Статья:

Проблема самоопределения современных старшеклассников в отечественной и зарубежной психологии

Конференция: XXII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Педагогическая психология

Выходные данные
Сафронов Е.А., Сулима Т.В. Проблема самоопределения современных старшеклассников в отечественной и зарубежной психологии // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXII междунар. науч.-практ. конф. — № 9(22). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 42-48.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблема самоопределения современных старшеклассников в отечественной и зарубежной психологии

Сафронов Евгений Андреевич
студент, Педагогический институт, Национальный Исследовательский Университет «Белгородский Государственный Университет», РФ, г. Белгород
Сулима Татьяна Вячеславовна
канд. психол. наук, доцент, Национальный Исследовательский Университет «Белгородский Государственный Университет», РФ, г. Белгород

 

The problem of high school students' self-determination in Russian and foreign psychology

 

Evgeniy Safronov

student of the Pedagogical Institute, national Research University "Belgorod state University", Russia, Belgorod

Tatiana Sulima

Candidate of psychological Sciences, associate Professor, National Research University "Belgorod state University", Russia, Belgorod

 

Аннотация. Самоопределение играет большую роль в жизни старшего школьника. Именно в этом возрасте все кардинально меняется: школьник готовится к выходу во взрослую жизнь и выбору дальнейшего пути. В данной статье рассматриваются подходы к понятию самоопределения отечественных и зарубежных психологов.

Abstract. self-Determination plays an important role in the life of a high school student. It is at this age that everything changes dramatically: the student is preparing to enter adulthood and choose the future path. This article discusses approaches to the concept of self-determination of domestic and foreign psychologists.

 

Ключевые слова: самоопределение; старшеклассники; самоактуализация;  самореализация; психологическая готовность .

Keywords: self-determination; high school students; self-actualization; self-realization; psychological readiness.

 

Термин «самоопределение» употребляется не только в самых различных значениях, но и также во всевозможных сферах. Таким образом, выделяют социальное, профессиональное, семейное, нравственное, религиозное и личностное самоопределение. При этом следует отметить, что самоопределение личности является основополагающим, так как именно оно включает в себя такую способность человека, как отстаивание своей точки зрения, утверждение позиции,  формирование ценностей и расстановку приоритетов в них. Отсюда можно сделать вывод, что самоопределение личности представляет собой сложную структуру, которая охватывает практически все процессы формирования и развития личности, а также факторы, оказывающие на них разного рода влияния. Здесь большую роль играют среда, в которой человек непосредственно получал свое воспитание, его жизненный опыт и приобретенные характеристики [4].

Согласно азбуке социального психолога-практика под самоопределением личности понимается «абсолютно сознательная активность личности по выявлению и отстаиванию отчетливо субъектной позиции в ситуациях, не имеющих жестко нормативных решений» [7, C. 217].

В настоящее время наравне с самоопределением употребляются такие термины как, самоактуализация, самореализация, самоосуществление, самотрансценденция, самосознание. При этом, следует отметить, что многие авторы связывают самореализацию, самоактуализацию и другие понятия, с трудовой деятельностью. По мнению А. Маслоу, самоактуализация проявляется в увлеченности значимой работой. К. Ясперс связывает самореализацию с делом, которым человек занимается. Согласно И.С. Кону самореализация проявляется через труд, работу и общение. П.Г. Щедровицкий отмечает, что «смысл самоопределения - в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении постоянно переосмысливать собственную сущность» [5, C.78]. По В. Франклу, самоопределение предполагает не только самоерализацию, но и расширение изначальных возможностей, т.е. самотрансценденцию[4].

В психологическом контексте самоопределившейся личностью называется субъект, осознавший, что он хочет, т.е. с вполне сформировавшимися идеалами, целями и жизненными планами, признавший свои возможности и склонности, какие-либо физические и личностные свойства, а также понимающий требования, ожидания общества. Самоопределение в некотором роде представляет собой этап социализации, заключающийся в формировании у индивида не только целей, смысла и ценностей жизни, но и готовности функционировать в системе общественных отношений с учетом своих собственных желаний, интересов и личных качеств [4].

В том или ином аспекте проблема самоопределения разрабатывалась многими отечественными и зарубежными учеными.

В контексте проблемы детерминации самоопределение было рассмотрено С.Л. Рубинштейном. Автор утверждал, что «всякая детерминация необходима как детерминация другим, внешним, и как самоопределение(определение внутренних свойств объекта)»[3, C.375].Иными словами, самоопределение  у Рубинштейна этосамодетерминация, в которой выражается активная природа «внутренних условий». Самоопределение представляет собой некий механизм социальной детерминации, который осуществляется посредством соотнесения человеком внешних обстоятельств и его внутренних качеств, желаний и целей.

В работах К.А. Абульхановой-Славской самоопределение рассматривается также, через самодетерминацию, которая понимается как осознанная активновность и стремление занять определенную позицию в системе отношений. Автор делает акцент на то, что важным является то, как складывается система отношений, т.к. от этого зависит не только самоопределение личности, но и её общественная активность [11].

А.В. Петровским проблема самоопределения была проанализирована на уровне взаимодействия человека и группы, т.е. самоопределение рассматривается как феномен группового взаимодействия. Следует отметить, что коллективистическое самоопределение личности проявляется в особых ситуациях группового давления, которое заключается в противоречии с принятыми группой ценностями. Итак, акт коллективистического самоопределения личности трактуется, как способность человека действовать одновременно в соответствии и со своими внутренними ценностями и с ценностями своей группы[6].

В.Ф. Сафиным и Г.П. Никовым была предпринята попытка разработки общего подхода к самоопределению личности. По мнению авторов, самоопределение личности неразрывно связано с субъективной стороной самосознания, иными словами осознанием собственного «Я». Сафин и Ников считают, что основными критериями границ самоопределения являются: уровень понимания личностью смысла жизни, смена видов деятельности и рациональность осознания личности своих возможностей, желаний и требований, предъявляемых ей обществом. Следует отметить, что данные этапы самоопределения представляют собой в настоящее время общепринятые в отечественной психологии этапы возрастной периодизации, которые выделяются на основе смены ведущей деятельности. Интересным моментом является то, что факторы и условия самоопределения являются идентичными факторам социализации[8].

Л.И. Божович данная проблема самоопределения была достаточно широко рассмотрена в возрастном аспекте. Следует отметить, что автор не дает однозначного определения. В её работах можно встретить различные трактовки этого понятия, например, «выбор будущего пути», « поиск цели и смысла жизни», « потребность найти своё место в жизни». Но в самой поздней её работе можно встретить такое определение: «Самоопределение – это личностное новообразование старшего школьного возраста, связанное с формированием внутренней позиции взрослогочеловека, с осознанием себя как члена общества, с необходимостью решать проблемы своего будущего». Работы Божович  показывают, что потребность индивида в самоопределении  возникает на определенном этапе онтогенеза, неразрывно связано с устремленностью в будущее, подразумевает под собой выбор профессии, а также то, что потребность в самоопределении обусловлена, как потребность смысловой сферы, которая включает в себя нахождения смысла жизни [6].

А.В. Мудриком были выделены механизмы самоопределения, а именно идентификация и обособление. Идентификация проявляется в усвоении накопленного человечеством опыта, а обособление – как персонификация, другими словами, формирование присущих только индивиду свойств. [9]

Большой вклад и уточнение в проблему самоопределения был сделан И.В. Дубровиной. По мнению автора, самоопределение является важнейшим моментом в раннем юношеском возрасте. Благодаря проведенным исследованиям, было выявлено, что основным новообразованием раннего юношеского возраста следует считать, психологическую готовность к самоопределению, которая включает в себя следующие компоненты:

· сформированность на высоком уровне психологических структур;

· развитость потребностей, которые обеспечивают содержательную наполненность личности, а нравственные установки, ценностные ориентации и временные перспективы и т.д.;

· становление предпосылок индивидуальности.

Данная психологическая готовность позволяет человеку не только достойно войти во взрослую жизнь, но и занять в ней место, так как в её основе лежат определенная зрелость личности, а также психологические образования и механизмы, которые дают возможность роста личности, как в данный момент, так и в будущем[10].

В зарубежной психологии на смену понятию «личностное самоопределение» пришла категория «психосоциальная идентичность», которая была разработана Э. Эриксоном. Важным элементом, через который трактуется всё становление личности в переходном возрасте, здесь является «нормативный кризис идентичности». Под кризисом понимается такая точка развития, от которой зависит выбор из двух альтернатив: положительной и отрицательной. А под нормативным имеется в виду то, что жизненный цикл человека представляет собой последовательные стадии, в каждой из которых имеет место кризис в отношениях с окружающими. Согласно Эриксону идентичность формируется в процессе того, как человек решает какие действия для него имеют свою ценность, вырабатывает свои нормы поведения, как для себя, так и для других людей, а также находит ответы на следующие вопросы: «Кто я?», «Каков мой дальнейший путь?» Следует отметить, что, по мнению автора, важнейшим механизмом в формировании являются последовательные идентификации ребенка с взрослым. Протекание идентичности может происходить по-разному. Самым распространенным способом является испытание различных ролей, которые впоследствии помогут определиться с выбором и позволят продвигаться в направлении той или иной цели. Некоторым удается миновать кризис идентичности. Это происходит в том случае, когда человек полностью принимает ценности семьи и избирает уже предопределенный кем-либо ему путь, если таковой имеется. Бывают случаи, когда идентичность обретается только благодаря большому числу проб и ошибок, или же не обретается вообще. Большой опасностью в такой период является размывание чувства своего «Я», в основе которого лежат сомнения, растерянность и неуверенность в себе.

Д. Маршалом были выделены следующие четыре стадии развития процесса идентичности:

1. Неопределенность идентичности. Эта стадия характеризуется тем, что у  человек нет никаких убеждений и профессионального направления. Кризис ещё не наступил.

2. Предварительная идентификация. На данном этапе у индивида уже есть цели и убеждение. Кризис, как и на предыдущем этапе, ещё не наступил.

3. Мораторий. Здесь происходит динамичное развитие кризиса, который заключается в поиске индивида своего варианта идентичности среди возможных альтернатив.

4. Достижение идентичности. Индивид находит подходящую ему идентичность, с помощью которой он выбирает себе род занятий и, таким образом, выходит из кризиса.

Нужно уточнить, что каждая из этих стадий не является обязательным условием для развития последующей. Иными словами, в процессе формирования идентичности могут участвовать не все вышеперечисленные стадии. Самой важной является третья стадия – стадия моратория, на которой непосредственно происходит поиск идентичности [2].

Итак, проблеме самоопределения уделяется довольно много внимания, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Существует множество подходов к трактовке данного понятия, которые отличаются своей направленностью, многоплановостью и сложностью. Наиболее общепринятым определением является следующее, самоопределение – это самостоятельный выбор человеком своего жизненного пути, целей, ценностей, нравственных норм, будущей профессии и условий жизни.

 

Список литературы:
1. Marshall D. Understanding late-twentieth-century capitalism: Reassessing the globalization theme / D. Marshall // Government and opposition. – L., 1996. –Vol. 31. N 2.
2. Рубинштейн, C.Л. Проблемы общей психологии/ С.Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург: Изд-во Питер, 2015. – 424 с.
3. Сафин, В.Ф. Психологический аспект самоопределения / В. Ф. Сафин, Г.П. Ников// Психологический журнал.- 1984.- №4.- 65 с.
4. Пряжников, Н.С. Профориентация / Н.С. Пряжников.– М.: Вако, 2005. - 288 с.
5. Кривцова, Е.В. Толерантность личности в системе ценностного самоопределения / Е.В. Кривцова, Т.Н. Мартынова. –Изд-во КемГУ, 2014. – 240 с.
6. Кондратьев, М.Ю. Азбука социального психолога - практика / М.Ю. Кондратьев, В.А. Ильин. – М.: 2007.  – 464 с. 
7. Будинайте, Г. Л. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта / Г.Л. Будинайте,  Т. В. Корнилова // Вопросы психологии.– М.: 1993.- №9. - 99 с.
8. Воротникова Е.В. Формирование старшеклассника в качестве субъекта профессионального самоопределения / Е.В. Воротникова. – Воронеж, 2001. – 107 с.
9. Дубровина, И.В. Формирование личности старшеклассника / И.В.Дубровина. - М.: Изд-во Педагогика, 1989.- 9-12 с.
10. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская.- Санкт-Петербург: Изд-во Питер,2007.- 335 с.