Статья:

Специфика адаптационного процесса военнослужащих к условиям армейской среды

Конференция: XXV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Коррекционная психология

Выходные данные
Яковлева М.О., Тарханова И.Ю. Специфика адаптационного процесса военнослужащих к условиям армейской среды // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXV междунар. науч.-практ. конф. — № 1(25). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 98-104.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Специфика адаптационного процесса военнослужащих к условиям армейской среды

Яковлева Маргарита Олеговна
магистрант Ярославского государственного Педагогического университета им. К.Д. Ушинского, РФ, г. Ярославль
Тарханова Ирина Юрьевна
д-р пед. наук, доцент, зав. кафедрой социальной педагогики и организации работы с молодёжью Ярославского государственного Педагогического университета им. К.Д. Ушинского, РФ, г. Ярославль

 

Аннотация. В статье анализируются особенности процесса адаптации военнослужащих по призыву к условиям армейской среды. Теоретический анализ проблемы адаптации военнослужащих помог сформулировать гипотезу о том, что на успешное протекание адаптаци­онного процесса военнослужащих влияют их социально-психологические характеристики и индивидуальные свойства личности. Описаны результаты социально-психологического изучения и психологического обследования молодых солдат, благодаря которым выявлены инди­видуальные психологические особенности характерные для военно­служащих в начальный период адаптационного процесса. Новизна исследования состоит в раскрытии социально-психологических особен­ностей военнослужащих по призыву с предпосылками к нарушению адаптационного процесса. Результаты исследования помогут при первичном психологическом обследовании своевременно выявлять военнослужащих группы риска с низким личностным адаптационным потенциалом и высоким уровнем дезадаптации. Данная категория военнослужащих нуждается в коррекционно-развивающих психолого-педагогических мероприятиях на повышение уровня адаптированности к условиям военной службы.

 

Ключевые слова: адаптация к условиям профессиональной деятельности; дезадаптация; уровень адаптированности; переадаптация; этапы адаптации; личностные качества; социально-психологические характеристики № типы поведения личности.

 

Одним из важнейших направлений деятельности специалистов психологической работы в Вооруженных Силах является адаптация военнослужащих к армейской среде.

Как утверждает профессор М.И. Дьяченко, в период адаптации в поведении человека могут участвовать не только физиологические, но и эндокринные реакции человека, а также психические процессы, приобретенный до призыва опыт, состояние и свойства личности. «Чем сложнее условия и значительней в общественном отношении цели, стоящие перед людьми, тем большую роль в процессе адаптации играют различные стороны личности, включая мировоззрение» [1].

Ж.Г. Сенокосов изучал социально-психологическую адаптацию военнослужащих по призыву к военной службе как процесс выбора и реализации способов поведения и форм общения личности, которые позволяют согласовать требования и ожидания в условиях, соответ­ствующих или же несоответствующих базовым ценностям личности и группы. Он считал, что на успешность адаптации влияют личностные особенности человека [11]. Понятие адаптация как динамический процесс формирования внутренних становления психических функций путем усвоения деятельности социального окружения, присвоения жизненного опыта рассматривали такие ученые как Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн [4].

Результатами негативного протекания адаптационного процесса могут стать нарушение воинской дисциплины, суицидальные происшест­вия, психические расстройства, неадекватная оценка своего места и роли в коллективе, развитие болезней, некачественное исполнение своих должностных и специальных обязанностей. Поэтому проблема адаптации военнослужащих к условиям профессиональной деятельности является актуальной. Важно исследовать характер влияния психологи­ческих особенностей военнослужащих на адаптацию их к условиям военной службы, а также конкретизировать какие личностные качества военнослужащих влияют на уровень адаптированности. На основании изученной литературы мы выдвинули гипотезу о том, что личностные качества военнослужащих по призыву влияют на их благополучный исход адаптационного процесса к условиям военной службы [8].

Успешность адаптации военнослужащих характеризуется уровнем усвоения норм, ценностей и условий служебной деятельности, его полным включением в коллективные межличностные взаимоотношения, качественным исполнением своих должностных и специальных обязан­ностей, принятием способов поведения присущих профессиональной сфере. Состояние дискомфорта в начальный период адаптации позволяет включать психические механизмы, которые в свою очередь помогают приспосабливаться к психической деятельности в соответствии с требованиями изменившихся условий. Успешность профессиональной деятельности военнослужащих в целом определяет устойчивая адаптация к новым изменившимся условиям. Наиболее подробно данную пробле­матику рассматривал в научных работах А.Г. Караяни. Он предлагает определить психологическое обеспечение адаптации молодых солдат как «комплекс мероприятий по формированию, укреплению и развитию у военнослужащих психологических качеств, обеспечивающих их высокую психологическую устойчивость и готовность выполнять боевую задачу в любых условиях обстановки» [2].

Период адаптации включает в себя следующие этапы: подготови­тельный этап, этап начального психического напряжения, этап сильных психических реакций, этап завершающего психического напряжения. Подготовительный период заключается в сознательной подготовке человека к предстоящим значительным изменениям в условиях своей деятельности. Он накапливает информацию об особенностях военной службы, о различных психотравмирующих факторах армейской среды, таким образом, психологически подготавливая себя к будущей смене деятельности. Этап начального психического напряжения начинается с прибытием молодого человека в военный комиссариат и сопро­вождается нарастанием эмоциональных переживаний. При нормальном развитии адаптационного процесса молодого человека к условиям военной службы на этапе начального психического напряжения происходит мобилизация его психических ресурсов при условии положительных личностных качеств и ранее накопленной информации. На этапе сильных психических реакций личность начинает испытывать на себе влияние различного рода психотравмирующих факторов (ограничение в общении с близкими людьми, групповая изоляция – нахождение только в воинском коллективе, публичность – отсутствие возможности уединения, возможная угроза для жизни, здоровья и личного достоинства) [3].

На этапе сильных психических реакций возможно прогнози­рование дальнейшего развития адаптационного процесса: переадаптация и дезадаптация. Переадаптация выступает как результат благополучного протекания адаптационного процесса с дальнейшим переходом к этапу завершающего психического напряжения. В свою очередь дезадаптация – это невозможность адаптироваться к текущим условиям, изменяющимся отношениям, ситуациям, возможностям. Обычно сопровождается вегета­тивными и невротическими реакциям. Дезадаптивные нарушения опре­деляют два типа поведения личности в новых условиях: агрессивный и тревожно-депрессивный. Агрессивный тип характеризуется повышенной конфликтностью, раздражительностью, недовольством, агрессивными реакциями, негативным отношением к окружающим, вспышками гнева без видимой причины. Личности с тревожно-депрессивным типом поведения отличаются повышенной интроверсией, замкнутостью, переживаниями, самообвинением, возможно суицидальное поведение как способ решения ситуации [6].

Для более достоверного прогнозирования необходимо качественное всестороннее социально-психологическое изучение и психологическое обследование военнослужащих. Организованная модель психолого-педагогического сопровождения будет способствовать положительной динамике социально-психологической адаптации, выражающейся в успешности и эффективности военной службы. Для подтверждения или опровержения выдвинутой гипотезы и оптимизации процесса адаптации военнослужащих проведено психологическое обследование 129 молодых солдат, призванных на военную службу в мае-июне 2018 года. Целью нашего исследования было выявить личностные особенности военнослужащих по призыву и уровень их дезадаптации в условиях профессиональной деятельности. Психологическое обследо­вание осуществлялось по средствам индивидуальной беседы, тестиро­вания по опросникам МЛО «Адаптивность» и «ИТО+».

А.Г. Маклаков и С.В. Чермянин разработали многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО АМ) – методику для оценки личностных адаптационных возможностей с учетом социально-психологических особенностей личности. Авторы методики утверждают, что эффективность адаптационного процесса зависит от адекватной оценки человеком своего места и роли в коллективе, мотивации пове­денческой регуляции, соотношения своих потребностей с возможностями. Опросник содержит 165 вопросов и имеет следующие шкалы: достоверность, нервно-психическая устойчивость, коммуникативный потенциал, моральная нормальность, личностный адаптивный потенциал [5].

Методика индивидуальный типологический опросник (ИТО+) Л.Н. Собчик направлен на диагностику свойств личности, черт характера, направленности мотивации, стиля межличностного общения и познава­тельных процессов. Опросник состоит из 133 вопросов и включает в себя следующие шкалы: экстраверсия, интроверсия, спонтанность, агрессивность, тревожность, дезадаптация, конформность, компро­миссность, социабельность, лидерство, ригидность, сензитивность, лабильность, неискренность, внутренний конфликт [10].

По результатам исследования 31 % военнослужащих по призыву молодого пополнения по социально-психологическим характеристикам и личностным качествам имеют предпосылки к нарушению адаптации к условиям военной службы. Данные военнослужащие по шкале дезадаптация имеют более 7 стэнов. Социально-психологическое изу­чение и психологическое обследование позволило выделить группу военнослужащих по призыву, требующих повышенного психолого-педагогического внимания в период адаптационного процесса. Результаты изучения помогли обобщить отличительные признаки военнослужащих по призыву, на которые должностным лицам учебных подразделений и войсковым психологам следует обратить особое внимание. Условно мы назвали данную группу «коррекция».

Для прогнозирования успешности протекания адаптационного процесса военнослужащих по призыву мы использовали основные социально-психологические характеристики: образование, состав семьи, отношение к военной службе, заболевания нервной системы, психи­ческие расстройства, ослабленное здоровье, дефицит массы тела, травмы головы, суицидальные попытки военнослужащего или ближайших родственников, асоциальное поведение до призыва на военную службу (злоупотребление алкоголем, употребление наркотических и токсичных веществ, приводы в полицию, судимости) [9].

По итогам обследования военнослужащие группы «коррекция» имеют следующие результаты: 35 % военнослужащих воспитывались в неполных семьях или без родителей; по образованию имеют: общее основное (9 классов) – 28 %, общее среднее (11 классов) – 10 %, начальное профессиональное (ПТУ) – 33 %, среднее профессиональное (техникум) – 19 %, высшее профессиональное – 10 %; только 30 % опро­шенных пришли служить с желанием, 63 % - будут служить, подчиняясь закону, 7 % - не желают продолжать военную службу; 13 % военнослу­жащих имеют приводы в полицию; 20 % - имеют низкий личностный адаптационный потенциал, 80 % военнослужащих группы «коррекция» имеют удовлетворительный и неудовлетворительный уровни нервно-психической устойчивости.

Обобщая полученные данные можно утверждать, что для военно­служащих группы «коррекция» характерны следующие личностные качества: неоднозначное отношение к военной службе (вплоть до нега­тивизма), жалобы на соматическое здоровье (порой не оправданные), пассивная жизненная позиция, неадекватная самооценка и оценка окружающей действительности, замкнутость, затруднения в построении контактов. А также присущи такие особенности как низкий и средний уровни коммуникативных способностей, повышенный и высокий уровни дезадаптации, низкий уровень стеничности, высокий уровень лабильности, сензитивности. Следует отметить, что конформизм, компро­миссность, интроверсия характерны при повышенном и высоком уровнях тревожности и депрессии. Повышенная ригидность, спонтанность, экстраверсия характерна при агрессивных тенденциях. Военнослужащие данной группы преимущественно имеют начальное профессиональное образование, удовлетворительный и неудовлетворительный уровни нервно-психической устойчивости, наличие приводов в полицию, жалобы на состояние здоровья, некоторые из них воспитывались в неблагополучных семьях. Особое внимание при психологическом обследовании, вновь прибывших молодых солдат, следует обратить на условия их воспитания, а не состав семьи. Исследование показало, что 65 % военнослужащих, имеющих предпосылки к нарушению адаптации, воспитывались в полных семьях. Четверым военнослужащим с неудовлетворительной нервно-психической устойчивостью в период обучения в отдельном сводном учебном подразделении спланированы и организованы консультации психоневролога. По результатам углубленного изучения двое военнослужащих по призыву уволены из рядов Вооруженных Сил по медико-психологическим характеристикам. Дополнительно с предпосылками к нарушению адаптационного процесса углубленно изучались еще семь военнослужащих. Таким образом, результаты исследования подтвердили гипотезу о том, что на успешность адаптации военнослужащих к условиям профессиональной деятельности влияют их социально-психологические и личностные характеристики. Для оптимизации адаптационного процесса военнослужащих по призыву к военно-профессиональной деятельности необходимо конкретизировать социально-психологические факторы, влияющие на уровень адапти­рованности военнослужащих. А также разработать комплекс профи­лактических и коррекционно-развивающих психолого-педагогического мероприятий, направленных на повышение уровня адаптированности военнослужащих по призыву с учетом типа дезадаптационных нарушений. Целью разработанного комплекса будет создание благо­приятных условий и психологически комфортной среды для адаптации военнослужащих к условиям службы в армии.

 

Список литературы:
1. Дьяченко М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности -Текст] / М.И. Дьяченко – М, 1974. – С. 99-104.
2. Караяни А.Г. Психологическое обеспечение боевой деятельности [Текст] / А.Г. Караяни // Военная психология: методология, теория, практика – М.: Изд-во Воен.ун-та, 1996. - С. 189-199.
3. Квасов С.Е. Социально-психологические аспекты адаптации молодого пополнения к военной службе [Текст] / С.Е. Квасов – Н. Новгород.: Изд. Военно-медицинский институт, 1999. – 214 с.
4. Леонтьев А.Н. Деятельность и личность [Текст] / А.Н. Леонтьев – Нижний Новгород.: Изд. Военно-медицинский институт // Вопросы философии, 1974. – № 4. – С.14-16 
5. Маклаков А.Г. Военная психология [Текст]/ А.Г. Маклаков − СПб, 2004. − 65 с.
6. Маклаков А.Г. Проблемы прогнозирования психологических последствий локальных военных конфликтов [Текст] / А.Г. Маклаков – М.: Психологический журнал, 1998. № 2. – С. 14-26
7. Налгаджян А.А. Социально психологическая адаптация личности (Формы, механизм и стратегии) [Текст] / А.А. Налгаджян – Ереван, 2004. – 71 с.
8. Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь [Текст] / А.С. Никифоров. – М, 2010. – С. 23.
9. Платонов К.К. Обработка психологических данных [Текст] / К.К. Платонов – М, 1986. – 189 с.
10. Руководство по психологической работе в Вооруженных Силах Российской Федерации -Текст] / В.В. Богачев – М, 2006. – 265 с. 
11. Сенокосов Ж.Г. Адаптация молодых воинов [Текст] / Ж.Г. Сенокосов – М, 1989. − № 5. − С. 59-61.