Статья:

Средства развития логической и ассоциативной памяти подростков

Конференция: XLI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Педагогическая психология

Выходные данные
Васильева Е.И. Средства развития логической и ассоциативной памяти подростков // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XLI междунар. науч.-практ. конф. — № 7(41). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 72-79.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Средства развития логической и ассоциативной памяти подростков

Васильева Екатерина Ивановна
магистрант Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, РФ, г. Владивосток

 

MEANS OF DEVELOPMENT OF LOGICAL AND ASSOCIATIVE MEMORY OF TEENAGERS

 

Ekaterina Vasilyeva

Undergraduate Vladivostok State University of Economics and Service, Russia, Vladivostok

 

Аннотация. В статье рассмотрены особенности памяти подростков, представлены результаты исследования ассоциативной и логической памяти подростков 14-15 лет при реализации модели консультативного сопровождения развития памяти.

Abstract. The article discusses the features of adolescent memory, presents the results of studies of associative and logical memory of adolescents aged 14-15 with the implementation of models of advisory support for memory development.

 

Ключевые слова: сопровождение; память подростков; ассоциативная память; логическая память; подростки; развитие памяти; консультативное сопровождение; тренинг.

Keywords: accompaniment; adolescent memory; associative memory; logical memory; adolescents; memory development; advisory support; training.

 

Актуальность данной темы обусловлена тем, что развитие ассоциативной памяти может серьезно помочь подросткам запомнить сложный материал и на ее основе развивать логическую память. Однако в современном образовании этому аспекту не уделяется должного внимания. Проблемы с памятью приводят к снижению успеваемости обучающихся, быстрой утомляемости и нарушению восприятия. Ведь память – это основа для всех психических процессов.

Развитие ассоциативной памяти, очень важно: ассоциации помогают запоминать и вспоминать, а также генерировать идеи. Ассоциативная память позволяет запоминать не связанные друг с другом слова и сложные тексты, благодаря ей легче извлекается из памяти нужная информация и, чем обширнее сеть ассоциативных связей, тем лучше она запоминается и тем легче припоминается при необходимости. Пожалуй, без умения создавать ассоциации, памяти как таковой не существует. Вспоминая что-то, человек обязательно использует мысленные ориентиры и ассоциации [1].

Память подростков в плане ее исследования интересовала и интересует многих отечественных и зарубежных психологов и педагогов. В отечественной психологии изучением возрастных особенностей развития памяти в подростковом возрасте, и ее механизмов занимались такие ученые, как Ю. Б. Гиппенрейтер [2], Д. Б. Эльконин [3], А. Н. Леонтьев [4], Л. С. Выготский [5].

Анализ современных исследований показал, что логическая память подростков испытывает негативное влияние интенсивной интернет-активности. Логическая память предполагает предварительную работу мышления, на уровень развития которого оказывает влияние предпочтение современных подростков в невербальной форме общения. Многие исследователи отмечают необходимость в разработке и внедрении программ, направленных на развитие логической памяти современных подростков [6, 7, 8].

В настоящее время разработано и на практике используется немалое количество разнообразных способов эффективного запоминания. К таким способам можно отнести:

- работа с ассоциациями: нахождение внешнего сходства, искусственное создание связей между элементами запоминаемой информации;

- нахождение смысловых, логических связей с пониманием важных деталей внутри запоминаемого материала;

- запоминание, основанное на использовании одновременно двух или более видов памяти, то есть подключаются к запоминанию образы, чувства и движения [9].

Стоит также отметить, что на запоминание влияют такие факторы, как: интерес к запоминанию, установка на запоминание, ранее усвоенный материал, активная работа с запоминаемым материалом. Все эти факторы основаны на установленных в научных исследованиях и подтвержденных фактах связи памяти с другими психическими процессами человека и его практической деятельности.

С целью изучения и дальнейшей работы по развитию памяти в феврале 2020 г. была проведена диагностика ассоциативной и логической памяти подростков. Всего в исследовании приняло участие 15 человек (6 девочек и 9 мальчиков) в возрасте 14-15 лет.

Для изучения уровня развития ассоциативной и логической памяти подростков были подобраны следующие методики: «Парные ассоциации» В. П. Критской, «Коэффициент логической и механической памяти».

Результаты диагностики методики «Парные ассоциации» В. П. Критской представлены на диаграмме (рис. 1). Показатели были разделены следующим образом:

- высокий показатель (10-8 слов);

- средний (7-5 слов);

- низкий (4 слова и ниже).

 

Рисунок 1. Результаты методики «Парные ассоциации»

 

Результаты диагностики показали, что высокий уровень развития ассоциативных связей при введении «простых» парных ассоциаций (ППА) лишь у 2 испытуемых. Средний уровень развития ассоциативных связей у 13 испытуемых. Низкий уровень не был выявлен ни у одного испытуемого. При этом, при введении «сложных» парных ассоциаций (СПА) высокий уровень развития ассоциативных связей не был выявлен ни у одного испытуемого, средний уровень выявлен у 10 человек, низкий уровень имеют 5 человек.

Результаты диагностики на определение коэффициента логической и механической памяти представлены на диаграмме (рис. 2).

 

Рисунок 2. Коэффициент логической и механической памяти

 

Деление коэффициентов по уровням происходит следующим образом:

- высокий коэффициент (1 - 0,8);

- средний коэффициент (0,7-0,6);

- низкий коэффициент (0,5 и ниже).

Данные таблицы свидетельствуют о том, что механическая память у данной группы развита на низком уровне. Это может говорить о том, что подростки 14-15 лет все меньше используют механическую память в процессе запоминания. Им сложно заучивать слова, не имеющие между собой связи.

Однако, логическая память так же находится на низком уровне. То есть данный вид памяти недостаточно развит и требует дальнейшего развития и совершенствования.

Как показала диагностика, в основном испытуемые со средним коэффициентом умеют сравнивать, анализировать, находить логическую связь между словами, но допускают ошибки или путаются. Испытуемые с низким коэффициентом воспроизводили слова неправильно, заменяя близкими по смыслу или вовсе не могли запомнить слова.

В ходе диагностики нами было выявлено, что у подростков 14-15 лет может быть слабо развита механическая память, при том, что и логическая память не имеет высокого развития. То есть, в ходе запоминания подростки могут использовать логические связи, но эти связи будут слабыми. От этого будет страдать качество запоминаемого материала. Результаты исследования показали, что в данной возрастной группе мог не до конца произойти переход от механического запоминания к логическому.

Слабо развитая логическая память может указывать на то, что необходимо делать упор на развитие ассоциативной памяти, ведь только развитая ассоциативная память может помочь подростку запомнить сложный материал и на ее основе развивать логическую память.

На основании результатов была разработана модель консультативного сопровождения развития памяти подростков, состоящая из ряда мероприятий:

- индивидуальное консультирование (личные встречи и онлайн-консультации);

- индивидуальные задания для самостоятельной работы;

- разработка и проведение игрового тренинга для групповых занятий подростков;

- групповые задания по формированию полезных привычек, улучшающих память.

Работа на данном этапе проводилась в формате личных встреч, онлайн-занятий и онлайн-консультаций. Так же в работе использовались доступные мессенджеры (WhatsApp, Telegram, Vk). Сопровождение проходило с марта по май 2020 года.

Индивидуальное консультирование проводилось на начальном этапе, с целью формирования запроса, актуального для конкретного подростка и его родителей, разбора ситуаций, связанных с трудностями в запоминании, а также для совместного нахождения решений в каждой ситуации.

Онлайн-занятия проводились в групповом и индивидуальном формате. На этих встречах разбирались конкретные примеры из жизни подростка, давалась теоретическая информация по развитию памяти, проводились упражнения для закрепления теоретической части. При групповой работе использовались: дидактическая игра, тренинговые занятия, дистанционная работа по формированию полезных привычек.

Для активного взаимодействия с участниками программы в условиях карантина был создан чат в WhatsApp «Группа поддержки». В чате обсуждались способы и методы улучшения памяти, на начальном этапе давались задания на день (запомнить список покупок, выучить небольшой стишок и другое), которые все участники активно и с большим интересом выполняли, давая при этом обратную связь и делились своими результатами.

Легкий игровой формат позволил вовлечь всех участников сопровождения, постоянные обсуждения заданий и ежедневные отчеты способствовали выработке привычки и подогревали азарт и интерес.

Для выявления эффективности модели сопровождения был организован и проведен контрольный срез по тем же методикам, что и на констатирующем этапе.

Результаты диагностики на определение коэффициента логической и механической памяти после прохождения программы сопровождения представлены на диаграмме (рис. 3).

 

Рисунок 3. Сравнение коэффициентов логической памяти до и после прохождения программы

 

Результаты вторичной диагностики показали, что высокий коэффициент у 2 испытуемых, 8 испытуемых имеют средний показатель, 5 испытуемых с низким показателем. Таким образом, в ходе проведенного исследования было выявлено, что в группе выросло количество испытуемых с высоким и средним показателем, в то время как уменьшилось количество испытуемых с низким показателем.

Для определения статистически значимых различий по уровню развития логической памяти подростков после реализации программы был применен метод математической обработки данных G-критерий. Статистически достоверные различия в уровне развития логической памяти выявлены на уровне р < 0,01.

Так же была проведена вторичная диагностика по методике «Парные ассоциации», результаты которой представлены на диаграмме (рис.4).

 

Рисунок 4. Результаты вторичной диагностики по методике «Парные ассоциации»

 

Результаты диагностики показали, что высокий уровень развития ассоциативных связей при введении «простых» парных ассоциаций (ППА) 12 испытуемых. Средний уровень развития ассоциативных связей у 3 испытуемых. Низкий уровень не был выявлен ни у одного испытуемого. При этом, при введении «сложных» парных ассоциаций (СПА) высокий уровень развития ассоциативных связей не был выявлен ни у одного испытуемого, точно так же, как и низкий уровень. Средний уровень выявлен у 15 человек.

Для определения статистически значимых различий по уровню развития ассоциативных связей был применен метод математической обработки данных G-критерий. Статистически достоверные различия в уровне развития логической памяти выявлены на уровне р < 0,01.

Таким образом, в результате проведенного исследования было выявлено, что после реализации модели консультативного сопровождения в группе значительно повысилось количество подростков со средним и высоким уровнем развития ассоциативной памяти, и с высоким коэффициентом логической памяти. Полученные результаты, с нашей точки зрения, можно объяснить эффективностью реализованной модели консультативного сопровождения развития ассоциативной и логической памяти подростков.

 

Список литературы:
1. Шибаршина С. В. Проблема «контекста открытия» в свете новейших исследований в области психологии науки / С. В. Шибаршина // Манускрипт. – 2016. – С. 210-213.
2. Гиппенрейтер Ю.Б., Психология памяти. / Ю. Б. Гиппенрейтер, В.Я Романов. М.: Черо, 2002. – 816 с.
3. Эльконин Д. Б. Введение в психологию развития / Д. Б. Эльконин. М.: Тривола, 1995. – 168 с.
4. Леонтьев А. Н. Развитие памяти. Экспериментальное исследование высших психических функций / А. Н. Леонтьев. − Москва–Ленинград, 1931. – 278 с.
5. Выготский Л. С. Умственное развитие детей в процессе обучения / Л. С. Выготский. − М.: ЭКСМО, 2004. – 512 с.
6. Астахова Л. Г. Особенности развития личности современных подростков / Л.Г. Астахова, Буслаева Е.Н. // European research. – 2015. № 10 (11). – С. 107-112.
7. Дутко Ю. А. Особенности развития познавательных процессов подростков поколения Z / Ю. А. Дутко // Евразийский Союз Ученых. – 2019. − № 7-3 (64). – С. 18-21.
8. Ясюкова Л. А. Закономерны этапы возрастного развития / Л. А. Ясюкова // Народное образование. – 2016. − №7-8. – С. 73-82.
9. Мидельский С.Л. Техника развития памяти / С.Л. Мидельский – Павлодар: Восточный институт проблем управления, 1993. – 47 с.