Статья:

Актуальные проблемы интеграции и адаптации детей с отклонениями в развитии как приоритетное направление специальной психологии

Конференция: XVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Коррекционная психология

Выходные данные
Аветисян Н.К. Актуальные проблемы интеграции и адаптации детей с отклонениями в развитии как приоритетное направление специальной психологии // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XVII междунар. науч.-практ. конф. — № 4(17). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 72-76.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Актуальные проблемы интеграции и адаптации детей с отклонениями в развитии как приоритетное направление специальной психологии

Аветисян Нонна Кареновна
студент ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», РФ, г. Ставрополь

 

Actual problems of integration and adaptation of children with developmental disabilities as a priority area of special psychology

 

Nonna Avetisyan

Student of Federal STATE "North-Caucasus Federal University", Russia, Stavropol

 

Аннотация. В статье рассматривается объект, предмет специальной психологии как научной дисциплины, изучающей вопросы адаптации лиц с психологическими особенностями, обусловленными наличием дефекта, затрудняющего развитие в целом.

Abstract. The article deals with the object, the subject of special psychology as a scientific discipline that studies the adaptation of persons with psychological characteristics due to the presence of a defect that hinders development in General.

 

Ключевые слова: специальная психология; отклонение; развитие; лицо; адаптация; интеграция.

Keywords: special psychology; deviation; development; person; adaptation; integration.

 

Специальная психология в условиях коррекционного и интегрированного образования занимает одно из главных мест. Данная наука зародилась в недрах гуманитарной, естественно-научной науках и педагогики в 60-е годы XX столетия. Специальная психология- научная дисциплина, изучающая и исследующая закономерности психического развития ребенка с отклонениями в развитии, а именно в психофизическом, интеллектуальном, сенсорном и сенсомоторном. Объектом являются лица с ограниченными возможностями и их особенности. Предмет связан изучением протекания процесса аномального развития, обусловленного диффузным поражением коры головного мозга или нарушения деятельности анализаторов. Одними из главных задач специальной психологии являются изучение психологических проблем интегрированного обучения, изучение специ­фических и неспецифических закономерностей развития аномального ребенка, предотвращение появления вторичного и последующих дефектов. Основная цель данной научной дисциплины-это выявление, устранение либо компенсация процессов развития и обучения. Она призвана помочь лицам с психофизиологическими отклонениями сделать свою жизнь достойной и полноценной. Основные причины инвалидности детей: болезни нервной системы, врожденные патологии развития (родовые травмы, инфекции во время беременности, наследственные и генетические) [1, с. 3].

В наше время остро стоит кадровой вопрос в сфере коррекционного образования, в каждом учреждении должен быть психолог для работы с «нетипичными» детьми. Психолог в коррекционном учреждении – это специалист, работающий в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида, в школах 8 вида и инклюзивных образовательных учреждениях. Работа заключается в воспитании детей с вышеперечисленными дефектами в развитии. Он должен обладать такими качествами как гуманность, наблюдательность, внимательность, коммуникабельность, высокий уровень интеллекта, тактичность, толерантность, а самое главное- это любовь к детям и желание помочь ему и поддержать его родителей в такой тяжелое для них время. Каждый родитель, столкнувшийся с тяжелой болезнью своего ребенка, стремится получить максимум информации, имеющей хоть какое-то отношение к патологии.

Актуальные проблемы в специальной психологии являются:

1. Продолжающийся рост числа детей с нарушениями в развитии. Наблюдается увеличение рождаемости детей с интеллекту­альными нарушениями, что обусловливает затрудняет затруднительность или невозможность интеграции детей в образовательный процесс.

2. Развитие ранней специальной психологической службы с целью выявления дефекта, его диагностику посредством мониторинга, тестирование либо медицинского обследования в определенных ситуациях. Чем раньше будет выявлен дефект, тем более эффективней будет коррекционная работа.

3. Увеличения количества смешанных и сложных дефектов у одного ребенка, что затрудняет работу специалиста, так как необходим индивидуальный подход с комбинированными методами обучения.

4. Основательное изучение условий и возможностей интеграции детей с особыми потребностями в образовании.

5. Разработка методов, методик, инновационных технологий в сфере обучения и воспитания детей с ОВЗ.

6. Поиск индивидуального подхода к каждому ребенку, учет особых способностей.

7. Комплексное употребление путей решения коррекционно-педагогической деятельности (логика, последовательность, ступенчатость процесса; воздействие на эмоционально-волевую сферу и сознание ребенка).

8. Условия интеграции детей в общеобразовательный процесс с целью социальной адаптации.

9. Учет причины дефекта, характер девиации, ознакомление со средой и условиями пребывания ребенка.

Психологическая помощь для детей с нарушениями осуществляется в таких учреждениях как: психологические и реабилитационные центры, психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). Деятельность ПМПК имеет особое значение в диагностике нарушения, направление ребенка в учреждение того или иного вида, организации специального обучения, углубленное обследование, проходящее в 2 этапа, и в результате определение диагноза пациента. Психолог в ПМПК должен разработать последовательность психологической коррекционной работы в паре с логопедом и дефектологом. Психологическая диаг­ностика играет важную роль в обследовании и определении психологических особенностей. Главное условие получение достоверных результатов является установление контакта с ребенком [1, c. 292].

Адаптация детей выражается в создании адекватной развивающей среды по отношению к образовательным запросам, формирование жизненных компетенций у учащихся, а также комплексное развитие, подготовка ближайшего окружения к такому ребенку (например, в детском саду или школе).

Интеграция как совокупность методов включения индивида в социальные группы и отношения с помощью создания совместной деятельности (развивающая, учебная, воспитательная, игровая, трудовая, творческая), а также соединения ребенка с обществом, так как общество должно разделять различные проблемы атипичного ребенка и помочь в их решении.

Постоянная полная интеграция пред­полагает обучение ребенка нарушением в развитии на равных с нормально развивающимися детьми в группах и классах. Данная модель эф­фективна для тех детей, чей уровень пси­хофизического и речевого развития соот­ветствует к возраст­ной норме и кто психологически готов к совместному обучению со здоровыми детьми.

Постоянная неполная интег­рация эффективна для тех школьников, чей уровень психофизического развития несколько ниже возрастной нормы, кто нуждается в коррекционной помощи, но при этом способен обучаться совместно и наравне с нормально разви­вающимися учащимися, а также прово­дить с ними внеклассные мероприятия и т. п. Постоянная интегра­ция может быть полезна дошкольникам с различным уровнем разви­тия, но не имеющих комбинированные дефекты. Смыслом такой интег­рации- оптимальное употребление всего потенциала уже имеющихся у ребенка задатков и способностей общения, взаимо­действия и обучения со здоровыми сверстниками.

Постоянная частичная интеграция полезна лицам, способным наравне со своими нормально развивающимися учащимися овладевать лишь небольшой частью необходимых уме­ний и навыков, проводить с ними только часть учебного времени. Смыслом постоянной частичной интег­рации является углубление общения.

Таким образом, специальная психология имеет огромное значение в интеграции и адаптации детей с ОВЗ. Данная наука на протяжении многих лет борется с предотвращением или лечением нарушений в психическом развитии. Взаимодействие междисципли­нарных отраслей и специальной психологии помогает разработать базу методов с целью диагностики или компенсации дефекта. Деятельность психолога в специальном учреждении важна и не легка. Он должен не только помочь ребенку, но и родителю посредством проведения бесед и разъяснения ситуации, чтобы они активно участвовали в жизни ребенка. Можно сделать вывод, что одной из главных задач специальной психологии является поиск решения актуальных проблем, так как решив их, мы можем избежать появления вторичных дефектов (например, задержанное психическое развитие или появление комплексов на фоне биологического дефекта) и это во многом облегчает работу других специалистов коррекционно-образовательного процесса (например, логопед и дефектолог).

 

Список литературы:
1. Малашихина И.А, Черепкова Н.В. Специальная психология: учебное пособие/авт.-сост.: И.А.Малашихина, Н.В. Черепкова. - Ставрополь: Изд во СГУ, 2010-313 с.