Статья:

Феномен тревоги

Конференция: LI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая психология, психология личности, история психологии.

Выходные данные
Кувшинова В.А. Феномен тревоги // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LI междунар. науч.-практ. конф. — № 6(51). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 36-46.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Феномен тревоги

Кувшинова Валентина Алексеевна
студент Московский институт психоанализа – МИП, РФ, г. Москва

 

ANXIETY AS A PSYCHOLOGICAL PHENOMENON

 

Valentina Kuvshinova

Student Moscow Institute of Psychoanalysis, Russia, Moscow

 

Аннотация. Статья посвящена теоретическому анализу тревоги и тревожности. Статья касается тревоги как психологический феномен в качестве реакции нашего организма. В статье анализируется разница между тревогой и тревожностью, тревогой и страхом. Рассмотрены механизмы формирования тревоги с точки зрения различных исследователей.

Abstract. This article is devoted to the anxiety as a psychological phenomenon. The article touches upon the issues of the difference between the anxiety and fear. The article gives the analysis of the formation mechanisms according to different researches.

 

Ключевые слова: тревога; феномен; психическое состояние; беспокойство; страх.

Keywords: anxiety; phenomenon; mental state; overwhelming anxiety; fear; mental state.

 

Тревога является распространённым переживанием, своеобразное культурное явление современности. Она есть неотъемлемая и необходимая часть нашей жизни: тревога – это нормальное явление, нужное нам для выживания. Однако тревога и тревожные расстройства могут быть очень разрушительным психологическим состоянием. На данный момент, тревожные расстройства являются самой распространённой группой расстройств в мире. Понятие тревоги активно начало изучаться после 50 годов 20 века. Мей Ролло пишет, что проблема тревоги вышла из подполья после 1945 года с изобретением атомной бомбы.

Психическое состояние беспокойства и тревоги выражено в своеобразии реакций и мотивов, но полностью ими не определяется. Оно условно охарактеризовано эмоциональным состоянием. При детальном рассмотрении этого состояния учитываются следующие факторы: ситуация, спровоцировавшая переживание, внешнее и внутреннее проявление, вызванные переживания. Состояние беспокойства и тревоги может быть спровоцировано изменениями условий жизни или рутины, а также изменение динамического стереотипа. И. П. Павлов полагал, что при разрушении последнего возникают отрицательные эмоции, к которым возможно причислить описываемое состояние беспокойства и тревоги. Термин «тревога» выделяет компонент страха, следовательно, это своеобразная форма страха. Но и в термине «тревога» выражено переживание «беспокойства как нарушение покоя, волнение, смятение» [1; С.38].          Состояние тревоги и беспокойства включает действие раздражителя, условно относящегося к угрозе или неприятностям. В этом состоянии в качестве его компонента выступает чувство опасения или страха.

Фактор личностной тревожности играет ключевую роль в формировании механизмов индивидуальной аффективной реактивности [2; С. 453]. В хрестоматии В.М. Астапова приведены следующие исследования тревожности при помощи факторного анализа. [1; С.39].

  • Н.Д. Левитов разделяет состояние тревоги и беспокойства на психическое состояние и более или менее устойчивую черту характера.
  • Дж. М. Кэттел выделяет отличный от стресса и нервозности самостоятельный фактор «черты‑состояния».
  • Из 13 факторов темперамента Гилфорда и Циммермана один является «спокойствие‑нервозность». Однако фактор депрессии также может иметь проявление в беспокойстве.
  • Луис Тэрстон выделил состояние тревоги, беспокойства как особый фактор.
  • Ганс Айзенк выделил следующие параметры: невротизм‑психотизм и экстравертность‑интровертность.  Отличительными чертами психостении и интровертности Айзенк считает эмоциональную неустойчивость, выражаемая также тревогой.
  • В исследовании Индлер, Хант и Розенцвейг выделены следующие показатели тревожности: психическое состояние по данным самонаблюдения, физиологические компоненты, реакции самозащиты.
  • Среди 21 фактора личности, выделенных Кэттелом и Саундерсом, имеется фактор «тревожности», проявляемый в сильной впечатлительности человека в затруднительных обстоятельствах, при повышенном чувстве вины и низкой самооценки и при высоком уровне напряжения.

На основе исследований метода факторного анализа приходим к выводу, что психическое состояние беспокойства и тревоги может быть выделено отдельным фактором или включено в другой, к примеру, эмоциональной неустойчивости или депрессии.

Мей Ролло в книге «Смысл тревоги» составил классификацию феноменов тревоги: когнитивная теория, исследования Ч. Спилбергера о состоянии-признака тревожности, исследования взаимоотношений между тревогой и страхом, исследования людей в реальной жизни.

К сторонникам когнитивной теории, интересовавшихся восприятием реальности, он относит Ричарда Лэзаруса и Джеймса Эйверилла, Сеймора Эпштейна.

Феномен тревоги – то, как человек оценивает потенциально опасную ситуацию. В центре их исследований расположен человек как воспринимающее существо. Р. Лэзарус и Д. Эйверилл полагают, что «тревога является эмоцией, основанной на когнитивных посредниках между ситуацией и реакцией, они подчеркивают, что тревога связана не с патологией, а с самой природой человека» [6; С.162]. Они рассматривают комплексный процесс: «стресс, когнитивную оценку угрозы, последующую переоценку, механизмы перекрытия, преодоления стресса и эмоциональную (стрессовую) реакцию» [1; С.101]. Этот Процесс описывает определенные поведенческие и физиологические проявления, но определяющими все же остаются когнитивные компоненты. Однако Мей Ролло подчеркивает, что в исследованиях описана не тревога, а воздействие психологического стресса на человека.

Сеймор Эпштейн выделяет ожидание в качестве основного параметра уровня возбуждения. Тревогу он определяет, как «крайне неприятное диффузное возбуждение, следующее за восприятием опасности» [6; С.162].  Тревога – «неразрешенный страх, который приводит к размытому ощущению опасности». Она происходит из процесса, «в котором активация порождается некоторыми формами угрозы и не может быть направлена по тем или иным причинам на соответствующее действие» [1; С.102].

Ко второй группе относятся исследования Ч. Спилбергера, разделившего тревогу на «тревогу-состояние» и «тревогу-свойство» [9; С.10]. «Тревога-состояние» — это кратковременная преходящая эмоциональная реакция, связанная с активизацией автономной нервной системы. Возникновение состояния тревоги происходит при восприятии индивидом определенного раздражителя или ситуации как несущих в себе элементов опасности, угрозы, вреда. Это состояние варьируется по интенсивности и изменяется во времени.

«Тревога-свойство» есть склонность к реакции тревоги, ее можно определить по частоте реакций тревоги, возникающих за длительный период времени». В данном случае тревожность является чертой характера, и она не проявляется посредственно в поведении индивида: ей описывают относительно устойчивые индивидуальные различия в склонности отдельного индивида ощущать состояние тревожности.

Ч. Спилбергер указывает, что факторы, оказывающие влияние на склонность к тревоге, появляются преимущественно в детском возрасте: во взаимоотношениях с родителями в те моменты, когда ребенка подвергали наказанию.

В рамках концепции тревоги как эмоционального процесса она рассмотрена как «последовательность когнитивных, аффективных и поведенческих реакций» [1; С.97], происходящих в следствие влияния на индивида разных форм стресса. Источником процесса являются внешний стрессовый раздражитель или внутренний, рассматриваемый как потенциально угрожающим. Следовательно, состояние тревоги является частью структуры общего процесса тревоги, концепция тревоги включает следующие компоненты: стресс, восприятие угрозы, состояние тревоги.

Ч. Спилбергер указывает, что тревога сопровождена переоценкой стрессовых условий, способствующих подбору «перекрывающих механизмов, облегчающих переживание стресса, а также активации некоторых механизмов типа избегания, выводящих индивида из ситуации, вызывающей тревогу» [1; С.97].

При невозможности преодоления или избегания стресса активируются механизмы психологической защиты, задачей которых является уменьшения тревоги. Таким образом, состояние тревоги влечет за собой такую последовательность реакций: «состояние тревоги – когнитивная переоценка – механизмы перекрытия, избегания или психологической защиты» [1; С.97].

Норман Эндлер утверждает, что обе формы имеют множество измерений. Он создал собственную модель тревоги: «Человек-Ситуация-Взаимодействие». тревога является взаимодействием двух факторов: опасности, угрожающей Эго или межличностной ситуации (ситуационный фактор), и уровня межличностной «тревоги-свойства» (личностный фактор) [13; С.147].

К третьей группе относятся исследования взаимоотношений между тревогой и страхом. Бихевиоральные теории рассматривают тревогу как адаптивную функцию организма и условный рефлекс, возникающий «путем моделирования родительского поведения, или в процессе классического обусловливания. Во втором случае неблагоприятный стимул (например, паническая атака) появляется вместе с нейтральным стимулом (например, пребыванием в транспортном средстве) и объединяется с ним. Именно это приводит к избегающему поведению» [7; С.409].

При тревоге на передний план выходят интерпретации, касающиеся физической и психологической опасности. А.Бек пишет, что при тревожном состоянии индивид систематически переоценивает угрозу, присутствующую в определенной ситуации [4; С.71]. Случившаяся переоценка автоматически запускает программу тревоги в организме. Активируются следующие процессы:

  1. изменения в активации вегетативной нервной системы как подготовки к бою, побегу или обмороку;
  2. ослабление текущих процессов;
  3. селективное внимание по отношению к окружающей среде, направленное на возможные источники опасности.

При тревоге активизируются автоматические мысли об угрозе или опасности. Также возможно ощущение собственной беспомощности и неспособности справиться с ситуацией. Беспомощность ощущается вследствие мыслей о нехватке навыков борьбы со сложившейся ситуацией. Ощущение уязвимости усиливается из-за неуверенности в себе и чувства неопределенности. Бек представляет мысли об опасности и беспомощности следующим образом: «Переоценка опасности + Недооценка личного совладения = Высокая тревога» [4; С.69].

Р.Лихи отмечает, все расстройства исходят из базового инстинкта выживания, и они скорее «проявление фундаментальной тревоги, которые запускаются разными ситуациями-стимулами и выражаются по-разному» [5; С.22].

Климмель критикует бихевиористов за отождествление тревоги и страха. По его мнению, «экспериментальный невроз» Павлова правильнее было бы назвать тревогой [11; С.189]. Условно-рефлекторный страх не может служить моделью тревоги, потому что носит конкретный характер, а тревога по своей сущности есть состояние неопределенное и неуправляемое.

Курт Гольдштейн занимался вопросом возникновения и взаимодействия страха и тревоги. Он предполагает развитие страха из тревоги и появления его позднее в ходе развития организма. Его убеждения были противоположны доминирующим: «Очевидно, что тревогу невозможно понять с помощью страха, логика появляется только тогда, когда мы поменяем их местами» [6; C.18].

Бесспорно, возможно превращения страха в тревогу (человек понимает неспособность справиться с ситуацией) или превращение тревоги в страх (тогда человек чувствует способность адекватно справиться с ситуацией). Как отмечает Гольдштейн, постепенно усиливаясь, страх переходит в тревогу, в этот момент происходит качественное изменение: изменяется восприятие, поскольку сначала казалось, что угроза исходит от конкретного объекта, а теперь опасение охватывает всю личность, так что человек ощущает: под угрозой находится уже его собственное существование.

Занимаясь вопросом происхождения тревоги, он отвергал устоявшиеся теории наследственной тревоги или врожденного страха по отношению к некоторым объектам. По мнению Стэнли Холла, детские страхи являются врожденными и достались новорожденным от эволюционных предшественников людей, животных [6; C.29].

Гольштейн полагал неверными теории Стерна, Груса о существовании врожденного страха перед «необычным». Теории неверны, т.к обучение ребенка происходит при активном вовлечении в новые, непривычные ситуации.  «Таким образом, для объяснения феномена тревоги у детей, — заключает Гольдштейн, — достаточно предположить, что организм реагирует тревогой на неадекватную ситуацию и наши предшественники вели себя в подобной ситуации точно так же, как и современные люди».

Гольдштейн пишет о человеке не как носителе определенных страхов, а как организме, стремящимся «соответствовать окружающей среде и создавать вокруг себя соответствующую ему среду». При неудаче появляется тревога, «страх же не является врожденным чувством, но представляет собой лишь направленную на объекты форму тревоги. Врожденной является биологическая способность предчувствовать опасность, а не конкретные страхи».

Возможно использовать тревогу конструктивно «способность переносить тревогу важна для самореализации человека и для его господства над окружающей средой». Каждый из нас постоянно сталкивается с ситуациями, ставящими существование человека под угрозу. По сути, самоактуализация возникает в таких ситуациях, где «человек движется вперед, несмотря на угрозы. Это признак конструктивного использования тревоги».

Мей Ролло отмечает, что данная точка зрения близка мысли Кьеркегора, подчеркивающий, что «тревога свидетельствует о наличии новых возможностей для развития человеческого Я». По мнению Гольдштейна, «свобода здорового человека заключается в том, что он может выбирать одну из нескольких альтернатив, может искать новые возможности, преодолевая сопротивление окружающей среды. Двигаясь сквозь тревогу, а не от тревоги, человек не только развивается, он обогащает свой окружающий мир новыми возможностями».

Таким образом, Гольдштейн рассматривал тревогу как более примитивную и первоначальную реакцию, после которой появляется страх. Страх появляется при приобретении способности узнавать объекты и выделять компоненты, связанные с катастрофической ситуацией.

Четвертая группа исследует людей в реальной жизни. К ним М.Ролло относит, в первую очередь, Иона Тейхмана, изучавшего реакции людей, получивших известие о смерти членов своей семьи. Он отметил, что члены семьи по-разному реагируют на сообщение об утрате.

Тейхман отмечает высшую степень индивидуальной реакции тоски у родителей, с нежеланием вначале делить ее с другими. Основной темой реакций было желание сохранить как мужество, так и чувство ожесточенности. Выраженная отстраненность длилась около недели, но событие не влекло за собой длительной патологической замкнутости. Вдовы, стремившиеся сохранить стойкость, в меньшей мере испытывали чувство ожесточенности. В большинстве случаев вдовы были заняты насущными проблемами и полагались на поддержку окружающих. Как правило дети реагировали на конкретную потерю, а на ситуацию напряженности в доме. Из-за невозможности детей постоянного сохранения чувства тоски, родители реагировали злостью на их «равнодушие».

Британский психолог Ричард Линн рассмотрел различия проявления тревоги у представителей различных культур, опираясь на следующие показатели уровня тревоги: рост употребления алкоголя, увеличение частоты самоубийств и несчастных случаев [12; С.258].

В исследованиях по взаимоотношению между изменением условий жизни и тревогой он подводит к мысли, что любое, единичное изменение привычного стиля жизни, в том числе и улучшения уровня жизни, требует адаптации и поэтому часто провоцирует тревогу [10; С.225]. Помимо биологических причин рассматривают психосоциальные модели. Психосоциальной основой генерализированного тревожного расстройства рассматривают следующие причины в искажении отношений: амбивалентность родителей, их чрезмерно оберегающую позицию или отсутствие эмоциональной теплоты. Джон Боулби [3; С.443] предполагает, что один из родителей или другой близкий человек обеспечивают ребенку безопасность, в этом случае тревога будет результатом реакции на происходящее вокруг или на возможное отделение от защищающего человека. 

Вопрос экзистенциальной тревоги рассматривается в работах Тиллиха «Мужество быть». Такая тревога – «экзистенциальное осознание небытия, то есть возможности и неустранимости смерти». П. Тиллих пишет об общей онтологической основе страха и тревоги. Тревога и страх переплетены: тревога старается превратиться в страх. Превратившись в страх, она обретет объект, с которым способно совладать мужество.  Рассматривая онтологию тревоги, он пишет, что «человек, охваченный тревогой, полностью ей предоставлен и лишен всякой опоры. Страх и тревога неразделимы, они имманентно присущи друг другу. Тревога неспособности сохранить собственное бытие лежит в основе всякого страха и создает страшное в страхе». У тревоги нет объекта: «ее объект представляет собой отрицание любого объекта» [1; С.68].         Тревога порождена постоянным осознанием неизбежности нашей смерти. «Тревога – это конечность, переживаемая человеком как его собственная конечность. Такова врожденная тревога, свойственная человеку как человеку и – некоторым образом – всем живым существам. Это тревога небытия, осознание собственной конечности как конечности» [8; С.27]. При тревоге возникает беспомощность, сопровождаемая дезориентацией, неадекватными реакциями, отсутствием «интенциональности» (т. е. связями с осмысленным содержанием знания или воли). Это поведение возникает из-за отсутствия объекта сосредоточения. Единственным объектом является угроза, но не источник, т.к. источник угрозы – «ничто». Так же он предложил разделить тревогу по областям, в которых небытие угрожает бытию.

Небытие угрожает оптическому самоутверждению человека: в виде судьбы – относительно; в виде смерти – абсолютно.

Оно угрожает нравственному самоутверждению человека: относительно – в виде вины; абсолютно – в виде осуждения.

Духовному самоутверждению: в виде пустоты – относительно; в виде отсутствия смысла – абсолютно.

Тревога – сознание этой угрозы. Отсюда вытекают следующие три формы тревоги: тревога судьбы и смерти, пустоты и утраты смысла, тревога вины и осуждения. Тревога не направленна на определенный объект, «ее объект представляет собой отрицание любого объекта» [1; С.67]. Тревога в представленных формах экзистенциальна, т.к. она свойственная существованию как таковому, а не представляет собой аномальное состояние души как невротическая (психотическая) тревога. М. Ролло разделяет тревогу на нормальную и невротическую. Фрейд обозначал нормальную тревогу как «объективную тревогу». Она проявляется на протяжении всей жизни человека. Нормальная тревога – реакция, «адекватная объективной угрозе, не запускает механизм вытеснения или другие механизмы, связанные с интрапсихическим конфликтом, а вследствие этого человек справляется с тревогой без помощи невротических защитных механизмов» [6; С.134]. Человек способен к конструктивному обращению с тревогой на сознательном уровне, также же уровень тревоги снизится при изменении ситуации. К категории нормальной тревоги относят реакции младенцев на опасность. Реакции младенцев можно считать недифференцированными, «размытыми». В младенчестве человек не способен к интрапсихическим процессам вытеснения и конфликтов, лежащих в появлении невротической тревоги.

Сравнивая патологическую тревогу с экзистенциальной, мы выявляем следующее:

1.У экзистенциальной тревоги онтологический характер. Ее невозможно изжить. Способ справиться с ней – принять на себя мужество быть.

2. «Патологическая тревога является следствием неудачной попытки «Я» принять тревогу на себя.

3. Патологическая тревога ведет к самоутверждению, имеющему ограниченную, фиксированную и нереалистическую основу, и к вынужденной защите этой основы.

4. Патологическая тревога, соотносясь с тревогой судьбы и смерти, порождает нереалистическую надежность; соотносясь с тревогой виды и осуждения – нереалистическое совершенство, соотносясь с тревогой сомнения и отсутствия смысла – нереалистическую уверенность.

5. Патологическая тревога, если она диагностирована, становится объектом врачебной помощи, экзистенциальная тревога – объект помощи духовника. Не стоит смешивать эти и подменят друг друга. Их общая задача – помочь людям достичь полного самоутверждения, обрести мужество быть» [1; С.82].

Тревога проявляется при ощущении угрозы жизненно важным ценностям человека. Эта угроза рассматривается как угроза существования его личности: как на физическом, так и психологическом уровнях, например, потеря свободы или бессмысленность. Тревога является эмоцией, охватывающей весь организм. В отличии от других эмоций она ставит под угрозу систему безопасности человека. В этом случае тревога кажется субъективным переживанием, лишенным объекта. Ролло пишет, что тревога лишена объекта, так как затрагивает центр психологической структуры личности. На этом основании строится восприятие себя отличным от мира объектов. Тревога может быть, как нормальной, так и невротической. При нормальной тревоге не запускаются защитные механизмы. Невротическая же возникает, когда человек субъективно не способен справиться с опасностью из-за внутренних психологических процессов и конфликтов.

Таким образом, с точки зрения психологии тревога является беспокойством, касающимся гипотетических события и явлений. Ее наличие обусловлено эволюцией: один из механизмов самозащиты, способствующий выживанию вида. Тревога выступает в качестве черты характера человека: он регулярно склонен к реакции тревоги. Также тревога может быть эмоциональной реакцией, связанной с активизацией автономной нервной системы на раздражитель. Несмотря на то, что тревожность – это психологическая категория, она также влияет и на физические, когнитивные, поведенческие и эмоциональные сферы. Феномен тревоги рассматривают при помощи метода факторного анализа. Исходя из исследований метода факторного анализа приходим к выводу, что психическое состояние беспокойства и тревоги может быть выделен отдельным фактором или включен в другой, к примеру, эмоциональной неустойчивости или депрессии. Тревогу принято считать отрицательной эмоцией, но тревога – часть человеческой природы. Принято разделять понятие «тревога» на три типа: тревога как черта характера, как фактор личностной тревожности, присущий человеку, и как психическое состояние. Тревога рассматривается исследователями как отдельный фактор личности.  В.М. Астапов рассматривает тревогу как легкую форму страха. Аарон Бек отмечает, что в основе тревоги лежит базовый страх. Но, в отличие от страха, тревога проявляется в форме беспокойства, смятения, так как не имеет конкретной причины и чаще всего вызвана гипотетическими ситуациями. У страха же имеются конкретные и осознаваемые причины, и он является реакцией на уже произошедшее или происходящее событие.  Можно сказать, возникновение страха происходит незадолго до определенной ситуации, тревога же появляется задолго до опасности. Тревогу способно вызвать как внешние события, так и внутренние переживания. Для уменьшения выраженности тревоги активируются механизмы перекрытия, избегания или психологические защиты. Они искажают восприятие стимула, вызывающего тревогу.

 

Список литературы:
1. Астапов В.М., Тревога и тревожность: Хрестоматия / Сост. и общая редакция В. М. Астапова. – М.: ПЕР СЭ, 2017. – 240 с.
2. Афтанас Л.И., Труфакин В.А. Мозговые корреляты индивидуальной аффективной реактивности: стили переживания тревоги // Мозг: теоретические и клинические аспекты. – М.: Медицина. 2003. С. 450-462.
3. Боулби Джон. Привязанность – Москва: «Гардарики», 2003. – 480 с.
4. Кларк Дэвид А, Бек Аарон Т. Тревога и беспокойство: когнитивно-поведенческий подход. – СПб: ООО «Диалектика», 2020. – 448 с.
5. Лихи Роберт. Свобода от тревоги. — СПб.: Питер, 2018. – 368 с.
6. Ролло Мэй. Смысл тревоги. – М.: Независимая фирма "Класс", 2001. – 384 с.
7. Прашко, Ян. Когнитивно-бихевиоральная терапия психических расстройств: перевод с чешского / Ян Прашко, Петр Можны, Милош Шлепецки и коллектив. – Москва: Ин-т общегуманитарных исследований, 2015. – 1064 с.
8. Тиллих П. Избранное; Теология культуры / Пер. с англ. – М.: Юрист, 1995. – С. 27, 30–32, 48–58.
9. Charles Spielberg, Current trends in research and theory on anxiety, в книге Anxiety: current trends in theory and research , vol. I, стр. 10. 
10. D. B. Coates, S. Moyer, L. Kendall, and M. G. Howart, Life event changes and mental health, в книге Stress and Anxiety , Vol. III, стр. 225–250.
11. H. D. Kimmel, Conditioned fear and anxiety, в книге Stress and anxiety , vol. I, стр. 189–210.
12. Richard Lynn, National differences in anxiety, в книге Stress and anxiety , vol. II, стр. 257–272.
13. Normann Endler, A person-situation-interaction model for anxiety, в книге Stress and anxiety , vol. I, стр. 145–162.