Статья:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ УСЫНОВИТЕЛЕЙ

Конференция: LXXX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Социальная психология

Выходные данные
Ширяева В.А. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ УСЫНОВИТЕЛЕЙ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXXX междунар. науч.-практ. конф. — № 1(80). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ УСЫНОВИТЕЛЕЙ

Ширяева Валентина Андреевна
педагог-психолог без категории МБОУ «СШ № 1» РФ, г. Новый Уренгой

 

PSYCHOLOGICAL AND LEGAL SUPPORT OF POTENTIAL ADOPTIVE PARENTS

 

Valentina Shiryaeva

Teacher-psychologist without category MBOU "School No. 1", Russia, Novy Urengoy

 

Аннотация. В статье рассмотрены проблемы психолого-юридического сопровождения потенциальных усыновителей детей, оставшихся без попечения родителей.

Abstract. The article deals with the problems of psychological and legal support of potential adoptive parents of children left without parental care.

 

Ключевые слова: потенциальный родитель; психолого-юридическая подготовка; социализация; обучение; воспитание.

Keywords: potential parent; psychological and legal training; socialization; education; upbringing.

 

Актуальность исследования заключается в том, что принятие в семью ребенка – важный и ответственный шаг в жизни потенциальных усыновителей. Перед тем, как принять в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, потенциальный усыновитель обязан осознавать, что столкнется с рядом проблем:

- недостатки законодательной базы регулирования правоотношения между ребенком и потенциальным родителем на федеральном и региональном уровнях;

- недостаточная определенность в законодательно заложенных источниках финансирования социальных норм;

- достаточно негативное отношение к значимости устройства детей-сирот в замещающие семьи со стороны социума;

-противоречие между актуальным психическим и физическим состоянием ребенка-сироты и требованиями по его содержанию, обучению, воспитанию в новой семье;

- особенности развития личностных аспектов (способность-неспособность к принятию самостоятельных решений, гибкая-негибкая адаптированность, целенаправленность - отсутствие цели, способность – неспособность находить выход из кризисной ситуации);

- противоречие между ориентацией на общечеловеческие ценности и наличием у детей-сирот недоверия к миру, складывающееся из негативного личного опыта в семейном взаимодействии;

- формирование индивидуальности под влиянием коллективной организацией режима и деятельности, изолированной от социума, что сужает социальный опыт детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

-директивно-опекающий стиль воспитания в детском доме или приюте, вместо коррекционно-развивающего подхода [4, с. 11].

Данные проблемы накладывают на потенциальных усыновителей наличие обязательной подготовки по оказанию индивидуально-ориентированной педагогической, психологической, социальной помощи ребенку в обучении, воспитании, социализации [1]. Проблема исследования заключается в поиске и анализе источников, изучающих особенности психолого-юридического сопровождения потенциальных родителей [5, с. 8].

Цель исследования – изучить особенности психолого-юридического сопровождения потенциальных родителей детей, оставшихся без попечения родителей.

Институт психолого-юридического сопровождения потенциальных усыновителей представляет собой сложно-структурированный процесс. Организация сопровождения потенциальных усыновителей проводится в несколько этапов.

На первом этапе происходит установление контакта и информирование кандидата в родители (консультация). Данный вопрос курирует школа приемных родителей. Происходит детальная диагностика семьи, личностных характеристик кандидатов в родители, обсуждение возможных проблем по адаптации и социализации ребенка, формирование настроя на мотивацию к принятию нового члена семьи. Важную роль играет изучение отношения к новому члену семьи обоих супругов. На данном этапе определяется уровень осознанности в стремлении к осуществлению родительского долга. Цель данного этапа – определить ресурсность потенциальных родителей (социально-демографические, юридические характеристики, самоактуализация приема, социально-психологический потенциал воспитания, приоритетные ценности, индивидуальные особенности членов семьи). Инструментарий для диагностики: Системный семейный тест Геринга (FAST), Социометрические процедуры, немецкий тест семейной динамики, генограмма семьи и многое другое [4, с.41].

На втором этапе с кандидатами в потенциальные родители происходит организация обучения. К обучению допускаются кандидаты, документально подтвердившие годность в соответствии с российским законодательством. Кандидаты делятся на группы от 4 до 16 человек. Происходит обсуждение графика обучения, координация профессиональной подготовки потенциальных родителей. На данном этапе осознаются мотивы принятия ребенка в семью, определяются возможные психолого-педагогические трудности с последующим поиском решения. Происходит просвещение по вопросам содержания, обучения и воспитания ребенка. Подготовка может осуществляться как индивидуально, так и на групповых занятиях. Структура занятий: лекции, практика, коррекция ошибок. Юридическая подготовка включает в себя ознакомление потенциальных родителей с законодательством в сфере защиты детства, организационно-правовыми аспектами деятельности замещающей семьи [3, с.18].

На третьем этапе уделяется внимание подготовке к принятию ребенка в новую семью. Необходимо обращать внимание на риски адаптации ребенка в новой семье. Назначается первая встреча потенциальных родителей и ребенка. По итогу встречи корректируется индивидуальный маршрут социализации ребенка в новой семье с дальнейшим патронажем адаптации в новых условиях социального функционирования [2, с.17].

Таким образом, несмотря на наличие больших информационных ресурсов в сфере подготовки потенциальных усыновителей, остаются достаточно неразработанными вопросы в сфере юридической и психологической защиты потенциальных усыновителей детей, которые имеют девиацию в поведении, складывающуюся на основе разницы стилей воспитания в детском доме и приемной семье. В дальнейшем хотим обратить внимание на разработку исследования практической деятельности по коррекции стиля воспитания в приемной семье.

 

Список литературы:
1. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 02.07.2021) [Электронный ресурс] — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_34683/
2. Агеева, А.В. Проблемы института усыновления детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Осуществление и защита прав граждан в современном обществе: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, соискателей и студентов (20 апреля 2016 г.). Омск: Изд-во АНО ВПО «Омский экономический институт», 2018. – 108с.
3. Козлов, С.С., Митчина, Л.А. Формы и методы устройства детей, оставшихся без попечения родителей // Семейное и жилищное право. — 2019. — № 3. — С. 14 – 19.
4. Ослон, В.Н., Холмогорова, А.Б. Замещающая профессиональная семья как одна из моделей решения проблемы сиротства в России// Вопросы психологии. - 2017 - № 4. — С. 39-52.
5. Ткаченко, Т.В. Защита прав и интересов ребенка в процессе его усыновления // Международная научно-практическая конференция «К 20-летию Конституции Российской Федерации. Конституционные права и свободы в Российской Федерации», Ростов-на-Дону 11-12 октября 2017 г. (Сборник материалов). — Ростов-на-Дону: Изд-во Южного федерального ун-та, 2017. - 501с.