Статья:

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Конференция: XCI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Педагогическая психология

Выходные данные
Злобина Е.Г. НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XCI междунар. науч.-практ. конф. — № 12(91). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Злобина Елена Георгиевна
педагог-психолог, первая квалификационная категория, Государственное бюджетное образовательное учреждение, Областной Центр Диагностики и консультирования, РФ, г. Челябинск

 

Аннотация. В статье рассмотрены проблемы в обучении, с которыми сталкиваются дети с недостаточно сформированными пространственными представлениями. Представлены упражнения, направленные на формирование пространственных представлений через использование нейропсихологических приемов. Предлагаются практические методы коррекции.

 

Ключевые слова: пространственные представления, схема тела, квазипространственные представления, двигательная активность.

 

Часто родители в начале обучения ребенка сталкиваются с проблемами ориентации ребенка на листе бумаги, точном копировании изображения, трудностями установления правильной последовательности месяцев в году, нахождения места цифры в числовом ряду, определения времени по часам и так далее. Возникновение такого рода затруднений у ребенка может быть связано с недостаточной сформированностью у него пространственных представлений [2].

В процессе школьного обучения недостаточная сформированность пространственных представлений может стать причиной трудностей в овладении ребенком счетом, письмом, чтением и другими дисциплинами, которые основаны на установлении соотношений между предметами и явлениями, понимании их последовательности, а также пространственных взаимосвязей [4].

Итак, пространственные представления – это представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях, величине, форме, расположении объектов относительно друг друга и самого субъекта [2].

Так, в процессе обучения пространственные представления необходимы для [4]:

- понимания разрядного строения числа, работы с многозначными числами, где значение каждой цифры определяется ее местом (разрядом);

- понимания отношений сравнения («больше-меньше», «ближе-дальше», «раньше-позже» и так далее);

- усвоения правильного графически-пространственного образа буквы или цифры, (например: цифры «6» и «9», буквы «б» и «д», отличаются только положением крючочка – вверху или внизу; «ш», «и» – отличаются количеством «крючочков»; написание прописной заглавной буквы «З» и «Е» отличается тем, как она повернута: вправо или влево);

Как следствие, трудности могут проявляться в пропуске, перестановке букв, слогов, в замене букв по пространственному сходству, зеркальном написании букв и цифр.

- определения направления вектора счетных операций (например: сложение-вычитание; осуществления операций с отрицательными числами, счетные операции с переходом через десяток);

- понимания пространственно-временных конструкций, понимания предлогов, сложных логико-грамматических конструкций, встречающихся в тексте (например: «Перед тем как идти гулять, я зашел к другу. Что было раньше?»);

Как следствие, ребёнку будет сложно уловить смысл прочитанного текста, могут возникать сложности с пересказом текста, также могут возникнуть сложности с пониманием условий задачи по математике;

- ориентации на листе бумаги, на плоскости тетради (например, должен понимать инструкцию: «Отступить две клетки вниз и написать по центру/слева/справа листа»).

Еще характерными проблемами, связанными недостаточной сформированностью пространственных представлений, являются сложности с учетом размера листа при письме: дети «заезжают» за поля, затрудняются соблюдать правила переноса слов (слово не вмещается в строчку), при написании слов высота букв может не соответствовать высоте рабочей строки (буквы выходят за пределы строки).

Также могут возникнуть такие ошибки как по­вторное написание и пропуск строчек.

Трудности в освоении чтения могут проявляться в «угадывающем» чтении, в сложности удержания строчки в поле зрения, ребёнок теряет строчку, перескакивает на другую строчку [2].

Как правило, отставание по учебным предметам уже в младшей школе формирует у ребёнка устойчивый страх перед обучением в школе, снижает самооценку, вселяет неуверенность, ведет к снижению учебной мотивации [4]. Именно поэтому очень важно, чтобы перед поступлением в школу у ребенка были полностью сформированы пространственные представления.

Нарушения  пространственных представлений могут более ярко проявляться в одной из сфер и слабо – в другой.

Пространственные представления начинают формироваться в раннем детстве и к 8 годам завершают свое становление. Процесс становления пространственных представлений проходит через следующие этапы развития. [2].

На начальном этапе у ребенка у ребенка формируются представления о собственном теле (схема тела) и о расположении внешних объектов по отношению к собственному телу, которое происходит благодаря взаимодействию ребенка с окружающими его объектами. С речевым развитием  становится возможным словесное обозначение пространственных отношений «дальше», «вверху»,  «слева», «справа», «впереди» и тому подобное  сначала по отношению к себе, а потом по отношению к другим объектам.

На следующем этапе ребенок научается ориентироваться не только в реальном пространстве окружающей среды, но и в схематичном пространстве, например, в пространстве листа. Ребенок начинает понимать, что «верх» и «низ» может быть и у листа бумаги, который расположен горизонтально.

Последний этап формирования пространственных представлений включает в себя ориентацию в квазипространстве, понимание логико-грамматические конструкции, понимание пространственно-временных отношений и связей между объектами.

Коррекционно-развивающая работа по формированию пространственных отношений строится следующим образом [3]:

- формирование представлений о схеме тела и направлениях пространства по отношению к себе;

- формирование представлений о пространственных признаках окружающих объектов по отношению к собственному телу;

- формирование пространственных представлений окружающих объектов по отношению друг к другу;

- формирование представлений об обобщенных пространственных признаках окружающих объектов (признаков одного предмета, классификация предметов по разным признакам);

-  формирования квазипространственных представлений;

Базовой к наиболее естественной системой ориентации является схема тела, поэтому начинать работать с пространством нужно с игр, направленных на закрепление представлений у ребенка о схеме тела [3].

Давайте остановимся на рассмотрении упражнений, направленных на формирование представлений о схеме тела.

На начальном этапе работы по формированию схемы тела ребенку необходимо дать зрительную опору для ориентации в пространстве, например можно «промаркировать» его левую руку. Для этой цели может использовать ленточку, браслетик, так далее, который мы надеваем ребенку на левую руку. Таким образом, мы даем ребенку наглядную опору для дальнейших манипуляций с внешним пространством. Теперь он знает, что «слева» – это «там, где, например, красивый браслет» [3].

Для начала можно предложить выполнить с ребенком следующие упражнения.

«На зарядку становись!» [5] Эта игра поможет ребенку научиться ориентироваться в пространстве своего тела.

Взрослый встаёт рядом с ребёнком, называет и показы­вает движения, ребёнок проговаривает вслух и повторяет движения. Например: правой рукой касаюсь своей левой руки; и левой рукой касаюсь своей правой руки; я правую руку кладу на правое плечо; согни правую. И так далее….  

Если ребенку трудно, то можно для начала встать перед зеркалом.

Если ребёнок хорошо выполняет это задание, то его можно услож­нить: взрослый только называет движения (сначала по одному движению, затем можно серии из нескольких движений), а ребенок должен повторить.

Другой вариант усложнения игры заключается в том, что вы показываете серию движений - ребенок проговаривает, что вы делали и повторяет.

Полезно в этой игре меняться ролями, чтобы у ребенка была возможность дать задание вам и проверить правильность его выполнения. Но не спешите отдавать ребенку руководящую роль, так как он сначала должен научиться выполнять ваши задания, чтобы потом по аналогии придумывать свои.

«Муха». Взрослый проговаривает слова: «Вот летела муха на (называется часть тела), села, почесала брюхо, дальше полетела…». При этом двигает рукой и прикасается ладошкой к названной части тела на себе. Ребенок повторяет за взрослым.

Затем ребенок выполняет самостоятельно без показа взрослого. Инструкция постепенно усложняется. Например, «муха садиться на левое плечо», «правое ухо» и так далее (на начальном этапе «маркировать» правую руку.).

«Поймай муху». Взрослый вместе с ребенком быстро проговаривает:

«Плюх, плюх, плюх, плюх (хлопает себя по коленям ладонями)

Ловим быстрых, серых мух (ритмично чередуются хлопки в ладоши и хлопки по коленям)

Муха быстро полетела и тебе, например, на левое плечо села (прикасается к части тела ребенку)».

Задача ребенка закрыть часть тела, на которую «садиться муха».

«Путаница» [1]. Взрослый намеренно показывает не те движения или места на теле, которые называет. Задача ребенка исправить ошибки взрослого. Затем инструктором и исполнителем упражнения становится сам ребенок; он показывает упражнения другим (взрослому, ребенку) и контролирует правильность их выполнения.

Еще одна игра, направленная на развитие ориентации в схеме собственного тела – это «Запомни и покажи».

«Запомни и покажи». Ребёнок закрывает глаза. Взрослый придаёт телу ребёнка определённую позу и просит её запомнить. Потом слегка «встряхивает» ребенка, чтобы «снять» позу и просит ребёнка воспроизвести положение, которое было задано. При этом ребенок должен обязательно проговаривать свои действия. Если это вызывает затруднение, то взрослый помогает.

Сначала эта конструкция должна быть простой, затем позы постепенно усложняются.

«Прикосновение» [1]. Ребёнок закрывает глаза. Взрослый прикасается к разным частям тела ребёнка и просит его показать, где было прикосновение. Затем ребёнок, открыв глаза, показывает ту же часть тела у взрослого и называет её. Если называние частей тела вызывает затруднение, то взрослый помогает.

 

Список литературы:
1. Колганова В.С., Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми: в 2 ч. – М.: АЙРИС–пресс, 2016. – 144 с.
2. Семенович А.В., Воробьева Е.А., Сафронова Е.В., Серова Л.И., Баринова Н.Д., Михалева О.Ю., Шегай В.М. Комплексная нейропихологическая коррекция и абилитация отклоняющегося поведения / под ред. проф. А.В. Семенович. – М: 2001. – Ч. 1, 2.
3. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. – 6-е изд. – М.: Генезиз, 2013. – 474 с.
4. Сунцова А., Курдюкова С. Изучаем пространство с нейропсихологом: комплект материалов для работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. – 2-е изд., испр. – М: Генезис, 2016.
5. Сунцова А., Курдюкова С. Учимся ориентироваться в пространстве. Рабочая тетрадь. – СПб.: Питер, 2008. – 48 с.