ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В РАБОТЕ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА
Конференция: XCIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Педагогическая психология

XCIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В РАБОТЕ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА
POSSIBILITIES OF USING CRITICAL THINKING TECHNOLOGY IN THE WORK OF A SCHOOL PSYCHOLOGIST
Vera Kosareva
Teacher-psychologist, MBOU "Malyginskaya secondary school", Russia, Kovrov district, Malygino
Аннотация. В России идет процесс формирования новой системы образования, которая рассчитана на постепенное вхождение в мировое образовательное пространство. Одним из инновационных методов, позволяющих добиться положительных результатов в формировании мыслительной деятельности, является технология развития критического мышления.
Abstract. Russia is in the process of forming a new education system. It is designed to gradually enter the global educational space. One of the innovative methods that allow achieving positive results in the formation of mental activity is the technology of developing critical thinking.
Ключевые слова: процесс, формирование, новая, система образования, технологии критического мышления.
Keywords: process, formation, new, education system, critical thinking technologies.
В связи с инновациями в образовании изменяется и деятельность современного педагога-психолога, которая заключается в умении овладевать новыми технологиями, методами и приемами, развивать умения думать.
Какие методические приемы этой технологии использует автор данной статьи? Приведу в качестве примера цикл занятий по теме: «Дружба». При планировании занятия важно сохранить три составляющие его стадии: вызова, осмысления, рефлексии. Очень значима стадия вызова. «Хорошее начало – это половина дела», – гласит народная мудрость. В течение данной стадии автор использует прием – «Мозговой штурм». Цель которого – активизировать появление множества идей по теме занятия. Приглашаю 5–6 человек, усаживаю их в круг и предлагаю ответить на вопросы: «Как вы понимаете, что такое «дружба?»; «Почему человеку необходима дружба?»; «Что для вас значит дружба?»; «Может ли быть у человека много друзей?»; «Могут ли быть у человека приятели и ни одного друга?»; «Что надо делать, чтобы найти друга?».
Вместе с помощником, которого выбираю заранее, по очереди записываем все версии и высказывания на доске. Далее происходит обсуждение, в ходе которого делаются выводы: настоящая дружба длится долгие годы; настоящий друг разделит с тобой радость и горе; дружба – основана на взаимоуважении, понимании; дружба призывает к верности, доверию и должна развиваться.
На следующем этапе занятия читаем поучительную и мудрую притчу (например, «Дружба»). Во время чтения текста обучающиеся делают на полях пометки, а после прочтения текста, заполняют таблицу, в которой значки станут заголовками граф таблицы.
Заполняется таблица:
«V» - уже знал |
«+» - новое |
«-» - думал иначе
|
«?» - не понял, есть вопросы? |
|
|
|
|
Прием "Инсерт" работает на каждом этапе занятия. "Инсерт" учит работать с текстом, вдумчиво читать, осмысливать прочитанное, анализировать и использовать полученные знания на стадии рефлексии. Он формирует не навыки и умения, а ключевые компетенции, что соответствует новым стандартам образования
На стадии осмысления автор статьи предлагает написать синквейн, что позволяет оценить, как хорошо учащиеся понимают изучаемую тему. Заслушиваем несколько синквейнов. Выбираем наиболее понравившийся.
1. Дружба |
1. Дружба. |
2. Крепкая, верная |
2. Искренняя, надежная |
3. Защищает, помогает, оберегает |
3.Сближает, связывает, выручает |
4. Дружба - великая сила |
4. Дружба – настоящие друзья |
5. Доверие |
5.Понимание |
Обобщаем материал по теме. Итак, дружба – это величайшая ценность, клад и подарок судьбы. Дружба всегда помогает нам в жизни. Благодаря дружбе человек становится лучше, добрее и сильнее духом. Иметь хорошего друга – это огромное благо, без которого человеку прожить невозможно!
На стадии рефлексии используется прием кластера. Составление кластера «Дружба» (рис. 1) можно использовать как на начальной стадии занятия, так и на стадии рефлексии.
Рисунок 1. Кластер «Дружба»
Автор статьи: «Сегодня на занятии мы обсудили, что же такое дружба, кого можно назвать другом, какие качества необходимо развивать, чтобы быть достойным дружбы». На следующем занятии по данной теме используем метод «Шесть шляп мышления», разработанный Эдвардом де Боне. В начале занятия автор статьи вывешивал шесть шляп, разделив обучающихся на команды. Дети тянут из шляпы цветной жетон, занимают стол, на котором жетон того цвета, что и в руках у ребят.
Таким образом, создаются пять творческих групп. Каждая из них, поочередно работает в определенной ролевой позиции:
- новаторы – «зеленая шляпа» (придумывают новые идеи, модифицируют уже существующие, ищут альтернативы, исследуют возможности, презентуют свой проект, свою идею остальным членам рабочей группы);
- пессимисты – «черная шляпа» (дают волю критическим оценкам, указывают на возможные риски и подводные камни, выделяют все отрицательные, непродуманные, неучтенные моменты презентуемой идеи);
- оптимисты – «желтая шляпа» (концентрируют своё внимание на поиске достоинств, преимуществ и позитивных сторон презентуемой идеи);
- эмоционалисты – «красная шляпа» (высказывают свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать)
- эксперты – «синяя шляпа» (обобщают и анализируют полученную информацию, работу каждой творческой группы оценивают с точки зрения, поставленной перед данной группой цели деятельности по 5-бальной шкале, обосновывают свое мнение).
Следует отметить то, что всем участникам заранее предлагается поработать под полями «белой шляпы» – подумать над темой будущего обсуждения, собрать всю необходимую информацию, все необходимые данные, факты. При работе с описываемой технологией, каждой группе автором статьи предложено поработать в разных ролевых позициях. Таким образом, все участники пробуют себя в разных ролях и одновременно имеют возможность «взглянуть» на свою собственную идею с различных точек зрения.
По итогам игры проводится небольшая дискуссия, и делаются выводы по теме занятия. На этапе рефлексии автор статьи предлагает следующую работу: «Ребята, перед вами рисунок шляпки. Оцените свою работу на занятии. Если вам все понравилось, у вас хорошее настроение – раскрасьте шляпку в желтый цвет. Если вам было трудно, что-то у вас не получалось, и вам хочется что-то исправить, раскрасьте шляпку в зеленый цвет. А если вам было скучно и неинтересно – в черный». На примере занятий о дружбе, автор данной статьи показала, как можно использовать различные приемы критического мышления. «Каждый педагогический прием – это нить, которая, переплетаясь, складывается в нечто целое, в систему», – считал Анатолий Гин [1].
Моё педагогическое кредо – развивать умения думать, ничему не учить своих учеников, а только создавать условия, в которых они сами учатся.
