Статья:

Здоровьесберегающая среда в образовательном учреждении: психологический аспект

Конференция: XXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Педагогическая психология

Выходные данные
Володина С.Л. Здоровьесберегающая среда в образовательном учреждении: психологический аспект // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXVIII междунар. науч.-практ. конф. — № 4(28). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 26-29.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Здоровьесберегающая среда в образовательном учреждении: психологический аспект

Володина Светлана Леонидовна
педагог-психолог МБОУ СОШ №17 «Юнармеец», РФ, г. Мичуринск

 

Аннотация. В статье раскрыты деятельностная сущность здоровья и содержание здоровьеобразующей деятельности школы.

 

Ключевые слова: здоровьесберегающая среда; здоровый образ жизни; планирование урока; закономерность работы мозга; здоровье­сберегающая педагогика; эмоциональное развитие.

 

В настоящее время одной из значимых проблем современного образования выступает проблема здоровья и его сохранения.

Среди факторов, способствующих ухудшению здоровья следует отнести: увеличение количества стрессовых ситуаций: расширение количества школьных предметов; увеличение школьной нагрузки; несоответствие биологических ритмов ребенка распорядку школы и т. д. Учитывая вышесказанное, одной из приоритетных задач учебно-воспитательного процесса в школе является сбережение и укрепление физического и психологического здоровья учащихся.

Основными критериями здоровьесбережения в пространстве школы являются:

  1. успешность учения;
  2. основные показатели здоровья ребенка (частота заболеваний, уровень физической подготовленности);
  3. уровень социализации (динамика самооценки, сформирован­ность социальных установок, степень социальной адаптации, уровень коммуникации).

Если забота о здоровье учащихся является одним из приоритетов работы всего педагогического коллектива и происходит систематически целенаправленно на профессиональной основе, тогда можно говорить о реализации в школе здоровьесберегающей педагогики.

Состояние здоровья подрастающего поколения – важный показатель благополучия современного общества и государства. Задача школы – подготовить учащихся к дальнейшей, успешной и счастливой жизни.

С этой целью в школе должно быть организовано проведение следующих мероприятий:

  1. Информационно – просветительская работа с учащимися – повышение их уровня грамотности в вопросах здоровья.
  2. Стимулирование и наращивание защитных ресурсов организма, способствующих противостоять внешним факторам воздействия.
  3. Соблюдение требований и норм СанПиН.
  4. Организация и соблюдение объёма учебной нагрузки, объёма физической нагрузки.
  5. Организация и соблюдение психолого-педагогических факторов:
  • соблюдение благоприятного психологического климата на уроке;
  • соблюдение оптимального стиля педагогического общения учителя с учениками;
  • реализация индивидуального подхода в работе со слабоуспе­вающими учениками;
  • соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным. особенностям школьников;
  • личностные качества учителя, особенности его характера;
  • инновационная деятельность учителя.
  • степень подготовки учителя в вопросах здоровьесберегающих образовательных технологий.

Отдельно хочется остановиться на создании благоприятного психологического климат на уроке.

Часто своим собственным поведением учитель направляет ученика на успех или неуспех. Мимика, жесты, поза, звучание голоса — все это сигналы веры или неверия, идущие к тем, кого обучают. Каждому из нас, чтобы достичь цели, необходимо поддерживающее окружение, а ребенку в сто раз необходимее. И таким окружением для него является в первую очередь родители и учителя. Главная обязанность учителя — внушать веру в себя своим ученикам. Чаще всего для стимулирования стара­тельности своих учащихся учителя поступают следующим образом: они сравнивают двух учеников, один из которых успешен по сравнению со вторым. Это грубейшая ошибка! Каждому необходимо признание его успеха. Именно признание успеха стимулирует рост, а не порицание за неудачу. И каждому ученику важен не успех вообще, а его собственный успех.

Урок необходимо начинать с положительного настроя, положи­тельные эмоции делают обучение успешнее. А в течение всего урока важно следить за тем, чтобы в вашей речи присутствовали, звучали, проявляли себя как предикаты всех трех репрезентативных систем. Учителю важно использовать полимодальную речь на уроке.

Также, учителю важно планировать урок, учитывая закономерности работы мозга. Наш мозг состоит из двух полушарий, которые выполняют различные функции. Левое полушарие, которое, в основном, и получает основную нагрузку при современных методиках обучения, выполняет функцию обработки информации посредством анализа и синтеза.

Правое полушарие называется «гештальт»-полушарие, так как отвечает за образное восприятие мира. Мелодия звука, интонация речи, эмоция- это все правое полушарие.

В процессе школьного обучения большую нагрузку несет левое аналитическое полушарие, поскольку основные мыслительные действия, которые выполняет ученик на уроке, касаются анализа и синтеза информации.

В процессе обучения в школе мало затрагиваются чувства ученика, практически не развивается эмоциональная сфера, не развивается образное ассоциативное творческое мышление.

Недогруженное работой правое полушарие не развивается в должной мере, что влечет за собой такие последствия как слабо развитая эмоциональная сфера, интуиция, низкий уровень творческих и креа­тивных способностей.

В специальном разделе психологии, называемом кинесиологией, установлено, что занятия специальной гимнастикой мозга, создающей условия для равномерного развития обоих полушарий, дают хорошие результаты.

Дети, отстающие в учебе, с девиантным поведением, меняются. Повышается их успеваемость, изменяется поведение, начинает прояв­ляться познавательтный интерес.

Поэтому, учителю необходимо стремиться выстраивать урок таким образом, чтобы заработали и левое и правое полушария учеников.

Одним из способов включить в работу одновременно оба полушария являются задания на сравнение. Практически всегда существует возможность дать детям задание нарисовать то или иное понятие или явление.

Грамотно начав урок, надо уметь также грамотно его закончить.

Учитель должен соединить изученный на уроке материал с уже имеющимся в голове у ребенка. Подстройку к будущему можно проводить разными способами, доступными учителю.

Один из наиболее хорошо работающих вариантов — подстройка к будущему с помощью метафоры.

Метафорой может служить пословица, анекдот, притча, каким-то образом связывающая изученное на уроке с реальной жизнью.

Таким образом, при организации работы школы по формированию здоровьесберегающей среды, наряду с мероприятиями по сохранению физического здоровья учеников, важно не забывать о психологической составляющей учебно-воспитательного процесса.

Не допускать ущемления эмоционального развития детей, уделять особое внимание сохранению высокого эмоционального тонуса учащихся.

 

Список литературы:
1. Китаева М.В. Успешный учитель-успешный ученик. Практическое пособие для педагогов. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 224 с.
2. Кудрявцев В.Т. Развивающая педагогика оздоровления: программ.-метод. Пособие/ В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров. – М.: ЛИНКА-РЕСС, 2000. – 293 с.
3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. — М.: АПКиПРО, 2002. — 114 с.
4. Чусов Ю.И. Закаливание школьника: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1985. – 126 с.