СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ НОВОРОЖДЕННОГО: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ К НОВОЙ СРЕДЕ
Конференция: XCIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Психология развития, акмеология

XCIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ НОВОРОЖДЕННОГО: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ К НОВОЙ СРЕДЕ
SOCIAL SITUATION OF DEVELOPMENT OF A NEWBORN: PSYCHOLOGICAL FEATURES OF ADAPTATION TO A NEW ENVIRONMENT
Elena Kovtun-Stoyushko
Student, Department of Practical Psychology, Mariupol State University named after A.I. Kuindzhi, Russia, DPR, Mariupol
Аннотация. Статья посвящена изучению психологических особенностей новорожденных детей, социальной ситуации развития и центральных новообразований периода новорожденности. Рассмотрены условия и движущие причины психического развития ребенка, специфика развития психики и эмоциональной сферы. На основе анализа зарубежных научных статей объясняются особенности поведения и механизмы адаптации детей к новым условиям жизни. Особое внимание уделено значимости согласованного взаимодействия между родителями и детьми, которое влияет на формирование эмоциональной регуляции и социальных навыков у детей.
Abstract. The article is devoted to the study of psychological characteristics of newborn children, the social situation of development and central neoplasms of the neonatal period. The conditions and driving forces of the child's mental development, the specifics of the development of the psyche and emotional sphere are considered. Based on the analysis of foreign scientific articles, the characteristics of behavior and mechanisms of children's adaptation to new living conditions are explained. Particular attention is paid to the importance of coordinated interaction between parents and children, which affects the formation of emotional regulation and social skills in children.
Ключевые слова: ситуации развития; кризис новорожденности; развитие ребенка; новорожденный; взаимодействие.
Keywords: development situations; neonatal crisis; child development; newborn; interaction.
Процесс рождения – это переломный момент в жизни ребенка. Психологи говорят о так называемом кризисе новорожденности – периоде, когда ребенок адаптируется к новым условиям существования вне материнского организма.
При рождении ребенок оказывается в новой среде, где ему приходится самостоятельно функционировать и адаптироваться к различным аспектам жизни.
Специфические периоды кризиса новорожденности имеют важное значение для дальнейшего развития ребенка. Исследование, опубликованное в журнале «Infant and Child Development» (Развитие младенцев и детей младшего возраста), обратило внимание на кризис сна у новорожденных. Оно показало, что правильная регуляция сна и бодрствования в этом периоде является критическим переходным этапом для формирования здоровых сновидений и регулярного сна детей [1].
Новорожденные проводят большую часть своего времени во сне. Несмотря на ограниченное количество часов бодрствования, доступных для изучения окружающей среды, первые несколько месяцев жизни – это время быстрого ознакомления с окружающей средой. В научной статье «Newborn infants learn during sleep» (Новорожденные дети учатся во время сна) описаны исследования, как уникальные характеристики неонатального сна могут способствовать обучению новорожденных.
Состояния сна новорожденных четко не определены и становятся более организованными в течение первых 2 лет жизни. Возможность обучения в состоянии без пробуждения уменьшается по мере того, как в процессе развития формируются модели сна.
Сон способствует обучению младенцев несколькими способами. Во‑первых, способствует созреванию нервной системы, подготавливая младенцев к исследованию окружающей среды все более сложными способами. Во-вторых, играет важную роль в закреплении в памяти материала, представленного младенцу во время бодрствования.
Все эти данные указывают на то, что младенцы обрабатывают сенсорные стимулы и узнают о непредвиденных обстоятельствах в своем окружении даже во время сна. Значительные исследования механизмов сна лежат в основе синдрома внезапной детской смерти (СВДС). Предполагают, что новорожденные должны быстро научиться избегать потенциально смертельных ситуаций в положении лицом вниз. В частности, адаптивные реакции обусловленного возбуждения могут быть изучены путем сочетания кардио-респираторных проблем с сигналами тела (например, теми, которые генерируются положением во сне) или сигналами окружающей среды (например, одеялом на лице) [6].
Усвоенные реакции на физиологические проблемы во время сна могут быть важнейшей адаптацией, способствующей выживанию новорожденных и играть решающую роль в быстрой адаптации ребенка к послеродовой среде.
Психология кризиса новорожденности рассматривает все эмоциональные аспекты этого периода: связь между ребенком и матерью и психологическую поддержку родителей, необходимую для преодоления стресса и тревоги, связанных с переходом к новой жизни с ребенком.
Главная особенность новорожденного связана со спецификой социальной ситуации развития: ребенок отделен от матери физически, но не биологически.
В результате всё существование ребенка в это время занимает своего рода среднее положение между внутриутробным развитием и последующими периодами послеродового детства.
В период новорожденности социальная ситуация развития играет важную роль в формировании эмоциональной и социальной компетенции ребенка. Ребенок находится в постоянном контакте с родителями, и с другим близким окружением, таким как бабушка, дедушка или няня. Взаимодействие родителей с ребенком происходит через физический контакт, голосовые и тактильные сигналы. Это создает ощущение безопасности и защищенности у ребенка. Благодаря этому близкому взаимодействию ребёнок начинает осознавать себя отдельным индивидом, развивает чувство собственного «я» и начинает формировать первые социальные навыки.
В этот период нельзя рассматривать ребенка отдельно от взрослого, так как ребенок еще не обладает никакими способами взаимодействия со взрослыми.
Качество взаимодействия родителей с ребенком в этих ситуациях имеет важное значение. Например, спокойное и нежное прикладывание к груди при кормлении помогает создать позитивное эмоциональное взаимодействие между ребенком и родителем. Или когда ребенок плачет, родители переходят к активным действиям (берут его не руки). Статья в журнале «Current Biology» (Современная биология) вывело понимание детского плача и успокоения (вынашивания на руках) на новый уровень. В исследовании использовались несколько подходов для анализа реакции младенца. Благодаря этим достижениям авторы обнаружили явное и значительное снижение произвольных движений младенцев, частоты сердечных сокращений и плача, особенно в связи с переноской, по сравнению с удержанием на руках [5]. Снижение уровня плача оказывает значимое воздействие на здоровье и должно рассматриваться как важное и может быть использовано врачами и родителями в качестве ориентиров.
Социальная ситуация развития играет ключевую роль в формировании психологических и социальных навыков новорожденного ребенка. Когда родители проявляют большую эмоциональную доступность к своему ребенку, это способствует формированию у него более стабильной и адаптивной эмоциональной регуляции.
Отдельные исследования также обращают внимание на важность ритмичного и координированного взаимодействия между родителями и ребенком. Например, исследование в статье «Mother-child behavioral and physiological synchrony» (Поведенческая и физиологическая синхронность матери и ребенка) сфокусировано на значении «синхронии» между матерью и ребёнком во время их взаимодействия. Оно подтверждает, что частые, согласованные и предсказуемые взаимодействия способствуют формированию прочных и безопасных эмоциональных связей между родителем и ребенком, что является важным фактором в социальной ситуации развития [4].
Дефицит общения, отрицательно влияет на ребенка и является доказывающим фактом, что общение – это важное и необходимое условие психического развития новорожденного.
Индивидуальная психическая жизнь малыша является психическим новообразованием периода новорожденности.
Новообразование в период новорожденности связано с процессом формирования новых нейронных связей и сетей в мозге ребенка. Этот процесс начинается еще до рождения и продолжается в первые годы жизни. Новорожденный ребенок рождается с определенными генетическими предрасположенностями, которые определяют базовую структуру его мозга. Однако, окружающая среда и стимуляция из вне играют решающую роль в формировании и укреплении связей между нейронами.
Новые нейронные связи возникают под воздействием таких факторов, как касание, зрительные и слуховые стимулы, двигательная активность и эмоциональное взаимодействие с окружающей средой. Это позволяет ребенку осваивать новые навыки и адаптироваться к окружающему миру.
Новообразование в период новорожденности неразрывно связано с развитием нервной системы и формированием нейронных сетей в мозге ребенка.
Возникшие в данный период новообразования меняют социальную ситуацию детского развития: ребенок начинает требовать другой системы отношений со взрослыми, по-иному смотрит на мир и сам с помощью взрослых меняет систему отношений с ними. То есть, возникнув в определенной социальной ситуации, новообразования вступают с ней в противоречие и закономерно ее разрушают.
Таким образом, глубокое понимание социальной ситуации развития, новообразования и кризиса новорожденности дает нам более полную картину о том, как они взаимодействуют и влияют на развитие ребенка в этот важный период его жизни. Понимание этих аспектов развития новорожденных позволяет разрабатывать более эффективные стратегии для поддержки и стимулирования их оптимального развития. Дальнейшие исследования в этой области помогут нам еще лучше понять и раскрыть потенциал ребенка в период новорожденности.
