Статья:

Исследование структурных компонентов школьной адаптации у первоклассников

Конференция: IV Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая психология, психология личности, история психологии.

Выходные данные
Зозуля Т.В. Исследование структурных компонентов школьной адаптации у первоклассников // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам IV междунар. науч.-практ. конф. — № 2(4). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 83-88.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Исследование структурных компонентов школьной адаптации у первоклассников

Зозуля Татьяна Викторовна
психолог, Мыколо-Комышуватский учебно-воспитательный комплекс, Украина, с. Мыколо-Комышувате

 

The study of the structural components of school adaptation in first-graders

 

Tatyana Zozulia

psychologist, Mыkolo-Komыshuvatsky yuchebno-vospytatelniy complex Ukraine, Village Mыkolo-Komыshuvate

 

Аннотация. В статье рассмотрены компоненты школьной адаптации первоклассников, выделены критерии каждого компонента: школьная мотивация, произвольная сфера, состояние здоровья и эмоциональная комфортность. Представлена подборка психологических методик, позволяющая провести исследование адаптации первоклассников. Приведены результаты исследования адаптации, сделаны выводы.

Abstract. The article describes the components of school adaptation of first-graders, the criteria for each component identified: school motivation arbitrary sphere, health and emotional comfort. Presents a selection of psychological techniques to allow a study of adaptation of first-graders. The results of the adaptation research findings are made.

 

Ключевые слова: школьная адаптация; дезадаптация; критерии компонентов; эмоциональная комфортность; учебная деятельность.

Keywords: school adaptation; maladjustment; components criteria; emotional comfort; training activities.

 

Начало обучения ребенка в первом классе – сложный и ответственный этап в его жизни, ведь происходит очень много изменений. Для него это не только новые условия жизни и деятельности, но и новые контакты, новые отношения, новые обязанности.

Меняется и социальная позиция ребенка: дошкольника в школьника. Приоритетной деятельностью станет – учебная, игровая деятельность останется, но будет пока играть роль адаптационного компонента как в жизни, так в обучении ребенка. Со вступлением в первый класс меняется жизнь первоклассника, все подчиняется учебе, школе, школьным делам.

Основной задачей взрослых, окружающих ребенка на этом этапе, является попытка создать благоприятную атмосферу для того, чтобы первоклассник почувствовал себя принятым в школьную семью, реализовал свои желания, быть услышанным и понятым. В первые дни и месяцы учебного года родители пытаются часто бывать в школе, дома ежедневно просматривают тетради, стараются больше узнать от ребенка о школьных делах.

Однако пройдет время, и уже к концу года положение первоклассника перестанет быть необычным и для учеников, и для родителей. Конечно некоторые неудачи принесут неприятности родителям, учителям да и самим детям. Как пережить период новых перемен? Как к ним относиться? Прежде всего – это период адаптации. Он имеет особенности своего течения и заслуживает отдельного внимания всех участников учебно-воспитательного процесса.

Адаптационный период, продолжительность которого от 1 до 3 месяцев в зависимости от следующих факторов: возраст ребенка, состояние здоровья, его индивидуальные особенности (тип нервной системы, характера), уровень натренированности адаптационных механизмов (пребывание в детском саду, изменение среды, в которой проживал ребенок), опыт общения со взрослыми и сверстниками. Он включает в себя следующие задачи: познакомить детей друг с другом, создать общую атмосферу в классе, дать возможность детям почувствовать себя членом нового коллектива. Все эти задачи станут актуальными как для учителя, так и для родителей первоклассника.

Адаптация к школе – довольно длительный процесс. Изменяется вся жизнь ребёнка – новые контакты, смена деятельности, новые требования и условия жизни. Напряженность этого периода определяетсятем, что школа с первых дней ставит перед учеником ряд требований, которые следует соблюдать, требует максимальной мобилизации  интеллектуальных,  эмоциональных,  физических  резервов. Адаптация  ребёнка к школе зависит от состояния здоровья, особенности жизни ребёнка в семье [1, с. 108].

Адаптация к школе – перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер, состояние здоровья ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. Благополучное сочетание социальных внешних условий ведет к адаптированности, неблагополучное – к дезадаптации.

В октябре месяце психологи исследуют уровень адаптации каждого  школьника, определяют, если есть, проблему. Для всех детей психолог организует специальные занятия на улучшение адаптационного периода. В мае месяце психологи проводят повторное исследование для выяснения положительных или отрицательных результатов.

 Представим специально подобранные методики исследования адаптации в таблице 1.

Таблица 1.

Методики диагностики уровня школьной адаптации первоклассников

Название критерия

Цель проведения

Название

компонента

Название

методики

диагностики

формирование мотивации обучения

определить отношение ребенка к школе и уровень школьной тревожности

мотивационный

рисуночный тест «Нарисуй школу».

волевая готовность

изучение уровня волевой готовности к учебной деятельности, сформированность учебных способностей

воля

экспертная оценка уровня адаптированности детей к процессу обучения в школе

развития произвольных процессов

определить способность ребенка копировать сложный образец

произвольные сферы

методика «Домик»

социальная зрелость

изучение уровня развития коммуникативных способностей, готовности к сотрудничеству с учителем, сверстниками и уровня социального развития шести реки

коммуникативные способности

экспертная оценка уровня социальной зрелости, готовности к сотрудничеству с учителем, сверстниками и профиль социального развития шести реки и социальная зрелость

эмоциональная сфера

изучение уровня эмоционально-волевой зрелости учащихся

эмоциональный

анкета для родителей

состояние здоровья учащихся

выявление влияния состояния здоровья на учебу

состояние здоровья

схема комплексной оценки состояния здоровья детей (I, II, III, IV, V группа здоровья)

 

Цель нашего исследования - выявление уровня адаптации первоклассников 

к школе. Исследование проводилось в г. Краснограде и Красноградском районе в 2015/2016 учебном году в октябре, и в мае среди учащихся 1 класса. В нем участвовало 12 школ. Возрастной состав 6-7 лет. Всего учащихся – 331из них 185 – мальчиков, 146 – девочек.

Таблица 2.

Таблица обобщенных результатов уровня адаптации учащихся к школьному обучению

2015/

2016

Школьная мотивация

Волевая готовность

Произвольная саморегуляция

У

у/и

И

В

Д

С

Н

В

Д

С

Н

Октябрь

164

130

37

51

93

120

67

62

50

144

75

%

50

39

11

15

28

36

20

19

15

44

22

Май

209

109

13

102

114

105

10

118

73

125

15

%

63

33

4

31

34

32

3

36

22

38

4

Динамика

45

21

24

51

21

15

57

56

23

19

60

%

13

6

7

16

6

4

17

17

7

6

18

продолжение

2015/

2016

Социальная зрелость

Эмоциональная сфера

Состояние здоровья

Общий уровень

В

С

Н

П

О

І

ІІ

ІІІ

ІV

V

В

С

Н

Октябрь

99

178

54

307

24

259

47

17

7

1

76

209

46

%

30

54

16

93

7

78

14

5

2

1

23

63

14

Май

174

147

10

328

3

261

46

16

7

1

141

185

5

%

53

44

3

99

1

78

14

5

2

1

42

56

2

Динамика

75

31

44

21

21

2

1

1

0

0

65

24

41

%

23

10

13

6

6

0

0

0

0

0

19

7

12

 

Исходя из полученных результатов таблица (таб.2), видно, что динамика исследования по всем школам – положительная, количество адаптированных учащихся увеличилось на 12% (рис.1).

 

Рисунок 1. Мониторинг качественных изменений показателей к школе

 

Таким образом, анализируя результаты показателей всех компонентов, мы можем сделать вывод, что адаптация первокласников прошла успешно.

Заключение

Учитель должен создать все условия для успешной адаптации первоклассников к школе, а для этого педагог должен глубоко разбираться в возрастных особенностях психического развития младшего школьника. Вопросы адаптации становятся актуальными и в сфере образования: сегодняшняя школа не в состоянии успешно решать поставленные перед ней задачи без учета интенсивности, конструктивности, продолжительности, «болезненности» адаптационных процессов, происходящих в школьников, их родителей, учителей. Учебная адаптация сопровождается психофизиологической, социальной, которые часто проходят в условиях неблагоприятной экологической обстановки. Наблюдается осложнение адаптационных процессов, оказывает большое влияние на степень напряжения функциональных систем адаптации школьников. Неадаптированность ребенка к обучению ведет к ухудшению его здоровья, снижение успеваемости, отчуждение от школы, неблагоприятного социальным статусом, является причиной деструктивность личности.

Сделав обработку результатов всех шести методик, исследования показали, что большинство учеников хорошо адаптировались к обучению в школе, чувствуют себя уверенно, требования школьной среды становятся их внутренними убеждениями. Результаты тестирования обнаружили, что хорошая адаптация личности связана с отсутствием таких характерологических черт, как тревожность, невротизм и тому подобное. Однако, мы убедились, что дезадаптованость действует на внутренний мир школьника негативно, часто травмируя. Ребенок чувствует себя подавленно, дискомфортно, каким бы фактором это дезадаптированность не вызывалась. Но кроме того, что есть ученики которые не адаптировались к обучению, большинство детей имеют высокие и средние показатели, это говорит о том, что вся работа с родителями, учителями и учениками ни была напрасной, а также коррекционно-развивающая программа «Веселые ребята» способствовала развитию познавательных процессов первоклассников, что помогло детям успешно учиться и улучшению условий адаптационного периода.

 

Список литературы:
1. Дубровинская Н.В. Психофизиология ребёнка 2000. – 144с.
2. Варламова А.Я. Школьная адаптация. Волгоград, 2005.
3. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе: Кн. для учителя нач. классов – М.: Просвещение, 2004. – 222 с.
4. Подготовка детей к школе в семье. / Под. ред. Т.А. Марковой, Ф.А. Сохина. - М.: Педагогика, 2009.–303 с.
5. Семенака С. И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. - М.: АРГТИ, 2004. – 188 с.