Статья:

ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ МУЗЫКИ НА ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА ПРИ БОЛЕЗНЯХ ДЕМЕНЦИИ И АЛЬЦГЕЙМЕРА

Конференция: LIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Медицинская психология

Выходные данные
Савин Р.И., Василевская Е.А. ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ МУЗЫКИ НА ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА ПРИ БОЛЕЗНЯХ ДЕМЕНЦИИ И АЛЬЦГЕЙМЕРА // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LIX междунар. науч.-практ. конф. — № 3(59). — М., Изд. «МЦНО», 2022. — С. 33-38.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ МУЗЫКИ НА ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА ПРИ БОЛЕЗНЯХ ДЕМЕНЦИИ И АЛЬЦГЕЙМЕРА

Савин Роман Игоревич
студент, кафедра прикладная психология, Тольяттинский государственный университет, РФ, г. Тольятти
Василевская Елена Александровна
канд. психол. наук, Тольяттинский государственный университет, РФ г. Тольятти

 

Аннотация. Такие заболевания, как деменция и Альцгеймер с каждым годом прогрессируют. Музыкотерапия, о которой речь пойдет далее, является наиболее оправданным средством в профилактике и лечении данных заболеваний, что отражено в многолетней базе экспериментальных исследований.

 

Ключевые слова: музыкотерапия; деменция; центральная нервная система; болезнь Альцгеймера.

 

На протяжении многих лет мне удается наблюдать за людьми пожилого возраста, имеющих разного рода нарушения когнитивной сферы, а именно нейродегенеративные заболевания головного мозга. Речь пойдет о таких часто встречающихся заболеваниях, как деменция и болезнь Альцгеймера.

Мое образование позволяет мне проводить для пожилых людей концерты, которые обычно посвящены теме родины, войны. Я принимаю непосредственное участие в организации этих концертов. Мною было замечено, что после мероприятия, у человека повышается настроение, он становится более живым, начинает рассказывать далекие события своей жизни, и это человек, который страдает болезнью Альцгеймера. Я был удивлен, что это происходит постоянно и не с одним человеком, улучшения происходят и с другими пожилыми людьми. И тогда я понял, что скорее всего в этом прогрессе при таких заболеваниях напрямую помогает музыка, те музыкальные произведения, которые человек слушал и пел когда-то в далеком прошлом. Эта «жизненная музыка» помогает человеку заново раскрыться, вновь приобрести смысл жизни и душевное тепло. Так лечит музыка.

Болезнь Альцгеймера – основная причина деменции. Человек теряет социализацию и основные жизненные функции становятся под угрозой, страдает интеллект. В мире с каждым годом увеличивается количество таких больных, но основной причины заболеваниям ученым пока не удалось выявить. Болезнь Альцгеймера характеризуется отложением в ткани мозга амилоидного пептида, который вызывает дегенерацию нейронов и влечет за собой нарушение холинэргической синаптической передачи. Без должного лечения болезнь начинает быстро прогрессировать, на это влияет когнитивный резерв, то количество нейронов, которые могут взять на себя функции в случае повреждения других [18].

Музыкальная терапия является научно-обоснованным методом и включает в себя индивидуальные, групповые занятия, прослушивание музыки и пение. Этот метод лечения имеет свои преимущества по сравнению с медикаментозным, так как помогает уйти от побочных эффектов, которые    могут вызывать многие лекарственные препараты. Музыкальная терапия позволяет воздействовать на отдельные участки головного мозга [12]. Музыка через лимбические и паралимбические структуры головного мозга влияет на центры удовольствия и мотивации, кроме того активизирует межнейронные связи. Происходит регулирование вегетативной нервной системы, стабилизируется эмоциональный фон и функции памяти [9]. Ценность музыкальной терапии заключается в улучшении дофаминергической нейротрансмиссии [10].

Можно выделить четыре достоинства в лечении музыкой для пациентов на поздних стадиях деменции:

  1. Вокальная деятельность;
  2. Увеличение зрительного контакта;
  3. Физическая активность;
  4. Изменение напряжения [4]

Было проведено исследование, которое подтверждает о возможности больных Альцгеймером сохранять восприятие музыки [2]. Я замечаю это за пациентом, который старается воспроизвести все слова песни, которую мы только что исполняли, и как мне становится радостно слышать это от человека, который практически не говорит или плохо соединяет слова в предложения в повседневной речи.

В 1986 году было проведено исследование (Norberg et al, 1986), которое показало, что музыка – единственный стимул для пациентов находящихся на глубоких стадиях болезни Альцгеймера. Были проведены измерения откликов от пациентов – дыхания, частоты сердечных сокращений, движения глаз и рта [3]. Терапия музыкой способно улучшить качество жизни людей страдающих нейродегенеративными заболеваниями головного мозга. Благодаря музыке могут быть переданы такие качества как чувство принятия и принадлежности [6].

Было проведено первое эмпирическое исследование в США по программе «Музыка и память» в 98 домах престарелых пациенты проходили терапию посредством музыки. Результаты исследования были измерены с 98 контрольными группами не получающими музыкальную терапию. Полученные данные показали, что благодаря воздействию музыки удалось сократить использование лекарств, выявлено значительное улучшение физиологических и поведенческих симптомов деменции [7]. Программа «Музыка и память» демонстрирует эффективность в снижении поведенческих и психологических симптомов деменции при использовании антипсихотических и анксиолитических препаратов. Кроме того, другое исследование показало, что музыкальная терапия продемонстрировала седативное и расслабляющее действие на пациентов. Некоторые уровни нейромедиаторов, такие как норадреналин и адреналин, имели значительно менее высокие уровни после четырех недель музыкальной терапии [5].  Также было обнаружено, что музыкальная терапия помогает замедлить ухудшение лингвистических способностей [1].

Определенные события в жизни человека, которые для него очень значимы, рождают сильные эмоции и благодаря этому прочно укореняются в памяти: угроза жизни, потеря близких, длительная разлука. При помощи музыки легко воссоздать соответствующие эмоциональные события, которые послужат восстановлением автобиографической памяти. Смоделированные эмоции послужат восстановлением памяти больного человека [14].

Выявлена способность музыки воздействовать на выделение нейропептидов, нейротрансмиттеров, эндорфинов, оксида азота и дофамина, тем самым незадействованные и целостные синапсы вовлекаются в работу [8]. Музыка позитивно влияет на эмоциональный фон, тем самым способствует понижению в крови стресс-маркеров – кортизола, лептина, норадреналина, углекислого газа, адренокортикотропного гормона [11]. Спокойная музыка положительно влияет на вегетативную нервную систему, стимулируя холинергическую активность, за счет чего компенсируется дефицит ацетилхолина, улучшатся кровоснабжение головного мозга по причине вазодилатации [13]. Курс музыкальной терапии, который длился четыре недели (45 минут два раза в неделю), для пациентов с болезнью Альцгеймера, показал хороший результат клинической симптоматики, которая выражалась в положительной динамике когнитивных функций, подтвержденных тестами и улучшении поведенческих реакций. Уменьшение в крови адреналовых веществ, повышение ацетилхолина и улучшение мозгового кровообращения было подтверждено функциональной магнитно-резонансной томографией [16].

Одна научная работа, опубликованная в 2021 году, включала 43 пожилых американца в трех реабилитационных центрах восточного побережья для слабоумных, которые прошли 5-недельное индивидуальное пение. Результаты исследования подчеркивают важность индивидуализации больных Альцгеймером, поскольку люди с высоким уровнем участия показали гораздо большие когнитивные, функциональные и поведенческие улучшения, чем те, кто участвовал меньше. Индивидуальный подбор знакомых, ностальгических и новых песен в сочетании с индивидуальным тональным тоном и ритмом, которые наилучшим образом соответствуют вокальным и физическим способностям пациента, был жизненно важен для реализации этих улучшений [15].

Музыкальная терапия, как одно из древнейших направлений искусства, в наше время становится особо важным фактором. Развитие технологий позволяет музыкальной терапии приобрести особое направление в решении вопроса реабилитации опираясь на рамки восстановительной медицины. Как научный метод музыкальная терапия обладает рядом достоинств, по сравнению с другими лечебными методами – не вызывает привыкания и побочных эффектов, экономически выгодна [17].

В России данный метод находится лишь на пути зарождения и не приобрел массового использования. Дальнейшее изучение в этом направлении поможет внедрить музыкальную терапию, как основной метод в лечении нейродегенеративных заболеваний, а фармакология будет являться лишь вторичным звеном. Признание музыкальной терапии в отечественной практике откроет новые перспективы в современной медицине и психологии.

 

Список литературы:
1. Бротонс, М.; Когер, С. М. (1 октября 2000 года). "Влияние музыкальной терапии на функционирование языка при слабоумии". Журнал музыкальной терапии. 37 (3): 183–195.
2. Герднер, Линда А. и Элизабет А. Свансон. «Влияние индивидуализированной музыки на смущенных и возбужденных пожилых пациентов», «Архивы психиатрического ухода», 7,5 (октябрь 1993 г.): 284-291.
3. Доусон, Пэм, Донна Л. и Карен Клайн. Усиление способности людей с болезнью Альцгеймера и сопутствующими деменциями: перспектива ухода. Нью-Йорк: Springer Publishing Co., 1993.
4. Клэр, Алисия Энн. Терапевтическое использование музыки с пожилыми взрослыми. Балтимор, MD: Health Professions Press, 1996.
5. Кумар, А. М.; Тимс, Ф.; Крузс, Д. Г.; Минцер, М. Дж.; Айронсон, Г.; Левенштейн, Д.; Каттан, Р.; Фернандес, Дж. Б.; Эйсдорфер, С. (Ноябрь 1999)."Музыкальная терапия повышает уровень мелатонина в сыворотке крови у пациентов с болезнью Альцгеймера". 
6. Олдридж, Дэвид, изд. Исследования и практика музыкальной терапии в медицине. Лондон: Издательство Джессики Кингсли, 1996.
7. Томас, Кали С.; Байер, Роза; Косар, Сайрус; Огарек, Джессика; Трепман, Алисса; Мор, Винсент (2017). «Индивидуальная музыкальная программа для жителей домов престарелых в США с деменцией» 
8. Blum K. Hypothesizing Music Intervention Enhances Brain Functional Connectivity Involving Dopaminergic Recruitment: Common Neuro-correlates to Abusable Drugs / K. Blum, T. Simpatico, M. Febo et al. //Molecular neurobiology. — 2017. — Vol. 54, № 5. — P. 3753-3758.
9. Clark C.N. Music, memory and mechanisms in Alzheimer's disease / C.N. Clark, J.D. Warren // Brain. — 2015. — Vol. 138, № 8. — P. 2122-2125.
10. Hardy C.J. Hearing and dementia / C.J. Hardy, C.R. Marshall, H.L. Golden et al. // Journal of neurology. — 2016. — Vol. 263, № 11. — P. 2339-2354.
11. Johnston E. Witnesses to transformation: Family member experiences providing individualized music to their relatives with dementia / E. Johnston, X. Rasmusson, B. Foyil et al. // Cogent Education. — 2017. — Vol. 4, № 1. — P. 1-12.\
12. Lyness J.M. Does Music Have Charms to Soothe Dementia?/ J.M. Lyness // The American Journal of Geriatric Psychiatry. — 2017. — Vol. 25, № 9. — P. 939-940.
13. Matrone C. The Power of Music on Alzheimer's Disease and the Need to Understand the Underlying Molecular Mechanisms.
14. Peeters M.M. Designing a personal music assistant that enhances the social, cognitive, and affective experiences of people with dementia / M.M. Peeters, M. Harbers, M.A. Neerincx// Computers in Human Behavior. — 2016. — Vol. 63. — P. 727-737.
15. ProQuest Information and Learning C (March 2009). "Dissertation Abstracts". Journal of Poetry Therapy. 22 (1): 47–53.
16. Shahinfard E. An FMRI study to investigate the benefits of music therapy in patients with Alzheimer's disease/ E. Shahinfard, R. Hsiung, L. Boyd et al. //Alzheimer's & Dementia: The Journal of the Alzheimer's Association. — 2016. — Vol. 12, № 7. — P. 10301031.
17. Tüpker R. (2008) Reader musiktherapie. Institut für Musikwissenschaft und Musikpädagogik Westfälische Wilhems-Universität, Műnster, 174 s.
18. Winblad B. Defeating Alzheimer's disease and other dementias: a priority for European science and society / B. Winblad, Ph. Amouyel, S. Andrieu et al. // The Lancet Neurology. — 2016. — Vol. 15, № 5. — P. 455-532.