Статья:

СУПЕРВИЗИЯ В ПРОЦЕССЕ СОПРОВОЖДЕНИЯ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА В УЧРЕЖДЕНИЯХ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Конференция: LXXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Педагогическая психология

Выходные данные
Клишевич Л.В., Цедрик К.М. СУПЕРВИЗИЯ В ПРОЦЕССЕ СОПРОВОЖДЕНИЯ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА В УЧРЕЖДЕНИЯХ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXXVII междунар. науч.-практ. конф. — № 10(77). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СУПЕРВИЗИЯ В ПРОЦЕССЕ СОПРОВОЖДЕНИЯ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА В УЧРЕЖДЕНИЯХ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Клишевич Любовь Вадимовна
педагог-психолог высшей квалификационной категории Государственного учреждения образования «Центр коррекционно-педагогической помощи и реабилитации Заводского р-на г. Минска», Республика Беларусь, г. Минск
Цедрик Карина Михайловна
педагог-психолог второй квалификационной категории Государственного учреждения образования «Центр коррекционно-педагогической помощи и реабилитации Заводского р-на г. Минска», Республика Беларусь, г. Минск

 

SUPERVISION IN THE PROCESS OF ACCOMPANYING A YOUNG SPECIALIST IN SPECIAL EDUCATION INSTITUTIONS

 

Lyubov Klishevich

Teacher-psychologist of the highest qualification category State educational institution "Center for correctional and pedagogical assistance and rehabilitation of the Zavodskоy district of Minsk", Republic of Belarus, Minsk

Tsedryk Karyna Mihailovna

Teacher-psychologist of the second qualification category State educational institution "Center for correctional and pedagogical assistance and rehabilitation of the Zavodskоy district of Minsk",  Republic of Belarus, Minsk

 

Аннотация. В последние время наблюдается увеличение количества детей с особенностями психофизического развития как в мире, так и в Республике Беларусь. В статье рассматривается алгоритм супервизии молодого специалиста при оказании помощи детям с особенностями психофизического развития (ОПФР) на территории Республики Беларусь.

In recent times there has been an increase in the number of children with peculiarities of psychophysical development both in the world and in the Republic of Belarus. The article discusses the algorithm of supervision of a young specialist in providing assistance to children with special developmental needs in the Republic of Belarus.

 

Ключевые слова: особенности психофизического развития; инклюзия; супервизия; алгоритм супервизии молодого специалиста.

Keywords: features of psychophysical development; inclusion; supervision; algorithm of supervision of a young specialist.

 

В последние время наблюдается увеличение количества детей с особенностями психофизического развития (ОПФР), как в мире, так и в Республике Беларусь. Только в Заводском районе города Минска за последние года количество детей с особенностями психофизического развития выросло более чем в два раза. Так в 2023 году насчитывается 4997 ребят.

Психолого-педагогическая помощь и организация образовательной деятельности детей с особенностями психофизического развития – это особый, крайне трудоемкий процесс, требующий значительной адаптации имеющихся образовательных программ общего и специального образования, создания индивидуальных программ, специфичных для детей той или иной формы нарушений, помощи в адаптации учебных программ.

Отечественная концепция инклюзивного обучения и воспитания строится на трех основных принципах: инклюзия через раннюю коррекцию; инклюзия через организацию доступной коррекционной помощи всем нуждающимся; инклюзия через обоснованный подбор условий под потребности ребенка в обучении и воспитании.

Целесообразно, чтобы первичное нарушение в развитии было выявлено как можно раньше, специальное обучение начиналось сразу же после диагностики первичного нарушения в развитии, независимо от возраста ребенка. Так, если нарушение слуха или зрения выявлено в конце первого месяца жизни ребенка, то и специальное обучение должно начинаться в первые месяцы жизни. Крайне опасна ситуация, когда после выявления первичного нарушения все усилия взрослых направлены исключительно на лечение ребенка, т.е. реабилитацию средствами медицины. Игнорирование целенаправленной психолого-педагогической помощи приводит к необратимым потерям в достижении возможного уровня развития ребенка.

«Инклюзивное» образование – это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит этому ребёнку. Это гибкая система, где учитывают потребности всех детей, не только с проблемами развития, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе. Система обучения подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему. Преимущества получают все дети, а не какие-то особые группы, часто используются новые подходы к обучению, применяются вариативные образовательные формы и методы обучения и воспитания, дети с особенностями могут находиться в группе полное время или частично, обучаясь с поддержкой и по индивидуальному учебному плану.

Анализ материала дает четкое понимание сложности и многомерности процесса и тем самым подчеркивает беспомощность молодого специалиста, так как объять пласт информации в краткий срок самостоятельно практически невозможно, не говоря уже о практическом компоненте.  На этапе становления возникает вопрос о супервизии молодого специалиста, о сопровождении его в профессиональном становлении. Особо остро такую необходимость испытывают специалисты, работающие с детьми с ОПФР, возникают сложности и на этапе диагностики, и этапе планирования, и на этапе коррекции, и анализа результатов.  В каждом профессиональном блоке существуют свои нюансы и педагогические стратегии, без помощи и супервизии выстраивание эффективной работы не представляется возможным.

Рассмотрим основные понятия супервизии:

Супервизия в процессе сопровождения молодого специалиста в учреждениях специального образования — это специфическая форма официального профессионального взаимодействия молодого специалиста и опытного супервизора, которая осуществляется в целях повышения эффективности работы специалиста, повышения качества оказания психологической и педагогической помощи, развития профессии и профессионального сообщества в целом.

Супервизия неотделима от профессионального сообщества, в котором она осуществляется, и является важным условием профессионального роста специалиста.

Молодой специалист обращается за супервизией, исходя из следующих потребностей:

– получение поддержки в начале своей профессиональной деятельности;

– получение помощи при столкновении с сложными ситуациями (тяжёлый случай, конфликт);

– признание и статус в профессиональном сообществе (во многих школах действует ступенчатое получение статуса, для членства высокого уровня нужна супервизия);

– профилактика профессионального выгорания (в начале деятельности и при достижении наивысшего уровня профессиональной эффективности);

– профессиональный рост (супервизия позволяет специалисту знакомиться с ранее неизвестными методами и подходами и их представителями).

Супервизия также является потребностью профессионального сообщества в целом, поскольку она даёт экспертную оценку уровня подготовки специалистов, а ведь именно качество работы специалистов формирует имидж и репутацию всего профессионального сообщества.

По форме супервизия бывает индивидуальной и групповой. По критерию содержания можно выделить следующие виды:

– наставническая (освоение и закрепление навыка в рамках педагогического направления);

– административная (учет практики и её обсуждение с целью повышения профессионального статуса);

– профессиональная (рекомендации коллегам по улучшению качества работы).

Наибольшее методическое значение имеют наставническая и административная разновидности супервизии.

Рассмотрим пример сопровождения молодого специалиста педагога-психолога в рамках супервизии в условиях Центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Заводского р-на города Минска. Молодой специалист, попадая в педагогическую среду специального образования, сталкивается сразу с вопросом изучения нормативно-правовой базы, что представляется не самой сложной задачей, далее с вопросом ведения документации и составления планов, что тоже путем ознакомления специалиста с наработанной базой быстро детерминируется педагогом. Далее возникает этап подготовки специалиста к диагностике и проведению анализа результатов в ходе заполнения протоколов обследования. На этом этапе под супервизией коллег специалист проходит этап наблюдения, частичного включения в работу с документами, полное заполнение и ведение документации, частичное включение в обследование и полное включение в обследование. Позже наступает этап коррекции, и тут специалист нуждается в многомодальной супервизии: информирование и разбор дидактического материала, помощь и выбор метода коррекции, практическая реализация, анализ и оценка результатов.

Методы и приемы педагога — это средства, при помощи которых он добивается решения задач. Их следует умело отбирать и использовать. Комбинировать или менять средства и методы нужно так, чтобы при этом происходила смена видов деятельности учащихся, чтобы менялся доминантный анализатор, чтобы во время работы было задействовано как можно больше анализаторов − слух, зрение, моторика, память и логическое мышление в процессе восприятия материала. Учет особенностей учащихся предполагает соотнесение не только формы и содержания занятия, его методов и приемов проведения, но и личностный, а не нормативный характер оценки достижений ребенка. Конечно, работая с детьми с ограниченными возможностями, необходимо учитывать и их психологические особенности. Постичь принципы работы возможно только в плотном взаимодействии и под супервизией опытных педагогов, после чего специалист сам отрабатывает свой педагогический стиль и формы, методы работы.

Внедрение данного алгоритма супервизии молодого специалиста показал эффективность и результативное включение педагога в работу учреждения, сократил процесс адаптации и молодой специалист отмечает свои успехи и самостоятельность в работе, что позволяет более успешно развиваться в организации специального образования для детей с особенностями психофизического развития.

 

Список литературы:
1. Винер Дж., Майзен Р., Дакхэм Дж. «Cупервизия супервизора. Практика в поиске теории» / Дж. Винер, Р. Майзен, Дж. Дакхэм. — М.: Когито-центр, 2006. — 352 с.
2. Залевский Г. В. Супервизия: практика в поисках теории / Г. В. Залевский // Сибирский психологический журнал. 2008. № 30. С. 7-13.
3. Кулаков С. А. Супервизия в психотерапии / С. А. Кулаков — СПб: «Вита», 2004.–128 с.
4. Мамайчук И.И. Помощь психолога детям с аутизмом / И.И. Мамайчук. – Спб.: Речь, 2007. – 288с.
5. Сетевое взаимодействие как одно из условий повышения качества деятельности учреждений специального образования, обучающих детей с аутистическими нарушениями / Л.В. Клишевич // Коррекционная педагогика: м-лы Международного профессионально- исследовательского конкурса «Преподаватель года 2022», г. Петрозаводск, РФ, 22 мая 2022 г. / ред.: И.И. Ивановская. ; МЦНП «Новая наука», 2022. – С. 95–96.