Статья:

Восприятие образа идеального политика у молодых людей

Конференция: XIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Политическая психология

Выходные данные
Камынина А.А., Кузьмин М.Ю. Восприятие образа идеального политика у молодых людей // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XIV междунар. науч.-практ. конф. — № 1(14). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 102-110.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Восприятие образа идеального политика у молодых людей

Камынина Анастасия Александровна
студент, ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», РФ, г. Иркутск
Кузьмин Михаил Юрьевич
канд. психол. наук, доцент кафедры общей психологии, ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», РФ, г. Иркутск

 

Perception of the image of an ideal policy in young people

 

Anastasiia Kamynina

Student, Irkutsk State University, Russia, Irkutsk

Mikhail Kuzmin

PhD in psychology, Associate professor at the Department of General psychology, Irkutsk State University, Russia, Irkutsk

 

Аннотация. В данной статье изучается сформировавшийся образ идеального политика в представлениях молодых людей в возрасте от 18 до 22 лет. При помощи методик «Семантический дифференциал» Ч. Осгуда, методика «Диагностический тест отношений» Г.У. Кцоевой-Солдатовой, методика «Цветовой тест отношений» А.М. Эткинда авторы выявляют определенные личностные качества, приписываемые образу идеального политика. Полученные данные могут быть полезны политическим партиям и структурам власти при формировании имиджа представителей власти.

Abstract. This article studies the formed image of an ideal policy in the representations of young people aged 18 to 22 years. Using the methods of "Semantic differential" C. Osgood, the technique "Diagnostic test of relations" G.U. Ktsoyeva-Soldatova, method "Color test of relations" A.M. Etkind authors reveal certain personal qualities attributed to the image of an ideal politician. The obtained data can be useful to political parties and power structures when forming the image of government officials.

 

Ключевые слова: Образ идеального политика; власть; лидер; личностные характеристики; отношение.

Keywords: The image of an ideal politician; governance; leader; personal characteristics; attitude.

 

Изучение образа идеального политика в сознании избирателей является одной из основных задач политической психологии, так как любые политические программы, действия, партии воспринимаются через личностные качества их лидеров [6, c. 177].  По мнению С.Г. Климовой, избиратели оценивают не самого политика, а его, так называемый, экранный образ [2, c. 66]. В ходе формирования этого образа политику необходимо четко понимать, что хотят видеть избиратели, и внимательно отслеживать изменения в их предпочтениях для соответствующего изменения своего амплуа, чтобы соответствовать их ожиданиям.

Еще Фрейд в свойственной ему манере определял идеальный образ политика как образ праотца: «Вождь массы — ее праотец, к которому все преисполнены страхом. Масса хочет, что­бы ею управляла неограниченная власть, страстно ищет авторитета. ...Вождь— гипнотизер: применяя свои методы, он будит у субъекта часть его архаиче­ского наследия, которое проявлялось и по отношению к родителям — отношение человека первобытной орды — к праотцу» [5, с. 796].

С. Московичи в своей работе указывает на то, что наиболее действенным является такой тип власти, как харизматическая власть. Воздействие харизматичного лидера на людей не подкреплено никакими материальными благами, оно построено только на его личных качествах, авторитете и социальных отношениях, которые привлекают людей [4, c. 453].  Какими же качествами должен обладать харизматичный лидер? Образ идеального лидера чаще всего воспринимается на бессознательном уровне. По мнению Фрейда, за видением образа лидера всегда стоит видение образа отца, покровительствующего всем, и в то же время брата, стоящего рядом с тобой и простого для понимания. Он одновременно производит впечатление того, кто “над другими” и того, кто “как другие”. В соответствие с этим, скорее всего определяющими качествами будут сила, твердость, уверенность, активность [5, c. 798].

Достаточно ёмкое диссертационное исследование на тему «Представления о местной власти как объект социально-психологического анализа» проведено В.И. Кибальником. В данной работе затронута тема идеального образа власти, актуального для 1999 года, разрабатывается вопрос расхождения реального и идеального образов. Однако, несмотря на высокий уровень проведенного В.И. Кибальником исследования, полученные данные нуждаются в уточнении, поскольку за прошедшие с момента получения информации 18 лет в политической и социальной жизни страны произошли  изменения [1].

Бурное развитие средств коммуникаций привело к тому, что всё больше молодых людей начинают интересоваться политикой, формировать собственное мнение о людях, стоящих у власти. Образ политика формируется как средствами массовой информации, так и интернет-контентом, генерируемым социальными сетями, блогерами, видеоблогерами, экспертами и новостными лентами. Современная молодежь получает гораздо больше информации, нежели поколение их родителей, а потому являются наиболее интересной для политиков аудиторией, способной повлиять на ход политической борьбы. Исходя из этого, нами был выбран возрастной диапазон респондентов от 18 до 22 лет.

Данное исследование интересно также тем, что позволит выяснить, какой политик представляется респондентам идеальным в условиях экономической нестабильности в нашей стране, а дальнейшее изучение вопроса позволит отследить зависимость формирования образа идеального политика в глазах респондентов от политико-экономической ситуации. Полученные данные могут быть полезны как для политических партий и структур власти, так и для таких отраслей науки как политология, политическая психология, социология. Не следует пренебрегать тем, что резкое расхождение образа реального представителя власти с идеалом может повлечь за собой негативные социальные последствия, породить протестные настроения, подстегнуть население к волнениям, поскольку людям свойственно судить о всей системе по отдельным её элементам.

В исследовании применялись следующие методики для изучения эмоционально-оценочного компонента отношения к «идеальному политику»: методика «Семантический дифференциал» Ч. Осгуда, методика «Диагностический тест отношений» Г.У. Кцоевой-Солдатовой, методика «Цветовой тест отношений» А.М. Эткинда.

В данном исследовании приняли участие 120 человек в возрасте от 18 до 23 лет. Из них 60 – юношей, и 60 – девушек

На первом этапе нашего исследования мы проанализировали восприятие идеального политика у испытуемых и различия в восприятии идеального политика у юношей и девушек.

В результате мы выяснили, что по методике Семантический дифференциал выявлено, что идеальный политик представляется испытуемым Твердым (5,55), Устойчивым (6,24) и Свежим (5,56).

При этом выявлены различия между восприятием идеального политика у юношей и девушек. Так девушки в образе идеального политика выделяют такие качества: Твердый (5,55), Большой (5,72), Громкий (5,83), Устойчивый (6,6), Свежий (5,67). Юноши же выделяют меньше значимых качеств: Твердый (5,54), Устойчивый (5,76).

С помощью t-критерия Стьюдента для независимых выборок мы изучили наличие значимых различий. Девушки, в отличие от юношей, считают, что идеальный политик должен быть более Громким (3,130 при р<0,03), Угловатым (3,769 при р<0,03), Устойчивым (3,423 при р<0,03) (рис. 1). 

            

Рисунок. 1. Представление об идеальном политике по методике СД у юношей и девушек

 

Если же брать факторы семантического дифференциала, выделенные Ч. Осгудом, то у Идеального политика должен быть достаточно высокий уровень Силы (5,531), что свидетельствует о том, что респонденты, скорее всего, отмечают идеального политика как человека способного добиться желаемого, контролировать ситуацию, настаивать на своем. Средние уровни по факторам Оценка (4,514) и Активность (4,722) говорят нам о том, что политик должен быть активный, энергичный, но сдержанный и спокойный, а также он вызывает довольно амбивалентное отношение к нему: он должен быть носителем позитивных, социально-желательных характеристик, но в меру. При этом, значимых различий восприятия образа идеального политика по данной методике у юношей и девушек не обнаружено.

При обработке методики «Диагностический тест отношений» Г.У. Кцоевой-Солдатовой было выявлено, что высока неопределенность отношения к образу идеального политика (выраженность = 0,277). Т.е. респонденты не отдают четкого предпочтения позитивному или негативному полюсу оценки. Они считают, что идеальный политик должен обладать как некими положительными, так и отрицательными качествами. Так, например, выявлено, что идеальный политик должен быть, несмотря на положительность или отрицательность, находчивым и хитрости (среднее шкалы пары данных качеств 3,189), упрямым и настойчивым (среднее шкалы 3,160), педантичным и аккуратным (среднее шкалы 3,014); не должен быть бесхарактерным и покладистым (среднее шкалы 1,55). Также есть качества с четко выраженной поляризации  ей: политик должен быть дипломатичным (среднее по качеству 3,821), но не доходящий до лицемерия (среднее по качеству 1,377); активным (среднее по качеству 3,85), но не агрессивным (среднее по качеству 1,896); остроумным (среднее по качеству 3,33), но не ехидным (среднее по качеству 1,424). При этом, что интересно, значимых различий между восприятием идеального политика у девушек и у юношей не обнаружено. Возможно, это связано с тем, что в данной методике приводятся уже более конкретные понятия, в отличие от предыдущей.

При обработке методики Цветовой Тест Отношений Эткинда была получена градация цветов от наиболее  ассоциирующегося с политиком к наименее ассоциирующегося с образом идеального политика.  При этом, мы взяли для изучения цвета стоящие на первой, второй позициях и на седьмой, восьмой позициях, т.к. по Люшеру цвета, стоящие на первых позициях отражают позитивное отношение, а на последних – негативное отношение [3]. 

Так, было отмечено, что цвет, с которым больше всего людей ассоциирует идеального политика – синий (35%). При этом, на первое место его ставят и девушки и юноши (рис. 2).

 

Рисунок. 2. Градация выбора цвета наиболее ассоциируемого с идеальным политиком в глазах респондентов

 

При изучении цветовых значений по Люшеру [3], было отмечено, что синий цвет символизирует спокойствие, расслабленность и удовлетворение. Он обозначает чувство глубокой гармонии, упорядоченности, единения и защищенности, синему приписываются характеристики, связанные с высокой моральной оценкой. Человек ассоциирующийся с синим вызывает чувство удовлетворения, самоотдачи, привязанности, эмоциональный комфорт. Также синий цвет символизирует вечность, отсутствие временных рамок, поэтому его выбирают как символ традиции, единения и сплоченности.

На втором месте по привлекательности ассоциации к объекту из семи оставшихся цветов стоит зеленый (22%). При этом, его также на второе место ставят и юноши и девушки (рис. 3).

 

Рисунок 3. Градация выбора цвета, находящегося на втором месте в ассоциациях с идеальным политиком в глазах респондентов

 

Зеленый цвет выражает стабильность, твердость, настойчивость и постоянство. Зеленый не обладает воздействующей на других экспансивной энергией (как оранжево-красный), а содержит накопленную внутри энергию напряжения, находящуюся не в состоянии покоя, а готовности к действию. Снаружи она кажется статичной. Человек, ассоциирующийся с зеленым, твердый в своих убеждениях, умеющий противостоять внутренним и внешним воздействиям, в т.ч. соблазнам, искушениям; человек, обладающий глубоким чувством самоуважения. Психологическим значением зеленого является также чувство собственной значимости, проявляющееся как уважение, достоинство, компетентность, авторитет, собственность, доминанта в определенном пространстве.

В общем, сочетание синего и зеленого цветов на первом месте символизирует чувство удовлетворенности, спокойствия, нежелание участвовать в конфликтах, ссорах. Также, синий и зеленый цвета выражают эмоцию интереса.

На седьмое место как не ассоциирующийся с образом идеального политика респонденты выбирают коричневый цвет (23%) (рис. 4).

 

Рисунок. 4. Градация выбора цвета, находящегося на предпоследнем месте в ассоциациях с идеальным политиком в глазах респондентов

 

Коричневый цвет ассоциируется с тревожностью, переживанием чувства неуверенности и приниженности, дискомфорта, часто отражает чувство «утраты корней». Также, коричневый символизирует слабость и зависимость, нежелательные ограничения и запреты.

На последнее место же, как наименее подходящий для политика и наименее ассоциирующийся с ним, ставят черный (24%). При этом, что примечательно, ни один человек из всей выборки не поставил синий цвет на последнее место (рис. 5).

                  

Рисунок. 5. Градация цветов, наименее ассоциируемых  с идеальным политиком в глазах респондентов

 

Черный цвет является противоположностью всему позитивному, выражает абсолютное отрицание, безоговорочное «нет», различные негативные характеристики. Может проявляться как воля к уничтожению существующего, оппозиция, авторитарное давление по отношению к любому другому мнению и образу жизни. Также, черный цвет выражает эмоцию страха.

Сочетание коричневого и черного цветов на последних местах обозначает стремление к неподчинению, негативное отношение к различным запретам.

На втором этапе мы с помощью критерия Пирсона проанализировали корреляцию цветов, ассоциирующихся с образом идеального политика, с качествами, которые испытуемые приписывают ему. Полученная корреляция вполне соотносится с интерпретацией полученных цветов.

В целом и юноши и девушки ассоциируют синий цвет с невысокомерным (r=0,250 при p<0,05). При этом, девушки ассоциируют синий с нехитрым (r=0,268 при р<0,05), а конкретно юноши не ассоциирую синий цвет ни с чем.

Зеленый цвет и юноши и девушки не ассоциируют ни с чем. Это может быть связано с нейтральностью зеленого цвета, а, следовательно, его способностью принимать любое значение в глазах респондента в зависимости от контекста.

Коричневый цвет ассоциируют с шершавым (r=0,207, при р<0,05), вспыльчивым (r=0,241, при р<0,05). Юноши также ассоциируют его с угловатым (r=0,298, при р<0,05) и трусливым (r=0,294, при р<0,05).

Черный же юноши и девушки ассоциируют с различными качествами. Юноши ассоциируют черный с твердым (r=0,292, при р<0,05), неостроумным (r=0,466 при р<0,01), покладистым (r=0,362 при р<0,05); а девушки с коротким (r=0,303, при р<0,05).

Таким образом, юноши оценивают идеального политика как твердого и устойчивого. Девушки же как твердого, большого, громкого, устойчивого, свежего. И те, и другие считают, что идеальный политик должен обладать некоторыми качествами вне зависимости от их направленности. Например, политик должен быть находчивым и хитрым, упрямым и настойчивым. Но также респонденты отмечают необходимые для политика качества явно положительной направленности: дипломатичность, активность, остроумность. Одновременно и юноши и девушки ассоциируют идеального политика с синим и зеленым цветами, не ассоциируют – с коричневым и черным. Это значит, что идеальному политику приписывают такие качества, как спокойствие, упорядоченность, единение с людьми, эмоциональный комфорт, авторитетность и компетентность. От политика должно исходить чувство защищенности  и он должен вызывать интерес. В то же время, он не должен быть авторитарным, покладистым, вспыльчивым, трусливым, вызывать эмоцию страха.

 

Список литературы:
1. Кибальник, В. И. Социально-психологические механизмы формирования представлений о местной власти: Дис. … канд. психол. наук: 19.00.05 / Владимир Иванович Кибальник. - Москва, 1999. - 150 c.
2. Климова С. Г., Якушева Т. В. Образы политиков в представлениях Росси- ян // Полис. Полит. исслед. 2000. № 6. С. 66–81.
3. Люшер М. Какого цвета ваша жизнь. Закон гармонии в нас. Практическое руководство. / М. Люшер. – М.: ИКСР, 2008. – 252 с.
4. Московичи С. Век толп: исторический трактат по психологии масс. / С. Московичи. - М.: Центр психологии и психотерапии, 1998. – 480с. 
5. Фрейд З. Я и Оно: Сочинения. / З.Фрейд – М.: Изд-во Эксмо; Харьков: Изд-во «Фолио», 2002. – 864с. – (Серия «Антология мысли»).
6. Шкилева Е. М. Характерологические черты современного российского об- раза власти // Ист. и соц.-образоват. мысль. 2014. № 1. С. 175–180.