Феномен жизнестойкости в отечественных исследованиях
Конференция: XIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Общая психология, психология личности, история психологии.
XIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Феномен жизнестойкости в отечественных исследованиях
The phenomenon of hardiness in native research
Ekaterina Kabanchenko
Graduate student Altai State Pedagogical University, Russia, Barnaul
Аннотация. В статье автор различные подходы к определению феномена жизнестойкости в отечественных исследованиях, раскрывает сущность, критерии, показатели данного феномена.
Abstract. In the article the author discusses different approaches to the determination of the phenomenon of hardiness in native research, reveals the essence, criteria, indicators of this phenomenon.
Ключевые слова: жизнестойкость; компоненты жизнестойкости; показатели жизнестойкости.
Keywords: hardiness; components of hardiness; indices of hardiness.
Для психологической науки проблема жизнестойкости является новой, недостаточно изученной. На сегодняшний день еще нет единства в определении того, что представляет собой феномен жизнестойкости.
В научной литературе поднимаются различные аспекты данного явления (установки и компоненты, базовые ценности как основа этого явления, связь жизнестойкости со способностью принимать трудности жизни), уделяется внимание особенностям выраженности жизнестойкости у разных возрастов, разрабатываются способы формирования и развития жизнестойкости.
В философии феномен жизнестойкости рассматривается как непрерывный процесс самосовершенствования личности, позволяющий справиться с критическими моментами жизни.
Среди отечественных психологов, которые занимаются исследованием феномена жизнестойкости, можно выделить таких ученых, как: Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова, Т.В. Наливайко, Г.В. Ванакова, М.В. Логинова, Н.М. Волобуева, С.А. Богомаз, Е.Ю. Мандрикова, В.Р. Петросянц, Е.В. Шварева, Р.И. Сцетишин и др.
Зарубежный психолог С. Мадди стал создателем теории такого личностного качества, как «hardiness». Этот термин, в переводе с английского имеет значение «крепость, выносливость», Д.А. Леонтьев этот феномен определил, как «жизнестойкость» [4].
Опираясь на субъектно-деятельностную концепцию С.Л. Рубинштейна, можно определить, что феномен жизнестойкости в отечественной психологии рассматривается через мобилизацию внутренних сил, стремление человека выйти за собственные пределы для реализации своей сущности, для изменения себя и окружающей действительности [7].
Г.В. Ванакова определила данное понятие как «интегративное свойство личности, позволяющее преодолевать трудности и препятствия при достижении цели, в трудных жизненных ситуациях характеризующегося высокой степенью рефлексии, оптимальной саморегуляцией и готовностью к самоопределению» [3, с. 93].
Г.В. Ванакова определяет эмоциональное благополучие, самоанализ (рефлексию), саморегуляцию, самоопределение, - как критерии жизнестойкости.
Самочувствие, психологический климат, самооценку, самоуважение, самосознание, смысл и ценности, постановку цели, волю, стрессоустойчивость, уровень тревожности, стойкость, оптимизм, умение делать выбор, умение принимать решения, умение достигать результата, умение прогнозировать будущее, - это показатели жизнестойкости.
К индикаторам Г.В. Ванакова отнесла радость, счастье, любовь, адекватность, уровень притязаний, осознание своей жизнестойкости, смысл в жизни и созидание, умение ставить цель, достаточный высокий уровень воли и стрессоустойчивости, низкий и средний уровень тревожности, оптимизм, независимость, точность и обоснованность выбора, принятого решения, достигнутого результата.
Л.А. Александрова говорит о том, что жизнестойкость – это интегральная способность, являющаяся основанием адаптации личности. Л.А. Александрова делит компоненты жизнестойкости на 2 блока:
1) Блок общих способностей. Сюда относятся базовые личностные установки, ответственность, самосознание, интеллект и смысл, как вектор, организующий активность человека;
2) Блок специальных способностей. Здесь находятся навыки преодоления различных типов ситуаций и проблем, навыки взаимодействия с людьми, навыки саморегуляции [1].
Р.И. Стецишин говорит о том, что жизнестойкость – это прежде всего личностно-психический ресурс, его формирование происходит в процессе персоногенеза и профессиогенеза личности, таким образом, у человека вырабатывается способность противостоять профессионально-личностной дезадаптации.
Такой человек способен конкретизировать и реализовывать свой план действий, уметь контролировать себя, для него характерна направленность на задачу [8].
Жизнестойкость как наиболее общую и интегральную характеристику личности рассматривает Т.В. Наливайко.
По мнению психолога, это своеобразный паттерн смысло-жизненных ориентаций, самоотношения, стилевых характеристик поведения, этот паттерн опирается на природные свойства личности, но в значительной мере имеет социальный характер.
Жизнестойкости в понимании Т.В. Наливайко рассматривается в контексте психологического компонента (личностно-значимые смыслы, самоотношение), деятельностный компонент (способность к реализации) и природные свойства, а также через особое сочетание установок и навыков, оптимизм, удовлетворенность и самоэффективность [6].
Таким образом, можно сделать вывод, что отечественные психологи рассматривают содержательную сторону феномена жизнестойкости. Это интеграция позиций, выработка ценностей, осознание интересов, прояснение отношений и практическая сторона жизнестойкости, то есть способ действия, умения, навыки, развитие ресурсов [9].