Статья:

ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ И УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ СПО

Конференция: LVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Педагогическая психология

Выходные данные
Горожанкина Е.А. ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ И УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ СПО // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LVIII междунар. науч.-практ. конф. — № 2(58). — М., Изд. «МЦНО», 2022. — С. 43-47.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ И УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ СПО

Горожанкина Елизавета Алексеевна
магистрант, Новосибирский государственный педагогический университет, РФ, г. Новосибирск

 

Аннотация. В научной статье раскрывается взаимосвязь личностных качеств с формированием ключевых компетенций специалиста. Показывается влияние личностных качеств на формирование профессиональной мотивации.

 

Ключевые слова: компетенции; компетентность; профессиональна мотивация; профессиональное становление; личность; модель личности.

 

Юность - пора самоанализа и самооценок. Самооценка осуществляется путем сравнения идеального "я" с реальным. Но идеальное "я" еще не выверено и может быть случайным, а реальное "я" еще всесторонне не оценено самой личностью.

Студент, как человек в определенном возрасте и как личность может характеризоваться с трех сторон:

1. Психологическая: представляет собой единство психологических процессов, состояний и свойств личности. 2. Социальная: воплощение общественных отношений, качеств, порождаемых принадлежностью студента к определенной социальной группе, национальности и т.д.

3. Биологическая: включает тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение, черты лица, цвет кожи, глаз, рост и т.д.

Изучение этих сторон раскрывает качества и возможности студента, его возрастные и личностные особенности. Так, если подойти к студенту как к человеку определенного возраста, то для него будут характерны наименьшие величины латентного периода реакций на простые, комбинированные и словесные сигналы, оптимум абсолютной и разностной чувствительности анализаторов, наибольшая пластичность в образовании сложных психомоторных и других навыков.

Поступление в профессиональное учреждение укрепляет веру человека в собственные силы и способности, порождает надежду на полнокровную и интересную жизнь. Одна из основных концепций профессионального становления является концепция Д.Сьюпера. Д.Сьюпер выделил характерные для каждого индивида периоды профессионального развития, имеющие свою специфику. В качестве критерия для определения период профессионального развития  Д.Сьюпер выделил «самопонимание», представление человека о самом себе. Таким образом, были выделены следующие критерии: период роста (с рождения до14 лет); период исследования или разведки (15-24 года); период упрочения или утверждения своего положения (25-44 года); период под держания (45-64 года); период спада (65лет).  В процессе овладения профессией возрастает роль внутренней мотивации, связанной с самоутверждением себя как профессионала. В то же время смена доминирующей мотивации является глубоко индивидуальным процессом и зависит от личностных особенностей, условий обучения, организации деятельности.

В рамках данной работы было проведено исследование мотивации достижения успеха и личностных особенностей студентов среднего профессионального учреждения, специальности «Правоохранительная деятельность», с целью выявления взаимосвязи этих двух характеристик. Общий объем выборки составил 40 человек. Целью первого этапа было составление двух групп испытуемых: в первую группу вошли студенты с выраженным мотивом достижения успеха, во вторую – студенты с низкими показателями выраженности мотива достижения успеха. Первый этап был разбит  на подэтапы. Сначала для выявления у студентов мотива достижения успеха использовалась методика Т. Элерса. Но в силу того, что данная методика является субьектовной (человек сам определяет, характерные для него способы поведения в ситуациях успеха, а так же степень стремления к достижению цели), то для достоверности результатов при составлении групп была проведена методика групповой оценки личности. Для получения максимально точных результатов была проведена экспертная оценка личности студентов. В качестве экспертов выступали преподаватели студентов, которые оценивали выраженность у них мотивации достижения успеха, исходя из активности студентов, их работы на занятиях, участия во внеаудиторной работе.

На основании результатов полученных в ходе исследования по методике Т. Элерса и методике групповой оценки личности (ГОЛ), были составлены две группы испытуемых – с выраженным мотивом достижения и низкой выраженностью данного мотива. В первую группу были включены испытуемые, набравшие от 17 и выше баллов по методике Т. Элерса и получившие наибольшее число выборов по "ГОЛ". Во вторую –получившие наименьшее число выборов по методике групповой оценки личности или не получившие выборов вообще и наименьший балл по методике Элерса. Испытуемые, получившие средние характеристики по данным тестам, были исключены из дальнейшего исследования.

Следующий этап исследования был направлен на выявление личностных особенностей. Исследование было проведено с помощью многофакторного личностного опросника Р. Кеттелла 16 PF. Кеттелл выделяет 16 факторов или черт личности. В данной работе были использованы следующие факторы: фактор E – конформность / доминантность; G - недобросовестность / добросовестность, H - робость /смелость, уверенность; O–самоуверенность /склонность к чувству вины; Q  - социабельность / самодостаточность; Q  - импульсивность / контроль желаний.

На третьем этапе были выявлены взаимосвязи мотивации достижения успеха и вышеназванных личностных особенностей с помощью корреляционного метода (критерий корреляции Пирсона).

Результаты исследования:  В ходе проведенного исследования были получены следующие результаты. Большинство испытуемых, а именно 57,5% имеют средний уровень мотивации к достижению успеха, у 40% испытуемых выявлен высокий уровень мотивации к достижению успеха и у 2,5% - низкий.

В ходе проведения методики "ГОЛ" была выявлена группа студентов, получившая наибольшее количество выборов как среди одногруппников, так и среди преподавателей при оценке выраженности мотива достижения. В эту группу вошли всего 27, 5% из числа всех испытуемых. Большинство испытуемых (45%) получили среднее количество выборов как среди одногруппников, так и среди преподавателей. 27,5% испытуемых получили небольшое количество выборов (1, 2 выбора) или не получили выборов вовсе.

В группу получившую наибольшее количество выборов как среди одногруппников, так и среди преподавателей, вошли студенты, которые при самооценке своей личности определили наличие у себя как высокого, так и среднего мотива достижения.

На основании данных, полученных по методикам Элерса и "ГОЛ", можно выделить группу студентов с выраженным мотивом достижения успеха. В эту группу были включены студенты, набравшие большое количество выборов по "ГОЛ" и высоким мотивом достижения, а также студенты, получившие большое количество выборов, но имеющие среднюю выраженность мотива достижения. Затем среди данных студентов был проведен 16-ти факторный опросник Кеттелла для выявления их личностных особенностей. По результатам данной методики были получены следующие результаты: больше всего у студентов специальности «Правоохранительная деятельность» развиты такие качества как добросовестность, смелость и самоуверенность. Таким образом, для испытуемых наиболее характерны такие черты, как чувство ответственности и долга, стойкость моральных принципов, стрессовая устойчивость, невосприимчивость к угрозе, смелости, решительности, тяге к риску и острым ощущениям. Большинство испытуемых – это лица веселые, жизнерадостные, довольные жизнью, уверенные в своих успехах и своих возможностях. Они живо откликаются на все происходящие события. Находят интерес в повседневной жизни.

На основании полученных результатов можно сделать вывод, что существует связь между выраженным мотивом достижения успеха и личностными особенностями людей, в данном случае испытуемых студентов.

В наше время очень остро стоит проблема мотивации достижения успеха. Мотивы формируются в раннем детстве и значительное влияние на их формирование имеют школа, класс, общественная мысль коллектива и семья. Он выступает важным компонентом психологической структуры любой деятельности, ее движущей силой. Чувство же самолюбия непременно культивирует сильные стремления человека к превосходству, власти над человеком, к славе и непомерным материальным целям. В результате личность становится индивидуально направленной с соответствующими ориентациями и смыслом жизни.

 

Список литературы:
1. Бахтина И.А. Мотивация учебной деятельности студентов ССУЗ: дисс. … канд. психол. наук. Казань, 1997. 180 с.
2. Григорович И.Е. Особенности профессиональной идентичности разностатусных студентов различных курсов обучения: дисс. … канд. психол. наук. М., 2009. 189 с.
3. Дроздова С.А. Взаимосвязь содержательных характеристик рефлексии со структурными компонентами идентичности личности: дисс.... канд. психол. наук. Хабаровск, 2011. 207 c.
4. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. 2-е изд. доп., испр. и перераб. М.: Логос, 2005. 382 с.
5. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2011. 512 с.
6. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 5.С. 45–57.
7. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: учеб. пособие. М.: Смысл, 2000. 509 с.