«Эмоциональный интеллект»: становление понятия в психологии
Конференция: XLVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Общая психология, психология личности, история психологии.
XLVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
«Эмоциональный интеллект»: становление понятия в психологии
POSSIBILITIES AND LIMITATIONS OF PSYCHODIAGNOSTIC TECHNIQUES IN THE STUDY OF EMOTIONAL INTELLIGENCE IN ADOLESCENCE
Natalia Donkovtseva
Master’s student, Orenburg State Pedagogical University, Russia, Orenburg
Аннотация. В статье представлен краткий анализ понятия эмоциональный интеллект. Анализ учитывает отечественную и зарубежную позицию ученых на данный феномен. Описана динамика понятия: от одной модели эмоционального интеллекта к другой. Представлено влияние эмоционального интеллекта на различные области жизни человека, а также его взаимосвязь с индивидуальными особенностями личности.
Abstract. The article provides a brief analysis of the concept of emotional intelligence. The analysis takes into account the domestic and foreign position of scientists on this phenomenon. The dynamics of the concept is described: from one model of emotional intelligence to another. The influence of emotional intelligence on various areas of human life, as well as its relationship with individual personality traits is presented.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект; когнитивная способность; смешанная модель; личностные характеристики.
Keywords: emotional intelligence; cognitive ability; mixed model; personal characteristics.
Интерес к исследованию эмоционального интеллекта (далее ЭИ) возник в связи с большим количеством белых пятен не только в концептуальном поле данного феномена, но и с необходимостью его изучения в прикладных исследованиях [1].
Первоначально хочется прояснить значение понятия «интеллект» и его взаимосвязи с понятием «эмоции». Как и большинство понятий в психологии не имеет однозначного ответа на один и тот же конструкт, так и «интеллект» в сочетание с эмоциями, вызвал негодование учёных. Одни считаю, его непонятным, потому как он является метафорой своего рода, в связи с чем, исследователи предлагают другой термин «компетентность». Другие ученые, утверждают, что интеллект предполагает за собой способности, но «никаких сколько-нибудь уникальных способностей, связанных с эмоциями, не существует» [9; 10].
Д. Векслер является одним из тех учёных, который акцентировал внимание на интеллекте, как глобальной способности индивида действовать целеустремленно, мыслить рационально и эффективно общаться с окружением. Характеризуя понятие интеллект, Д. Векслер выделяет структурные элементы, его составляющие, выделяет рациональную часть и социальные навыки. Однако, работа учёного подверглась критике научным сообществом, которое утверждало о важности рациональной составляющей. В результате чего, интеллект стал пониматься как конструкт, направленный на решение логических задач. А с другой стороны, всё же если понимать ЭИ только с позиции личностной характеристики, без рациональной составляющей, то возникают сомнения употребления понятия «интеллект». Взаимосвязь интеллекта и эмоций мы обсудим далее, когда будем говорить о вкладе отечественной психологии в изучение данного феномена [4].
На ранних этапах изучения ЭИ первым кто предложил свою структуру ЭИ является Х. Гарднер. В научном сообществе она известна как модель «множественного интеллекта». Произошло это в 1983 г., когда автор выделил семь основных подвидов (форм) интеллекта: вербальный и логико-математический, пространственный, музыкальный, телесно-кинестетический, межличностный и внутриличностный интеллект. Х. Гарднер также затронул вопрос, касающийся взаимосвязи ЭИ и интеллекта, как общей когнитивной способности. Также автор заключил, что ЭИ является частью социального интеллекта. Если обратить внимание, то в перечисленных подвидах упомянут межличностный и внутриличностный интеллект, который представлен, например, также в работах Д.В. Люсина [4].
Понятие ЭИ берет свою историю с 1990 г., Дж. Майером и П. Саловеем. Авторы понимают его в значении одной из вариаций социального интеллекта. Дж. Майер и П. Саловей определяют ЭИ как способность, направленную на отслеживание своих и чужих эмоции и чувств. Если выделять период, когда ЭИ изучался наиболее активно, это 1995 г., в исследованиях Д. Гоулмана. Дэниел Гоулман трактует данный конструкт (ЭИ), как способность, направленную на определение своих и чужих эмоции, а затем и на реализацию поставленных целей. Наблюдение за эмоциями, должно служить средством достижения желаемого результата [5].
Еще одним исследователем является Ру-вен Бар-Он. Он ввел аббревиатуру EQ. В его понимании ЭИ это «набор когнитивных способностей, компетенций и навыков, которые влияют на способность человека справляться с вызовами и давлением внешней среды» [4]. Модель ЭИ разработанная Р. Бар-Она (Bar-On, 1997), в первую очередь предполагает, что ЭИ выполняет одну из важнейших функции человека — адаптация, также он создаёт опросник ЭИ.
Обращая внимание на прикладное изучение ЭИ, более уместно употреблять понятие не эмоциональный интеллект, а эмоциональная компетентность. По соображениям Д. Гоулмана эмоциональная компетентность подразумевает прежде всего социальную компетентность или навыки отношений. Автор обращает внимание на умение налаживать взаимоотношения с другими людьми, которые потом приведут к результату, приносящему пользу участникам, то есть выгоду для обеих сторон [3. С. 34]. Д. Гоулман ссылаясь на модель ЭИ П. Сэловея и Дж. Мэйера в своей работе скомпоновал когнитивные способности и личностные характеристики (энтузиазм, настойчивость и социальные навыки).
Из вышесказанного следует, что ЭИ в понимании авторов П. Сэловея и Дж. Мэйера, - это прежде всего когнитивные способности, с целью переработки эмоциональной информации.
Подводя итог всему вышесказанному, хочется отметить те изменение, которые возникли за время изучения ЭИ, благодаря П. Сэловея и Дж. Мэйера, Д. Гоулмана, Р. Бар-Она. Модель ЭИ П. Сэловея и Дж. Мэйера, в которой первоначально утверждалось, что в структуре ЭИ только когнитивные способности. После этого изучением данного конструкта занялся Д. Гоулман, который водит в структуру ЭИ помимо когнитивной составляющей, еще и личностные характеристики человека. Другой исследователь Р. Бар-Она переводит фокус внимание на ЭИ, как не когнитивную способность. В итоге, мы наблюдаем отличные взгляды на понятие ЭИ: когнитивная способность — когнитивная способность и личностные характеристики — некогнитивная способность.
Появление множества моделей ЭИ способствовало тому, что их классифицировали. Занялись этим Дж. Мэйер, Д. Карузо и П. Сэловей, которые решили провести границу между моделями ЭИ, разделив их. Так, появилась модель, где ЭИ выступает как когнитивная способность и смешанная модель ЭИ.
Тем временем в нашей стране также велись научные исследования по изучению данного феномена. Первым ученым, которым было введено понятие ЭИ в отечественной психологии является Г.Г. Горскова.
Сведения об ЭИ отражены в работах отечественных ученых. Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев изучали взаимосвязь интеллекта и эмоций. Так, в исследованиях Л.С. Выготского отражены выводы о единстве аффективных и интеллектуальных процессов. В работахС.Л. Рубинштейна, продолжившего развивать идеи Л.С. Выготского, также сделано заключение, что мышление уже само по себе является единством эмоционального и рационального [6; 7].
Таким образом, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев сошлись во мнении, что аффективные и интеллектуальные процессы едины.
На данный момент, работы развития ЭИ представлены в работах И.Н. Андреевой, Д.В. Ушакова, Д.В. Люсина, М.А.Манойлова, Т.П.Березовская, А.П.Лобанов, А.С.Петровская, О.В. Белоконь, Д.В. Дегтярева [5].
Исследователи упомянутые выше изучали ЭИ, и вот к чему пришли некоторые из них. И.Н. Андреева, считает, что подавление эмоций как один из наиболее распространенных способов справиться с эмоциями вызывает негативные последствия, которые выражаются в подавленном состоянии или гневе, в результате чего, не имея возможности найти выход, могут приводить к психосоматическим заболеваниям, к проявлению агрессивности и в тоже время является фактором адаптации. Подобные выводы были получены в исследованиях О.И. Власовой. По мнению, Д.В. Дегтярева низкие показатели эмоционального интеллекта коррелируют с высокой склонностью к девиантному поведению,
В работах И.Н. Андреевой ЭИ взаимосвязан с индивидуальными проявлениями самоактуализации. Д.В. Ушаков обращает внимание на методы измерения ЭИ. Дмитрий Викторович указывает на то, что измеряя ЭИ следует проводить не метод опрос, который размывает измеряемые конструкты, а тесты, позволяющие оценивать переработку эмоциональной информации в реальном времени [8].
Исследователь О.В. Белоконь изучает взаимосвязь между стилем лидерства человека и его ЭИ [2].
Также одним из известных исследователей является Д.В. Люсин, продуктом деятельности которого является опросник «ЭмИн». Автор определяет ЭИ как совокупность способностей для понимания своих и чужих эмоций и управления ими. ЭИ в понимании Д.В. Люсина, определяется помимо когнитивных способностей еще и личностными характеристиками. Не маловажным является то, что при изучении ЭИ допускаются личностные характеристики. Дмитрий Владимирович объясняет это тем, что они способствуют изменению уровня ЭИ, а также воздействуют на индивидуальные проявления ЭИ (например, это эмоциональная устойчивость, скорость переработки эмоциональной информации). Если говорить об особенностях представленной модели, то вычленение личностных характеристик, непосредственно связанных с эмоциями отличает ее от других смешанных моделей ЭИ. Ученый, также обратил внимание на возможность развития ЭИ, связывая это с индивидуальными особенностями человека и сочетанием факторов [5].
Так, если говорить о смешанных моделях ЭИ, то она представляет собой сочетание когнитивных, личностных и мотивационных черт личности, и как следствие влияет на адаптируемость к условиям жизни (см.: Bar-On, 2000). Модель способностей исходя из ее названия, представляет собой ЭИ как набор способностей (например: регулирование, идентификация эмоций).
Подводя итог всему вышесказанному, необходимо отметить исследователей, которые изучали ЭИ: П. Сэловей и Дж. Мэйер, Д. Гоулман, Р. Бар-Она, И.Н. Андреева, Д.В. Ушаков, Д.В. Люсин, М.А.Манойлова, Т.П.Березовская, А.П.Лобанов, А.С.Петровская, О.В. Белоконь, Д.В. Дегтярева. В итоге, мы наблюдаем отличные взгляды на понятие ЭИ: когнитивная способность — когнитивная способность и личностные характеристики — некогнитивная способность.
Само же оформление понятия ЭИ рассматривалось с позиции когнитивных и аффективных процессов, а также их взаимосвязи, что способствовало обогащению информации об эмоциях и интеллекте, а также взаимосвязи эмоций и интеллекта. Теоретическое знание об особенностях ЭИ является тем двигателем, благодаря которому появилась возможность решать вопросы, возникающие в научно-практическом направлении. Были рассмотрены темы, касающиеся предотвращения, коррекции девиантного поведения, темы эмоционального выгорания, развития творческих способностей, социализации личности.