный тренажер работы за клавиатурой. Они бывают разных форматов и предлагают различные методики. С учетом широкого выбора каждый самообучающийся может найти подходящий для себя вариант.

  1. Прочие средства обучения

Интернет на самом деле предлагает широкие возможности для самообучения. Так, самообучающийся может воспользоваться электронной библиотекой, образовательным онлайн-порталом, информационно-поисковой или же информационно-справочной системой для поиска необходимой информации; отдельные вопросы могут быть представлены в частных текстовых уроках, мультимедийных презен­тациях, видеоуроках, электронных и электронных версиях печатных тематических журналов.

У IT-технологий, как и у любого другого средства обучения, есть положительные и отрицательные стороны. Так, как мы уже писали ранее, они обладают широкой доступностью, позволяют зрелому преподавателю составить собственный образовательный маршрут и сэкономить драгоценное время. Минусом в данном случае выступают огромные объемы информации. В наши дни информация меняется быстро, особенно в сфере IT. При организации самообучения с помощью электронных средств естественным образом возникает проблема моти­вации: самообучающемуся нередко бывает сложно поддерживать образо­вательную инициативу без контроля со стороны. Самообучающийся не может обратиться за помощью к преподавателю в случае возникновения сложности, однако, несмотря на это, электронные образовательные технологии представляют собой ценный, а главное доступный образовательный ресурс.

 
Список литературы:
1. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Информатизация образования. Фундаментальные основы: Учебник. – М.: МГПУ, 2005. – 231 с.
2. Громкова М.Т. Андрагогика: теория и практика образования взрослых. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 495 с.
3. Киселева О.М. Преподавание основ компьютерной грамотности гражданам пожилого возраста // Психология, социология и педагогика [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://psychology.snauka.ru/2014/06/3175 (Дата обращения: 02.10.2018).
4. Киселева О.М. Проблема адаптации пожилого населения к современной информационной среде // Психология, социология и педагогика [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://psychology.snauka.ru/2014/04/2959 (Дата обращения: 01.10.2018).
5. Петрова А.С., Афанасьева Ю.В., Левкина Н.Н. Информатизация образования: проблемы и перспективы // Киберленинка [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/informatizatsiya-obrazovaniya-problemy-i-perspektivy-4 (Дата обращения: 23.11.18).
6. Степанова Т.Ю., Ламонина Л.В. Андрагогические подходы к обучению взрослого населения в процессе реализации программы «Обучение компьютерной грамотности» // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://e-journal. omgau.ru/index.php/2016-god/4/25-statya-2016-1/258-00085 (Дата обращения: 2.12.18).
7. Яншина Т.А., Аскарова З.И. Обучение компьютерной грамотности людей старшего возраста: методические нюанс // Киберленинка [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-kompyuternoy-gramotnosti-lyudey-starshego-vozrasta-metodicheskie-nyuansy (Дата обращения: 22.11.18).