Статья:

ПОНЯТИЕ «СОЗАВИСИМОСТЬ» И ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ РАБОТА С НЕЙ

Конференция: LXXXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Социальная психология

Выходные данные
Соколова А.Д. ПОНЯТИЕ «СОЗАВИСИМОСТЬ» И ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ РАБОТА С НЕЙ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXXXI междунар. науч.-практ. конф. — № 2(81). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПОНЯТИЕ «СОЗАВИСИМОСТЬ» И ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ РАБОТА С НЕЙ

Соколова Анастасия Денисовна
студент, Новосибирский Государственный Педагогический Университет, РФ, Новосибирск

 

THE CONCEPT OF "CODEPENDENCY" AND PSYCHOTHERAPEUTIC WORK WITH IT

 

Anastasia Sokolova

Student of Novosibirsk State Pedagogical University, Russia, Novosibirsk

 

Аннотация. Термин «созависимость» появился в рамках жен мужчин, имеющих аддиктивное поведение, но потом распространился и на другие виды взаимоотношений. Так, детско-родительские отношения также могут стать созависимыми в случае, если родитель или ребенок имеет зависимость. В любом случае, опыт созависимых отношений приводит к негативным последствиям. Психотерапия, направленная на изменение поведенческих паттернов и выход из созависимых отношений, способствует развитию принятия ответственности за свои действия и за решения собственных проблем.

Abstract. The term "codependency" appeared within the framework of wives of men with addictive behavior, but then spread to other types of relationships. Thus, child-parent relationships can also become codependent if the parent or child has an addiction. In any case, the experience of codependent relationships leads to negative consequences. Psychotherapy, aimed at changing behavioral patterns and getting out of codependent relationships, promotes the development of taking responsibility for one's actions and for solving one's own problems.

 

Ключевые слова: созависимость; психотерапия; детский дом; наставничество.

Keywords: codependency; psychotherapy; orphanage; mentoring.

 

Созависимость – это патологическое поведение, при котором человек ставит свои потребности, чувства и желания в подчинение потребностям, чувствам и желаниям других людей. Он часто жертвует своими интересами ради удовлетворения нужд и ожиданий других, часто страдая от неполноценности и невыполненности собственных целей и желаний. Созависимость может классифицироваться как психологическое расстройство, связанное с отношениями. Созависимый человек обычно вкладывает слишком много своей энергии и ресурсов, чтобы помочь или контролировать другого человека, часто игнорируя свои собственные потребности и границы.

Наиболее часто используемая в контексте созависимых отношений модель взаимоотношений – это треугольник Карпмана.

Треугольник Карпмана, также известный как "драма треугольника" или "игры треугольника", представляет собой модель взаимодействия между людьми в конфликтной или напряженной ситуации. Эта модель была предложена структурным терапевтом Стивеном Карпманом в 1968 году.

Треугольник состоит из трех ролей: жертва, спасатель и преследователь.

Жертва – это человек, который чувствует себя уязвленным, беспомощным или несправедливо обиженным. Жертва часто ищет сочувствие и поддержку.

Спасатель – это человек, который пытается помочь жертве. Он часто переносит ответственность за решение проблемы жертвы на себя и может чувствовать себя недооцененным, если его помощь не принимается.

Преследователь (или обидчик) – это человек, который критикует или нападает на жертву. Преследователь может чувствовать себя раздраженным или разочарованным жертвой или спасателем.

Треугольник Карпмана демонстрирует, как эти три роли могут циклически сменять друг друга в конфликтной ситуации. Например, жертва может превратиться в спасателя, когда он или она пытается помочь другому, и так далее.

Треугольник Карпмана может быть также применен к взаимодействию между взрослыми и детьми. Когда включается ребенок в этот треугольник, ситуация может выглядеть по-разному.

Например, ребенок может воспринимать себя как жертву, чувствовать себя несправедливо обиженным, уязвленным или беспомощным. Взрослые могут случайно или намеренно поощрять это восприятие, например, предлагая ребенку постоянную защиту или решение его проблем.

Другая ситуация возникает, когда взрослые, такие как родители или учителя, могут вступать в роль спасателя, предлагая ребенку постоянную поддержку, защиту или решение его проблем.  Это может привести к тому, что ребенок становится зависимым от взрослых и не развивает навыков самостоятельности и решения проблем.

Также взрослые иногда могут вступать в роль преследователя, критикуя или наказывая ребенка за его действия. Это может создавать у ребенка чувство вины или страха и усугублять его восприятие себя как жертвы.

Включение ребенка в треугольник Карпмана может создавать непродуктивные динамики в отношениях и воспитании. Важно стремиться к более здоровым и поддерживающим взаимоотношениям, в которых ребенок развивает навыки самостоятельности, ответственности и адаптивные стратегии решения проблем. Это может быть достигнуто через поощрение самостоятельности, развитие эмоциональной компетентности и уважение к чувствам и потребностям ребенка.

Опыт созависимых отношений влияет на человека и может оказать значительное воздействие на его дальнейшую жизнь и взаимоотношения. Созависимость часто связана с непродуктивными и деструктивными паттернами взаимодействия в отношениях. Такой опыт может приводить к различным негативным последствиям: низкая самооценка и чувство вины, трудности в установлении границ, страхи и тревожность, а также повторение паттернов поведения. Далее рассмотрим все эти последствия более подробно.

Люди, выросшие в созависимых отношениях, часто могут испытывать низкую самооценку и чувство вины. Они могут быть привыкшими ориентироваться на потребности других, игнорируя свои собственные, что может вести к подавлению личных желаний и ценностей.

Трудности в установлении границ связаны с недостаточным формированием личных границ. Люди могут испытывать трудности в установлении и поддержании здоровых границ в отношениях, что может привести к переутомлению и чувству беспомощности.

Также опыт созависимых отношений может вызвать страхи и тревожность в отношении близости и интимности. Люди могут опасаться потери контроля над собой и страшиться быть уязвимыми в отношениях.

К тому же, люди, выросшие в созависимых семьях, могут повторять эти паттерны в своих собственных взаимоотношениях. Они могут быть привлечены к партнерам, с которыми возникают подобные динамики.

Однако важно отметить, что люди способны осознавать свой опыт, работать над ним и внести изменения в свою жизнь. Психотерапия и самопознание могут быть полезными инструментами для преодоления влияния созависимых отношений и развития более здоровых стратегий взаимодействия с окружающими.

Работа с этим треугольником может быть эффективным способом улучшения отношений и предотвращения деструктивных динамик.

Первым этапом в работе с треугольником Карпмана должно стать осознание ролей и понимание того, когда начинают активизироваться роли жертвы, спасателя или преследователя в общении. Это позволяет избегать погружения в деструктивные динамики.

Следующим этапом может стать работа над самосознанием. Она помогает понимать свои собственные потребности, эмоции и мотивации. Это позволяет избегать автоматического переключения в роли, осознавая свои действия.

Третьим этапом в работе является установление здоровых границ. Формирование и поддержание здоровых границ помогает избежать перехода из роли в роль. Это включает в себя умение говорить "нет", устанавливать четкие ожидания и уважать границы других.

Дополнительными аспектами, на которые стоит обращать внимание в работе – это эмпатия, активное слушание и самостоятельность, ответственность.

Практика эмпатии и активного слушания способствует лучшему пониманию потребностей и переживаний других. Это помогает избегать упадка в роли преследователя и развивать поддерживающие отношения.

Развитие принятия ответственности за свои действия и за решения собственнных проблем.

Кроме непосредственной работы с поведенческими паттернами, психотерапия способствует глубокому пониманию причин поведенческих паттернов и их изменения.

Таким образом, изменение паттернов поведения и понимание причин «созависимости» поспособствуют выходу из треугольника Карпмана и уход от созависимых отношений.

 

Список литературы:
1. Криволапова А.А., Мурашкина Ю.В. Преодоление созависимости. Работа с собственной личностью // Форум молодых ученых. – 2018. №11. – С. 961–964.
2. Мудрак С.А. Влияние детско-родительских отношений на формирование психологической зависимости от других в период взрослости // КПЖ. – 2021. – №2. – С. 243–249.
3. Петрова Н.Н. Проблема созависимости и подходы к ее решению // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. – 2016. – №2. – С. 606–612.