Статья:

Феномен жизнестойкости в отечественных исследованиях

Конференция: XIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая психология, психология личности, история психологии.

Выходные данные
Кабанченко Е.А. Феномен жизнестойкости в отечественных исследованиях // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XIII междунар. науч.-практ. конф. — № 11(13). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 103-106.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Феномен жизнестойкости в отечественных исследованиях

Кабанченко Екатерина Александровна
магистрант, Алтайский государственный педагогический университет, Россия, г. Барнаул

 

The phenomenon of hardiness in native research

 

Ekaterina Kabanchenko

Graduate student Altai State Pedagogical University, Russia, Barnaul 

 

Аннотация. В статье автор различные подходы к определению феномена жизнестойкости в отечественных исследованиях, раскрывает сущность, критерии, показатели данного феномена.

Abstract. In the article the author discusses different approaches to the determination of the phenomenon of hardiness in native research, reveals the essence, criteria, indicators of this phenomenon.

 

Ключевые слова: жизнестойкость; компоненты жизнестойкости; показатели жизнестойкости.

Keywords: hardiness; components of hardiness; indices of hardiness.

 

Для психологической науки проблема жизнестойкости является новой, недостаточно изученной. На сегодняшний день еще нет единства в определении того, что представляет собой феномен жизнестойкости.

В научной литературе поднимаются различные аспекты данного явления (установки и компоненты, базовые ценности как основа этого явления, связь жизнестойкости со способностью принимать трудности жизни), уделяется внимание особенностям выраженности жизнестой­кости у разных возрастов, разрабатываются способы формирования и развития жизнестойкости.

В философии феномен жизнестойкости рассматривается как непрерывный процесс самосовершенствования личности, позволяющий справиться с критическими моментами жизни.

Среди отечественных психологов, которые занимаются иссле­дованием феномена жизнестойкости, можно выделить таких ученых, как: Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова, Т.В. Наливайко, Г.В. Ванакова, М.В. Логинова, Н.М. Волобуева, С.А. Богомаз, Е.Ю. Мандрикова, В.Р. Петросянц, Е.В. Шварева, Р.И. Сцетишин и др.

Зарубежный психолог С. Мадди стал создателем теории такого личностного качества, как «hardiness». Этот термин, в переводе с английского имеет значение «крепость, выносливость», Д.А. Леонтьев этот феномен определил, как «жизнестойкость» [4].

Опираясь на субъектно-деятельностную концепцию С.Л. Рубинштейна, можно определить, что феномен жизнестойкости в отечественной психологии рассматривается через мобилизацию внутренних сил, стремление человека выйти за собственные пределы для реализации своей сущности, для изменения себя и окружающей действительности [7].

Г.В. Ванакова определила данное понятие как «интегративное свойство личности, позволяющее преодолевать трудности и препятствия при достижении цели, в трудных жизненных ситуациях характери­зующегося высокой степенью рефлексии, оптимальной саморегуляцией и готовностью к самоопределению» [3, с. 93]. 

Г.В. Ванакова определяет эмоциональное благополучие, самоанализ (рефлексию), саморегуляцию, самоопределение, - как критерии жизнестойкости.

Самочувствие, психологический климат, самооценку, самоува­жение, самосознание, смысл и ценности, постановку цели, волю, стрессоустойчивость, уровень тревожности, стойкость, оптимизм, умение делать выбор, умение принимать решения, умение достигать результата, умение прогнозировать будущее, - это показатели жизнестойкости.

К индикаторам Г.В. Ванакова отнесла радость, счастье, любовь, адекватность, уровень притязаний, осознание своей жизнестойкости, смысл в жизни и созидание, умение ставить цель, достаточный высокий уровень воли и стрессоустойчивости, низкий и средний уровень тревожности, оптимизм, независимость, точность и обоснованность выбора, принятого решения, достигнутого результата.

Л.А. Александрова говорит о том, что жизнестойкость – это интегральная способность, являющаяся основанием адаптации личности. Л.А. Александрова делит компоненты жизнестойкости на 2 блока:

1) Блок общих способностей. Сюда относятся базовые личностные установки, ответственность, самосознание, интеллект и смысл, как вектор, организующий активность человека;

2) Блок специальных способностей. Здесь находятся навыки преодоления различных типов ситуаций и проблем, навыки взаимодействия с людьми, навыки саморегуляции [1].

Р.И. Стецишин говорит о том, что жизнестойкость – это прежде всего личностно-психический ресурс, его формирование происходит в процессе персоногенеза и профессиогенеза личности, таким образом, у человека вырабатывается способность противостоять профессионально-личностной дезадаптации.

Такой человек способен конкретизировать и реализовывать свой план действий, уметь контролировать себя, для него характерна направленность на задачу [8].

Жизнестойкость как наиболее общую и интегральную характе­ристику личности рассматривает Т.В. Наливайко.

По мнению психолога, это своеобразный паттерн смысло-жизненных ориентаций, самоотношения, стилевых характеристик поведения, этот паттерн опирается на природные свойства личности, но в значительной мере имеет социальный характер.

Жизнестойкости в понимании Т.В. Наливайко рассматривается в контексте психологического компонента (личностно-значимые смыслы, самоотношение), деятельностный компонент (способность к реализации) и природные свойства, а также через особое сочетание установок и навыков, оптимизм, удовлетворенность и самоэф­фективность [6].

Таким образом, можно сделать вывод, что отечественные психологи рассматривают содержательную сторону феномена жизнестойкости. Это интеграция позиций, выработка ценностей, осознание интересов, прояснение отношений и практическая сторона жизнестойкости, то есть способ действия, умения, навыки, развитие ресурсов [9].

 

Список литературы:
1. Александрова Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии [Электронный ресурс]. Сибирская психология сегодня: сб. научн. трудов. – Электрон. журн. – Кемерово, 2003. – Вып.2. – С. 82 90. –Режим доступа: http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/840/67840/41208?page=9, свободный. – Загл. с экрана (Дата обращения: 18.02.2016). 
2. Александрова Л.А. К осмыслению понятия «жизнестойкость личности» в контексте проблематики психологии способностей. Психология способ-ностей: современное состояние и перспективы исследований: материалы науч. конф. / под ред. А.Л. Журавлева, М.А. Холодной. – Москва, 2005. – С. 16-21.
3. Ванакова Г.В. Психологическая поддержка развития жизнестойкости студентов: дис. …д-ра. психол. наук. – Биробиджан, 2014. – 462 с.
4. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. – Москва: Смысл, 2006. – 63 с. 
5. Мадди С. Смыслообразование в процессах принятия решения. Психологический журнал, 2005. – Т. 26. – № 6. – С. 85–112.
6. Наливайко Т.В. Исследование жизнестойкости и ее связей со свойствами личности: дис. … канд. психол. наук. – Челябинск, 2006 – 175 c.
7. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. – Санкт–Петербург: Питер, 2003. – С. 508.
8. Стецишин Р.И. Направленность личности и жизнестойкость: психологическое исследование. Вестник Адыгейского государственного университета. – 2008. – № 7. – С. 35–47.
9. Фоминова А.Н. Жизнестойкость личности. – Москва: Прометей, 2012. – 152 с.