Статья:

Исторический процесс развития личности

Конференция: XV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая психология, психология личности, история психологии.

Выходные данные
Лимонова О.О., Барабанова А.Г. Исторический процесс развития личности // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XV междунар. науч.-практ. конф. — № 2(15). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 67-71.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Исторический процесс развития личности

Лимонова Ольга Олеговна
канд. пед. наук, Ставропольский государственный аграрный университет, РФ, г. Ставрополь
Барабанова Александра Геннадиевна
студент, Ставропольский государственный аграрный университет, РФ, г. Ставрополь

 

HISTORICAL DEVELOPMENT OF THE INDIVIDUAL

 

Olga Limonova

candidate of pedagogical Sciences, Stavropol state agrarian University, Russia, Stavropol

Alexandera Barabanova

student, Stavropol state agrarian University, Russia, Stavropol

 

Аннотация. В статье рассматривается исторический процесс развития личности, который происходит неотрывно от развития социума. Описываются понятия «личность» и «индивид».

Abstract. the article examines the historical process of development of the personality, which is inseparable from the development of the society. Describes the concept of "personality" and "individual".

 

Ключевые слова: психология; личность; развитие; концепции личности.

Keywords: psychology; personality development; concepts of personality.

 

В настоящее время психологи опираются на опыт прошлых лет и отчетливо понимают в необходимости знаний о процессе развития «личности» в социуме. Основываясь на знаниях и исследованиях развития личности, можно конструировать модель, как в будущем оценить степень прогресса в обществе.

Из словаря краткой терминологии следует, что личность – относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, морально-волевых и социально-культурных качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности.

Лингвистическое происхождение понятия «личность» в английском языке обозначается словом (personality), что означает на латинском «persona» (персона). Изначально это слово означало маски, которые надевали актеры в древнегреческом театре. Этот термин указывал на человека, который исполнял роль или фигуру в театральном представлении. Это означает, что уже с тех давних времен в понятие «личность» вкладывался поверхностный социальный образ индивида, когда он исполнял в тех или иные жизненные ролях [3].

В русском языке можно так же найти подобную аналогию в слове «личина», которая также обозначает исполнение чужой роли, отчуждающую внешность, общественно отрицаемое лицо, обращенное к окружающим. В XVIII веке слово «личность» редко употреблялось и носило скорее негативный характер, но уже с наступлением XIX века в России понятие «личность» приобретает более позитивный характер. Ученые, деятели искусств говорят о назначении человека, индивидуальном поступке, в связи с самосознанием своей индивидуальности и ценности.

Само понятие «личность» восходит еще к мифологической антропологии Древнего Египта, откуда идея телесно инкапсулированной личности перекочевала в христианскую мифологию, а затем проявилась в таких психологических течениях, как психоанализ, персонология и гуманистическая психология.

Персонологи отмечают, что понятие «личность» имеет не только латинскую и греческую этимологию. А так же существуют разветвления различных психологических течений. В немецком языке существуют такие термины как «Personlichkeit» и «Personalitat».

Обозначение немецкого термина «Personlichkeit» близко по значению к латинскому «persona» и отражает публичное впечатление, которое данный индивид производит на других людей, а термин «личность» в значении «Personalitat» отражает неповторимую глубинную природу человеческого существа, которая может быть как врожденной, так и приобретенной. В этом значении термин «личность» как правило, употребляется такими психоаналитиками как 3. Фрейд, К.Г. Юнг, представителями гуманистической психологии А. Маслоу, К. Роджерс и др. [4].

Так как личность не может существовать вне общества, то и его развитие шло непосредственно под воздействием общественного развития. Еще с античных времен происходил личностный процесс развития. В те времена не было четкого восприятия, понятия «духовной личности», «самостоятельной личности». Индивид же, рассматривался лишь как неотъемлемая часть космоса. У античного мира строился свой высокий идеал (человека-гражданина), который безраздельно господствовал, и чье господство ставило человека в полную зависимость от учреждения. Это могло быть институтом государства, высокого сословия, рода или семьи. Именно в этот период начинается зарождение такого понятия, как «борьба политического идеала гражданина с идеалом духовного человека». В Древней Греции Протагор и Сократ обозначили, что «человек есть мера всех вещей». Они провозглашали, что человек значим независимо от своего места в обществе.

С появлением христианства приходит новый процесс развития «личности». Затем в эпоху Возрождения понятие «личность» стала отождествляться с яркой, многосторонней индивидуальностью, способной достичь всего.

Под влиянием учения Декарта понимание личности развивалось в двух субстанциях, отвергающего сущностное психофизическое единство человека, личность отождествлялась с его сознанием. Исключение составляет  Бекон, рассматривавший личность как цельную природу человека, единство души и тела. Локк, в свою очередь отождествлял личность с самосознанием, а Беркли употреблял понятие «личность» как синоним духа. В ходе дальнейшего развития философии, человеческая личность становится в центре исследований и рассмотрений [1].

В современной психологии понятие «личность» разные ученые определяют по-разному. Так, например, Фрейд считал, что психика многомерна и состоит из нескольких уровней и компонентов, которые отражают не только осознанные, но и подсознательные процессы. Понятие предсознательных процессов сводится к тому, что они не всегда находятся в сознании, но иногда могут быть им вызваны.

Большой вклад в науку психология внес ученый Платонов. Он воссоздал образ личности с помощью своей структуры. В отечественной науке личность, как правило, представляется совокупностью привитых социальных черт, не вмещающих в себя биологические характеристики. Платонов взял за основу создания своей теории динамическую составляющую личности.

Для понимания общей структуры личности в науке существуют два различных способа ее восприятия: динамический и статистический. Динамическая структура личности - это та же самая личность, но с учетом всех изменений, происходящих с ней на протяжении всей жизни. В свою очередь статистическая структура личности вмещает в себя личностные характеристики, какие только могут быть у каждого индивидуума. Структура личности по Платонову учитывает все изменения, которые происходят с субъектом на протяжении длительного отрезка времени, связи предыдущих составляющих элементов с заново возникшими.

По мнению А.Н. Леонтьева, личность человека создается общественными отношениями. На первый план выступает категория деятельности субъекта, поскольку именно она являются исходной единицей психологического анализа личности [2].

А.Н. Леонтьев провел разграничительную линию между понятиями индивида и личность. Если индивид – это неделимое, целостное, со своими индивидуальными особенностями генотипическое образование, то личность тоже целостное образование, но не данное кем-то или чем-то, а произведенное, созданное в результате множества предметных деятельностей.

Леонтьев выделяет три основных параметра личности:

1. Широта связей человека с миром (посредством его деятельностей);

2. Степень иерархированности этих связей, преобразованные в иерархию смыслообразующих мотивов (мотивов-целей);

3. Общая структура этих связей, точнее мотивов-целей.

Процесс становления личности по А.Н. Леонтьеву - это процесс становления связной системы личностных смыслов. [2].

Таким образом, быть личностью – значит выбирать свой собственный подход к каким‑либо действиям при возникающей внутренней необходимости, грамотно оценивать последствия принятых решений, способностью держать ответ за них перед обществом и перед самим собой. Постоянно совершенствоваться, владеть арсеналом приемов и средств с помощью которых можно овладевать своим поведением, иметь свободный выбор.

 

Список литературы:
1. Аверин В.А. Психология личности: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999.
2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Политиздат, 1975. 
3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2006. 
4. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Учебное пособие / Л.Д. Столяренко. – Ростов/н/Дону: Феникс, 2003.