Статья:

Способы организации речевой деятельности на английском языке студентов при изучении информационно-коммуникационных технологий

Конференция: VI Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика профессионального образования

Выходные данные
Кадырова А.С. Способы организации речевой деятельности на английском языке студентов при изучении информационно-коммуникационных технологий / А.С. Кадырова, Т. Картбаев, А. Ерболатова, А. Калкенова // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам VI междунар. науч.-практ. конф. — № 4(6). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 44-51.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Способы организации речевой деятельности на английском языке студентов при изучении информационно-коммуникационных технологий

Кадырова Айнагуль Сабеновна
канд. пед. наук, доцент, Восточно-Казахстанский государственный университет имени С. Аманжолова, Казахстан, г. Усть-Каменогорск
Картбаев Тимур
доктор PhD, старший преподаватель, Восточно-Казахстанский государственный университет имени С. Аманжолова, Казахстан, г. Усть-Каменогорск
Ерболатова Айсулу
магистрант, Восточно-Казахстанский государственный университет имени С. Аманжолова, Казахстан, г. Усть-Каменогорск
Калкенова Айгерим
магистрант, Восточно-Казахстанский государственный университет имени С. Аманжолова, Казахстан, г. Усть-Каменогорск

 

METHODS OF ORGANIZATION OF SPEECH ACTIVITY ON THE ENGLISH STUDENTS IN TRAINING AT THE INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

 

Ainagul Kadyrova

candidate of pedagogical sciences, East Kazakhstan State University of name of  S. Amanzholov, Kazakhstan, Ust-Kamenogorsk

Timur Kartbaev

Doctor PhD, East Kazakhstan State University of name of S. Amanzholov, Kazakhstan, Ust-Kamenogorsk

Aisulu Erbolatova

undergraduate, East Kazakhstan State University of name of  S. Amanzholov, Kazakhstan, Ust-Kamenogorsk

Aigerim Kalkenova

undergraduate, East Kazakhstan State University of name of  S. Amanzholov, Kazakhstan, Ust-Kamenogorsk

 

Аннотация: Методика организации занятий по изучению курса «Информационно-коммуникационные технологии» на английском языке с применением компьютерных учебных программ демонстрирует студентам, будущим учителям, роль компьютерных учебных программ. Закрепление навыков говорения профессиональных терминов по IT-технологиям на английском языке осуществляется в форме совместного выполнения студентами разнообразных упражнений.

Abstract. The methodology for organizing classes on the course "Information and Communication Technologies" in English with the use of computer training programs demonstrates to students, future teachers, the role of computer training programs. The reinforcement of the skills of speaking professional terms for IT-technologies in English is carried out in the form of joint fulfillment by students of various exercises.

 

Ключевые слова: речевая деятельность, коммуникативная компетентность будущего педагога, характеристики мультимедиа, упражнения для проведения общения, обучение на английском языке.

Keywords: speech activity, communicative competence of the future teacher, multimedia characteristics, exercises for communication, studying in English.

 

Постановка проблемы и ее актуальность

В наступивший век высоких технологий высока потребность в специалистах с организаторскими способностями, стремящихся к самоутверждению и владеющих более чем одним языком. Вместе с тем, в процессе подготовки педагогических кадров существует противоречие между требованием уровня коммуникативной компетентности будущего педагога с реальной практикой подготовки такого специалиста. Проведенный нами анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы показал, что, несмотря на многочисленные публикации, посвященные проблематике близкой по теме нашего исследования, проблема разработки технологии по организации самостоятельной работы студентов педагогических специальностей при изучении информационно-коммуникационных технологий с применением иностранных языков остается малоизученной. Есть проблемы в содержании, формах и методах самостоятельной работой студентов, будущих учителей, на занятиях по профильным дисциплинам  на иностранном языке. Отсутствие системы, позволяющей структурировать деятельность обучающихся по усвоению иностранного языка во взаимосвязи с другими дисциплинами специальной подготовки, говорит об актуальности проводимого исследования.

Цель статьи

Целью исследования, изложенного в статье, является изложение элементов методики организации самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «Информационно-коммуникационные технологии» на английском языке.

Изложение основного материала
Изучение запросов образовательных учреждений и требований общества к профессиональной подготовке выпускников педагогических специальностей позволило выявить нам потребность в педагогов, способных решать посредством иностранного языка профессиональные задачи, предложить подход к методике организации самостоятельной организации студентов путем переработки учебного материала дисциплины «Информационно-коммуникационные технологии», способного формировать и развивать языковую  компетентность обучающихся.

Уменьшение количества аудиторных часов привело к увеличению часов на самостоятельную работу, что подразумевает интенсивную внеаудиторную работу обучающихся с помощью компьютерных учебных средств, например, мультимедийных программ. Мультимедийные программы имеют ряд преимуществ по сравнению с другими компьютерными учебными курсами.

Достоинствами таких программ являются: наглядность представления материала (использование цвета, иллюстраций, видео, звука и т. д.); быстрая обратная связь (встроенные тест-системы обеспечивают контроль за усвоением материала; интерактивный режим позволяет обучающимся самим контролировать скорость прохождения учебного материала); универсальность при использовании учебного материала на иностранном языке (применение при обучении всем аспектам языка и видам речевой деятельности). Благодаря обратной связи, студент взаимодействует с компьютерной программой и может самостоятельно управлять процессом изучения учебного материала на английском языке. Компьютерные технологии усложнили наглядные средства от предметов и картинок, жестов и движений до озвученных видеофильмов и анимаций. Как показала практика обучения студентов информатике на английском языке применение наглядных средств компьютерных программ лучше сочетать со словесным пояснениями. Обучая студентов темам курса информационно-коммуникационных технологий с помощью компьютерных программ и сочетая звуковой ряд и иллюстрации, мы формируем у студентов произносительные, лексические и грамматические навыки говорения.

 Заставляя студентов осуществить аудиозапись с помощью программ звукозаписи, мы развиваем речевую деятельность, такие как слушание и говорение. В компьютерной программе в целях создания зрительных представлений усваиваемого материала используются разнообразные формы игровых заданий (кроссворды, загадки, викторины, ребусы, ролевые диалоги). Игровая форма заданий помогает заменить упражнения, требующих многократного повторения одних и тех же операций, тренирует студентов в выборе нужного речевого материала, что является подготовкой к ситуативной спонтанности диалога.

Мультимедийные средства с их учебными возможностями в процессе обучения информатике на английском языке меняют роль преподавателя, дает ему время на аудиторное изучение основного материала в форме общения, позволяя ему больше времени уделить закреплению умений и навыков говорения. Преподаватель организует речевую активность обучающихся, которая помогает студентам научиться озвучивать свои мысли, воспринимать речь на слух, поднимает уровень понимания информации на иностранном языке.

На рынке мультимедийные программы представлены достаточно широко и большая часть из них посвящена обучению английскому языку. На сегодняшний день одной из лучших мультимедийных программ обучения английскому языку является курс Reward Internative, который может использоваться в процессе самостоятельной работы. Программа может применяться при обучении всем аспектам языка и видам речевой деятельности. Использование Reward в обучении позволяет преподавателям большую часть рутинных упражнений, направленных на усвоение студентами базовых знаний английского языка, доверить компьютеру-тренажеру для первичного закрепления языковых навыков и умений. Интерес также представляют программы «English For Communication», «The Grammar Rom», «English Reading Club» и другие мультимедийные курсы.

Поиск подходов к изучению выделенной проблемы к изучению учебного материала дисциплины «Информационно-коммуникационные технологии» как средства развития языковой компетентности возможен за счет имеющихся в науке теоретических предпосылок, созданных исследованиями отечественных и зарубежных ученых в области:

- организации и руководства самостоятельной работой/познавательной деятельностью студентов (Л.Г. Вяткин, Б.П. Есипов, И.А. Зимняя, И.Я. Лернер, П.И. Пидкасистый, H.A. Половникова, М.Н. Скаткин и др.);

- основ современной теории управления (А.И. Берг, Н.Винер, C.B. Яблонский и др.);

- профессионально ориентированного управления самостоятельной познавательной деятельностью студентов (С.И. Архангельский, Е.Л. Белкина, В.П. Беспалько, Н.Д. Никандров и др.); в психологами ( Блум, ПЛ. Гальперин, Н.Ф. Талызина, Л.А. Фридман и др.)

- технологические подходы к развитию образования, совершенствование технологических знаний и умений, а также инструментально-дидактического обеспечения деятельности педагога (В.И. Андреев, В П. Беспалько, M.B. Кларин, В.А. Сластетин, Н.Ф. Талызина и др.);

- технологии педагогической деятельности (В.А. Сластетин и др.).

Развитие языковой компетентности студентов при изучении дисциплины «Информационно-коммуникационные технологии» происходит на основе  организации речевой деятельности, которая влияет на уровень понимания учебного материала на английском языке.

При освоении иностранного языка перед преподавателем возникает задача создать систему отражения объективного мира в формах второго языка, но при отсутствии языковой среды реальность моделируется с помощью наглядности. В результате этого слова, выражения и другие формы иностранного языка становятся для обучающихся отражением соответствующих фрагментов объективного мира и носителями определенной информации, которой обмениваются при общении в той или иной ситуации.

С помощью средств наглядности: картинок, видеофрагментов - происходит усвоение нового языка и формирование речевых процессов обучающихся, воспроизведение в сознании обучающего связей между словами иностранного языка, между понятиями и образами предметов и явлений, связей от образа предмета, воспринимаемого в момент говорения, к иноязычному слову, выражающему понятие.

Компьютерные технологии усложнили наглядные средства от предметов и картинок, жестов и движений до озвученных видеофильмов и анимаций. Средства наглядности синтетического и аналитического дают возможность преподавателю творчески решать дидактические задачи на занятии. Задания с иллюстрациями и анимациями на осуществление операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации развивают способности студентов к формированию языковых понятий.  Задания с сюжетными иллюстрациями, видеосюжетами предусматривают возможности интегрирования учебного материала информатики (истории, математики, музыки) и иностранного языка.

Понимание также происходит при использовании учебных программных приложений с элементами мультимедиа, автоматизированного контроля в комплексе упражнений. Проведя наблюдения по организации речевой деятельности студентов на занятиях по дисциплине «Информационно-коммуникационные технологии» на английском языке, мы предполагаем, что  должны выполняться условия: 1) компьютерные учебные программы используются как средства обучения, содержат учебный материал с иллюстрациями и видеоматериалами; 2) обеспечен индивидуальный подход путем применения дифференцированных заданий; 3) разработан автоматизированный контроль, способствующий самоуправлению учебной деятельностью студентов, 4) используются  разнообразные формы проведения занятий не только в письменной форме, сопровождаемой записями в тетради студентов о ходе выполнения заданий.

Можно предложить студентам различные упражнения для проведения общения, материалы для выполнения которого они могут найти в компьютерных учебных программах. Например, организовать общение по кругу, тогда все студенты участвуют в обсуждении темы, развиваются умения слушать и говорить без подготовленного письменного текста. Разрешается передавать слово другому участнику, если студент не готов говорить о чем-либо.  

Другое задание заключается в том, что студенты изучают простой текст на английском языке по теме занятия, содержащий мало незнакомых слов. Через минуту все составляют вопрос, касающийся этого текста. Преподаватель обеспечивает участие каждого студента, исправляет или подсказывает ответы. Например, можно разделить студентов на группы. Каждая группа составляет сообщение по одному понятию из курса информационно-коммуникационных технологий, можно при этом использовать материалы лекций, компьютерных учебных программ. После того как студенты будут перегруппированы, каждый студент в этой смешанной группе кратко рассказывает о том, понятии, которое он изучал

Можно студентам предложить другую форму занятия. Один студент делает краткое сообщение по теме курса информационно-коммуникационных технологий на английском языке, другой добавляет одно предложение к этому, следующий студент тоже добавляет свое сообщение. Результаты записываются, число предложений зависит от количества студентов. Преподаватель проверяет грамматику, форму построения предложений.

Например, можно разделить студентов на пары. Одна пара задает простой вопрос на английском языке по теме курса информационно-коммуникационных технологий, вторая пара отвечает. Организуется слушание, процесс говорения, помощь тем, кто менее уверен, особенно студенты с ограниченными возможностями здоровья.

Например, можно разделить студентов на группы по три человека. В этой группе первый что-то объясняет на английском языке по теме курса информатики, второй может переспрашивать, а третий все предложения записывает. Например, студенты делятся на две группы, из каждой группы один студент делает сообщение другой группе по теме занятия (5 предложений). Студенты запоминают понятия, лексику, учатся слушать.

Можно снова разделить студентов на группы. Одна группа выражает свое мнение по развитию IT-технологий, совместно составив текст и поочередно читая предложения, другая группа студентов слушает и задает вопросы, просит что-либо пояснить.

Групповые формы работы по речевой деятельности защищают эмоциональное состояние каждого участника, особенно студентов с ограниченными возможностями здоровья. При этом преподаватель обеспечивает целенаправленное участие всех студентов, несет ответственность за соблюдение правил выполнения задания, создает взаимопомощь и поддержку студентам с ограниченными возможностями здоровья, формирует умения студентов по извлечению полезной информации, понимание предмета разговора или сообщения, умения самоанализа.

Методика организации занятий по изучению курса «Информационно-коммуникационные технологии» с применением компьютерных учебных программ демонстрирует студентам, будущим учителям, роль компьютерных приложений в поэтапном обучении английскому языку, которые позволяют активизировать учебную деятельность обучающихся. Студенты на занятиях также учатся организовывать выполнение упражнений по овладению навыками говорения профессиональных терминов на иностранном языке.

 

Список литературы:
1. Бахарев В. В. Возможности мультимедийных средств в организации самостоятельной работы студентов (на примере изучения английского языка) // Традиции и новаторство в гуманитарных исследованиях: Сб. науч. тр. / Редкол.: Ю. М. Трофимова (отв. ред.) и др. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2002. - С. 52-54. 
2. Бухаркина М. Ю. Мультимедийный учебник: что это? // Иностранные языки в школе, № 4. 2001. С.29-33. 2. Коджаспирова Г. М., Петров К. В. Технические средства обучения и методика их использования. -М.: Изд. центр «Академия», 2001. 256 с. 
3. Розина И.Н. Педагогическая компьютерно-опосредованная коммуникация: теория и практика / И. Н. Розина. - М.: Логос. - 2005. - 437 с.
4. Семенова Н.Г. Мультимедийные обучающие системы лекционных курсов: теоретические основы создания и применения в процессе обучения студентов технических вузов электротехническим дисциплинам: дисс. д-ра пед. наук : 13.00.02 / Н.Г. Семенова - Астрахань, 2007. -335 с.
5. Хлызова Н.Ю. Мультимедиа как ведущее средство медиаобразования при обучении английскому языку студентов лингвистического вуза // Современные наукоемкие технологии. – 2008. – № 5. – С. 93-95; URL: https://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id = 23888 (дата обращения: 02.02.2017).