Статья:

Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Конференция: XXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Психология развития, акмеология

Выходные данные
Афанасьева М.А. Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения. // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXI междунар. науч.-практ. конф. — № 8(21). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 56-59.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Афанасьева Марина Анатольевна
педагог-психолог, Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 65 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга, РФ, г.Санкт-Петербург

 

Аннотация. Для успешной адаптации ребенка к ДОУ важно чтобы переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение по возможности был более плавным, мягким, бестравматичным. В статье представляется «Программа адаптации неорганизованных детей раннего возраста (2-3 года) к условиям детского сада», способствующая успешной поведенческой адаптации ребенка к дошкольному учреждению.

 

Ключевые слова: адаптация; ранний возраст; игра; прогулка; дети.

 

Поступление в детский сад – непростой этап в жизни ребенка. С этого момента в его жизни все меняется. Изменяется режим дня, характер питания, характер общения, приемы воспитания, микроклимат помещения, полностью меняется его окружение. Он впервые остается без близких людей в незнакомой обстановке.

Ребенок находится в постоянном контакте со сверстниками и новыми для него взрослыми. В семье он в центре внимания, а в детском саду один из многих. Возникают психологические барьеры из-за рас­ставания с родителями, нахождения в новом пространстве с незнакомыми людьми.

Первые три года жизни характеризуются стремительным темпом развития организма. В связи с этим у детей двух-трех лет отмечаются большая ранимость, лабильность состояния. Дети этого возраста легко заболевают, быстро утомляются, часто меняется их эмоциональное состояние. Они внушаемы, им быстро передается настроение окру­жающих, легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников.

Уже с первых дней жизни у ребенка в семье формируются привычки, привязанности, определенное поведение. В два-три года стереотип поведения ребенка довольно устойчив. При поступлении ребенка в дошкольное учреждение происходит его адаптация к новым, изменившимся условиям жизни. В период адаптации у ребенка возникает переделка ранее сформированных динамических стереотипов, и, помимо иммунной и физиологической ломки, происходит преодоление психологических преград [5, c. 3].

Обрушившиеся на ребенка изменения приводят к возникновению стрессовых ситуаций. Частая заболеваемость, повышенная возбудимость нервной системы особенно характерны для стрессовых состояний, которые возникают в период адаптации при поступлении детей в ясли. Перестройка ранее сложившегося стереотипа поведения является очень трудной задачей и также нередко ведет к стрессу. Возникший стресс и защита проявляются агрессией, протестом, слезами, отказом от еды, сна, общения с окружающими, ограничениями себя в пространстве.

Одна из проблем, которая решается в дошкольном учреждении, - проблема адаптации детей.

Адаптация является активным процессом, имеющим как позитив­ные (возникновение положительных изменений в организме и психике) результаты, так и негативные, выражающиеся в возникновении стресса.

При этом выделяются два основных критерия в успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования) [1, c. 4].

Очень важно, чтобы переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение по возможности был более плавным, мягким, бестравма­тичным, для более оптимального осуществления периода адаптации [5, c. 3].

С целью облегчить протекание процесса адаптации в нашем дошкольном учреждении разработана «Программа адаптации неоргани­зованных детей раннего возраста (2-3 года) к условиям детского сада».

Уже в раннем возрасте (второй-третий годы жизни) немалое значение в период адаптации имеет уровень социализации, в частности наличие или отсутствие опыта общения ребенка со сверстниками и новыми взрослыми. Довольно часто бывает, что круг общения ребенка ограничен окружающими его близкими взрослыми. Не имея доста­точного опыта общения такому ребенку сложно адаптироваться в новом окружении.

Одна из задач, которую решает разработанная программа - получение ребенком опыта общения со сверстниками и со старшими детьми, а так же с новыми взрослыми.

В течении летнего периода, с июня по август, на территории дошкольного учреждения организуются летние адаптационные прогу­лочные группы, которые посещают будущие воспитанники ясельных групп. Каждая группа набирается согласно списка детей на новый учебный год.

Во время прогулки, проводимой в соответствии с режимом детского сада, родители приводят малышей на прогулочную площадку ясельной группы. Дети знакомятся со своими воспитателями, с новой для них детской площадкой. Играют со сверстниками и старшими детьми. Взаимодействие с ребенком строиться в присутствии родителя.

На прогулке воспитатель ясельной группы проводит различные игры, привлекая детей адаптационной прогулочной группы. При проведении игровых моментов используются разнообразные потешки, поговорки, подвижные игры, игры с речевым сопровождением, пальчиковые игры, игры с песком, рисование на песке. Проводимые игры доставляют ребенку радость, удовольствие, способствуют активному проявлению эмоциональной отзывчивости. Также педагогом проводятся наблюдения на природе.

Устанавливается контакт ребенка с педагогом. Дети учатся играть с воспитателем в подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями. Учатся слушать взрослого, ориентироваться на участке. Им объясняют правила игры с песком, стараясь сформировать представления о правилах безопасного поведения в играх с песком.

Возникает «круг доверия»: ребенок убеждается в безопасности нового места для игр (детской площадки), знакомиться с новым взрослым в его окружении и привязывается к нему, внутренне принимает новый режим дня; малыши тянуться к более старшим детям во время игры, отвлекаются от матери, что стимулирует скорость социализации ребенка.

Дети, посещающие летнюю адаптационную прогулочную группу, также участвуют в общих развлекательных мероприятиях, проводимых в дошкольном учреждении в летний период.

Все это способствует формированию положительных эмоций по отношению к детскому саду, воспитателям, другим детям.

Для успешной адаптации ребенка к ДОУ необходимо чтобы переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение по возможности был более плавным. В процессе реализации программы было замечено что дети, регулярно посещавшие адаптационную прогулочную группу, быстрее и легче адаптируются к ДОУ. У них уже есть представление о некоторых режимных моментах, а именно о том, что такое прогулка, где и как она проходит, они умеют ориентироваться на участке; имеют опыт общения со своими воспитателями и испытывают меньший стресс при поступлении в детский сад, так как идут в группу к уже знакомому взрослому, а так же получают опыт общения со сверстниками (с теми детьми, с которыми они в дальнейшем посещают одну группу) и со старшими детьми. Разработанная программа способствует облегчению процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.

 

Список литературы:
1. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие. / Авт. - сост. Белкина Л.В. – Воронеж «Учитель», 2006.
2. Афонькина Ю.А. Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ развития ребенка раннего возраста: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2010.
3. Выготский Л.С. Психология. – М., издательство ЭКСМО-Пресс, 2000.
4. Голубева Л.Г., Лещенко М.В., Печора К.Л. Развитие и воспитание детей раннего возраста. - М.: Академия, 2002.
5. Печора К.Л., Голубева Л.Г., Пантюхина Г.В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. / Под ред. Т.Б. Слизковой. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
6. Ребенок третьего года жизни. Пособие для родителей и педагогов. / Под ред. С.Н. Теплюк. — М.: Мозаика-Синтез, 2011.