Статья:

ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ 6–7 ЛЕТ

Конференция: LXX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»

Секция: Психология

Выходные данные
Измайлова А.В., Баранова Э.А. ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ 6–7 ЛЕТ // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам LXX междунар. науч.-практ. конф. — № 3(70). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ 6–7 ЛЕТ

Измайлова Алена Владимировна
студент магистратуры, ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», РФ, г. Чебоксары
Баранова Эльвира Авксентьевна
д-р психол. наук, доц., заведующая кафедрой дошкольной педагогики и психологии образования, ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», РФ, г. Чебоксары

 

STUDY OF THE DEVELOPMENT OF THE VOLITIONAL SPHERE IN CHILDREN 6–7 YEARS OLD

 

Alena Izmailova

Master's student, Chuvash state pedagogical University named after I.Ya. Yakovlev, Russia, Cheboksary

Elvira Baranova

Doctor of psychology, associate Professor, Head of the Department of Preschool, Pedagogy and educational psychology, Chuvash state pedagogical University named after I.Ya. Yakovlev, Russia, Cheboksary

 

Аннотация. В данной статье представлены результаты исследования развития волевой сферы у детей 6-7 лет, полученные на основе выделенных параметров анализа волевой сферы.

Abstract. This article presents the results of a study of the development of the volitional sphere in children 6-7 years old, obtained on the basis of selected parameters for the analysis of the volitional sphere.

 

Ключевые слова: воля, волевая сфера, эмоционально-волевая сфера, волевые качества, дети дошкольного возраста.

Keywords: will, volitional sphere, emotional-volitional sphere, strong-willed qualities, preschool children.

 

Проблема воли всегда вызывала интерес у ученых. Одним из важных ее аспектов является вопрос изучения воли, особенно у детей

Большинство ученых придерживается мнения, что воля в поведении человека выражается через отдельные свойства личности – волевые качества, обращение к которым решает одну из важных проблем исследования волевых проявлений – проблему поиска методов диагностики и разработки конкретного диагностического инструментария.

О сложности диагностики воли говорит Д. О. Киселева, акцентирующая внимание на отсутствии взаимосвязи субъективных и объективных показателей уровня волевых качеств личности [2, с. 4]. Она объясняет это, во-первых, невысокой надежностью опросников как таковых, в частности, зависимостью результатов от мотивации, значимости ситуации, нравственных принципов, личностных особенностей испытуемых. Во-вторых, недостаточной четкостью определения границ понятия волевое качество как в объективных пробах, так и в опросниках. Автор отмечает, есть вероятность, что многие тесты, направленные на измерение уровня какого-либо волевого качества, на самом деле измеряют волевое усилие в целом или даже феномены, не относящиеся к воле; наряду с этим есть трудности при отделении ситуативных факторов, не имеющих отношения к воле как характеристике личности, от постоянных.

Процесс перехода детей от дошкольного к младшему школьному возрасту признается одним из важнейших периодов становления личности (Т.Ю. Андрущенко, Е.З. Басина, А.Л. Венгер, К.Н. Поливанова, Б.Д. Эльконин и др.). Способность начинающего ученика к целенаправленному и осознанному управлению своим поведением и деятельностью становится необходимым условием его полноценного психического и социального развития. В связи с этим формирование произвольности и воли выдвигается в ряд приоритетных задач дошкольного образования.

При этом развитие воли, по мнению Т. С. Смирновой, следует рассматривать как становление мотивов деятельности ребенка, а произвольности – как становление осознанности своего поведения, возможное благодаря развитию средств овладения собой [4, с. 563].

В педагогической психологии, психологии личности, возрастной и дифференциальной психологии, общим проблемам воли и волевой регуляции посвящено незначительное число работ (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Н.П. Гаврилюк, В.В. Давыдов, И.В. Дубровина, В.А. Иванников, Е.П. Ильин, С.Л. Рубинштейн, В.И. Селиванов, Е.О. Смирнова), что является следствием гораздо большего интереса ученых к психологическим аспектам познавательной сферы детей [3, с. 14].

В детской психологии имеются определенные сведения о развитии воли в дошкольном детстве. Как отмечают О.Е. Ермакова и И.С. Позднякова, развитие воли осуществляется в следующих направлениях: формирование целеполагания, возникновение борьбы и соподчинения мотивов, появление внутреннего контроля в поведении, развитие способности к волевому усилию, речевое планирование деятельности, произвольность в сфере движений, действий, а также познавательных процессов и общения со взрослыми; однако возрастной особенностью старшего дошкольника, является общая недостаточность развития воли и волевых качеств [1, с.125].

Однако анализ научных публикаций показывает, что исследования волевых процессов у детей дошкольного возраста осуществляются преимущественно в контексте вопросов психологической готовности детей к школе, но волевую сферу необходимо изучать в разных аспектах, так как именно старший дошкольный возраст характеризуется весьма интенсивным становлением произвольной регуляции поведения и деятельности.

В связи с вышесказанным в нашем исследовании стояли две важные задачи: определение целесообразного диагностического инструментария и выявление на основе его применения особенностей развития волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста.

В исследовании приняли участие 30 дошкольников в возрастном диапазоне 6-7 лет. В качестве основных параметров анализа волевой сферы были приняты следующие: способность ребенка к осуществлению волевого усилия (в условиях воздействия внешнего отвлекающего раздражителя); степень сформированности процессов саморегуляции в деятельности, требующей проявления способности к соподчинению мотивов; уровень проявления волевых качеств у детей 6-7 лет.

Для оценки указанных параметров волевой сферы был подобран и использован комплекс валидного диагностического инструментария: методика «Не подглядывай» (И.В. Дубровина); методика «Неразрешимая задача» (Н. И. Александрова, Т. И. Шульга); «Наблюдение для оценки волевых качеств» (Р.М. Геворкян).

Изучение исследования способности к осуществлению волевого усилия (в условиях воздействия внешнего отвлекающего раздражителя) показало следующее: способность к преодолению ситуативного реагирования на стимулы внешней среды, к торможению импульсивной, спонтанной активности, что говорит об умении управлять своим поведением в полной мере, сформировано у 30% детей. У 40% испытуемых прослеживались способность адекватно регулировать свое поведение, частичная мотивированность на достижение результата, способность в большей или меньшей мере проявлять волевое усилие в ситуациях с затрудненными условиями (средний уровень). К сожалению, 30% воспитанников показали низкий уровень развития волевого усилия.

Следующая диагностическая серия показала степень сформированности процессов саморегуляции в деятельности, требующей проявления способности к соподчинению мотивов. Преобладающему большинству дошкольников свойственен средний уровень (63,3 %) – у детей по мере выполнения деятельности отмечается снижение мотивации на нее, проявляющееся в возрастании отвлечений, но отказа от деятельности не отмечалось; заинтересованность в деятельности также не наблюдалась, отношение к занятию было в целом индифферентным, отношение к имеющемуся препятствию – нейтральное или негативное. В полной мере способность к соподчинению мотивов сформирована лишь у 20 % детей.

У большинства детей отмечается достаточно высокий уровень развития волевых качеств (76,7 %), что соответствует возрастной норме. В структуре волевой сферы детей данного контингента присутствует полный перечень изучаемых волевых качеств, характеризующиеся высоким уровнем проявления, такими качествами являются: настойчивость (80%), самостоятельность (73,3%), выдержка (70%). Крайне малое (что отрадно) число дошкольников продемонстрировало низкий уровень сформировнности волевых качеств (3,3%): для этих детей характерно полное отсутствие таких волевых качеств как настойчивость, решительность, самостоятельность.

По результатам исследования мы выделили 3 уровня развития волевой сферы детей 6-7 лет:

Высокий уровень характеризуется представленностью полного спектра волевых качеств, характерных для данного возраста; проявляется хорошая способность регулировать собственную деятельность и соподчинять мотивы в соответствии с содержанием ситуации; данная регуляция в целом достаточно устойчива, в то же время имеются редкие исключения.

Средний уровень отличается тем, что в волевой сфере представлен менее полный набор волевых качеств, нежели у испытуемых предыдущего уровня, качества относительно устойчивы, вместе с тем характерна ситуативность проявления данных качеств или же отсутствие проявлений одного или двух качеств. Саморегуляция деятельности неустойчива, равно как и соподчинённость мотивов. Отношение к выполняемой деятельности варьируется от позитивного до едва уловимого негативного.

Низкому уровню развития волевой сферы ребёнка присущи представленность двумя или тремя волевыми качествами, характеризующимися неустойчивостью и проявлением в условиях исключительно в рамках какого-либо одного вида деятельности (игровой, продуктивной, коммуникативной); недостаточная сформированность саморегуляции деятельности, совершаемой ребёнком; соподчинённость мотивов не наблюдается, в большинстве случаев ребёнок полностью отказывается выполнять предлагаемое ему задание.

По результатам нашего исследования выяснилось, что высокий уровень развития волевой сферы имеет лишь пятая часть (20%), противоположная картина, соответствующая низкому уровню, выявлена у 13,3% детей. Большинству дошкольников свойственен средний уровень развития волевой сферы – 66,7%.

Таким образом, в плане развития волевой сферы у детей 6-7 лет преобладают показатели среднего уровня, свидетельствующие в целом о достаточно хорошей сформированности волевых процессов, которые могут обеспечить в перспективе принятие школьных норм и вхождение в новую для детей учебную деятельность. Вместе с тем нахождение дошкольников на разных уровнях развитии волевой сферы, безусловно, требует от педагогов моделирования вариативной образовательной среды в целях создания оптимальных условий для формирования волевой сферы у всех старших дошкольников.

 

Список литературы:
1. Ермакова, О. Е. К проблеме развития волевых качеств в дошкольном возрасте / О. Е. Ермакова, И. С. Позднякова // Актуальные вопросы современной науки и образования : материалы Научной сессии 2020 Борисоглебского филиала ФГБОУ ВО «ВГУ» / Борисоглебский филиал ФГБОУ ВО Воронежский гос. ун-т. – Москва : Перо, 2020. – С. 123–126. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43946079. 
2. Киселева Д. О., Чаликова О. С. Проблема диагностики воли в психологии // Евразийский Союз Ученых. – 2016. – № 30-3. – С. 3–6.
3. Свешникова Е. М. Особенности формирования волевых качеств младших школьников различных систем обучения : Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук. – Санкт-Петербург, 2010. – 25 с.
4. Смирнова, Т. С. Психолого-педагогические условия развития волевой регуляции у дошкольников в двигательной деятельности // Молодой ученый. – 2017. – № 7 (141). – С. 562–564.