Статья:

Особенности эмоционального интеллекта у женщин с разными типами привязанности к матери

Конференция: XLII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая психология, психология личности, история психологии.

Выходные данные
Кулакова Н.А. Особенности эмоционального интеллекта у женщин с разными типами привязанности к матери // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XLII междунар. науч.-практ. конф. — № 8(42). — М., Изд. «МЦНО», 2020.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности эмоционального интеллекта у женщин с разными типами привязанности к матери

Кулакова Нелли Абдулловна
магистрант, Пермский Государственный Университет, РФ, г. Пермь

 

FEATURES OF EMOTIONAL INTELLIGENCE IN WOMEN WITH DIFFERENT TYPES OF ATTACHMENT TO THE MOTHER

 

Nelly Kulakova

Master’s degree student, Perm State University,

Russia, Perm

 

Аннотация. В данной статье проведен анализ особенностей эмоционального интеллекта у женщин с разными типами привязанности к матери. Приведены результаты исследования, которые показали, что существуют различия в показателях эмоционального интеллекта у женщин с разными типами привязанности к матери.

Abstract. This article analyzes the features of emotional intelligence in women with different types of attachment to their mother. The article presents the results of a study that showed that there are differences in the indicators of emotional intelligence in women with different types of attachment to their mother.

 

Ключевые слова: эмоциональный интеллект; привязанность; самомотивация; эмпатия; управление эмоциями; женщина.

Keywords: emotional intelligence; attachment; self-motivation; empathy; emotion management; woman.

 

Формирование способности понимать свои и чужие эмоции, чувства и намерения, сопряженной со всеми механизмами и феноменами становления личности, начинается еще в раннем детстве и остается важнейшим механизмом выживания на протяжении всего жизненного пути человека. В связи с этим вопрос о формировании эмоционального интеллекта остается актуальным для современных исследователей в области педагогики и психологии [3, с. 17].

Понятие «эмоциональный интеллект» (emotional intelligence) в научную терминологию ввели П. Сэловей (Йелький университет) и Дж. Майер (Нью-Гемпширский университет), которые выпустили совместную статью под названием «Эмоциональный интеллект». Данная статья в научном обществе признается первой публикацией на эту тему. Позже способствовал популяризации данного термина психолог и журналист Даниэль Гоулмен.

П. Сэловей  писал о том, что разум уже не видится в виде идеальной субстанции, а эмоции как главный враг интеллекта, оба данных явления имеют огромное значения для каждого человека на протяжении всей жизни. По мнению американских психологов, эмоциональный интеллект включает в себя 4 части:

1) способность воспринимать эмоции;

2) способность направлять свои эмоции в помощь разуму;

3) способность понимать, что выражает та или иная эмоция;

4) способность управлять эмоциями [1, с. 145].

Научный интерес к эмоциональному интеллекту растет и по сей день, расширяются горизонты направлений исследования. Эмоциональный интеллект рассматривается по различным направлениям: бизнес, измерение и оценка эмоционального интеллекта, социально-эмоциональное обучение, управление персоналом, применение эмоционального интеллекта в медицине, терапии, творчестве и самореализации и т. п. Большинство исследований эмоционального интеллекта носят междисциплинарный характер.

Достаточно большое количество исследований посвящено эмоциональному интеллекту. Как для теоретических исследований в психолого-педагогической сфере, так и для прикладной психологии проблема диагностики эмоционального интеллекта имеет огромное значение [5, с. 100].

В рамках рассматриваемой темы также важно выделить такое понятие как «привязанность». Психология привязанности более 40 лет остается одним из ведущих направлений современной зарубежной психологии.  Основываясь на концепциях этологии, кибернетики, теории систем, психологии развития и психоанализе, Джон Боулби сформулировал основные положения теории привязанности, благодаря чему произвел коренные изменения в понимании того, что связывает ребенка с матерью и как эта связь разрушается вследствие разлуки, депривации и утраты матери. Новаторские методы изучения связи ребенка с матерью, предложенные Мэри Эйнсворт, не только дали возможность эмпирической проверки некоторых идей Джона Боулби, но также способствовали расширению самой теории и привели к новым направлениям ее развития [2, с. 37].

Современные исследования показывают, что система привязанности представляет собой первичную генетически закрепленную мотивационную систему, которая активируется сразу после рождения, при первом контакте новорожденного с матерью и выполняет функцию обеспечения ребенку материнской заботы, гарантирующей выживание [6, с. 3].

Анализ психологической литературы позволяет определить эмоциональный интеллект как способность воспринимать эмоции и понимать межличностные отношения, выражаемые в эмоциях, адекватно ситуации выражать собственное отношение к окружающим, а также управлять эмоциональной сферой посредством интеллектуального компонента [4, с. 115].

Эмпирическая часть исследования проводилась в период с ноября 2019 г. по март 2020 г. в исследовании приняли участие женщины периода ранней взрослости (от 30 до 40 лет). Всего 60 человек, все женщины замужем, имеют одного или двух детей. Диагностика проходила при личном присутствии организатора, в индивидуальном порядке.

На первом этапе исследования на основании результатов, полученных по методике Д. Кайзер «Рисунок птичьего гнезда», было выделено три группы женщин с разными типами привязанности к матерям. В первую группу вошли женщины с надежным типом привязанности – всего 19 человек. Во вторую группу вошли женщины с амбивалентным типом привязанности – 18 человек. Третью группу составили женщины с уклоняющимся типом – 23 человека.

Далее каждая из трех выборок была проверена на нормальность распределения показателей. В связи с малочисленностью выборок для этого применялся метод Шапиро-Уилка. Проверка показателей на нормальность распределения показала, что только 1 из 6 продиагностированных показателей имеет распределение близкое к нормальному (17% от общего числа), поэтому для дальнейшей обработки данных использовались непараметрические методы математической статистики. U-критерий Манна-Уитни.

Для исследования различий в показателях эмоционального интеллекта у женщин с разными типами привязанности к матери, применялась процедура сравнительного анализа с помощью критерия Манна-Уитни (приложение 3). Статистически значимые различия между выборками представлены в таблицах 1, 2, 3.

 

Таблица 1.

Статистически значимые различия по показателям эмоционального интеллекта между выборками женщин с надежным и амбивалентным типами привязанности к матери

Показатели

Средние значения

U- критерий

P – ур.знач.

Надеж. тип

Амбив. тип

Управление эмоциями других людей

31,88

21,97

27,00

0,00

Эмпатия

32,71

24,75

19,50

0,00

Самомотивация

30,34

21,83

0,00

0,00

Управление своими эмоциями

25,82

16,42

0,00

0,00

Эмоциональная осведомленность

33,28

27,25

52,50

0,00

Из таблицы 1 видно, что у женщин с надежным типом привязанности к матери значения всех показатели эмоционального интеллекта выше, чем у женщин с амбивалентным типом привязанности. Они в большей степени способны распознавать эмоции других людей по внешним проявлениям, осознанно сопереживать текущему эмоциональному состоянию другого человека, мотивировать себя, задействовать свои эмоции и направить их в нужное русло, распознавать свои эмоциональные переживания и способность обрабатывать эмоции не становясь перегруженным.

Далее рассмотрим различия между выборками женщин с надежным и уклоняющимся типами привязанности к матери (табл. 2).

 

Таблица 2.

Статистически значимые различия по показателям эмоционального интеллекта между выборками женщин с надежным и уклоняющимся типами привязанности к матери

 

Показатели

Средние значения

U-критерий

 

P – ур.знач.

 

Надеж.тип

Уклон.тип

Управление эмоциями других людей

31,88

28,86

126,00

0,02

Эмпатия

32,71

28,64

90,50

0,00

Самомотивация

30,34

26,00

90,00

0,00

Управление своими эмоциями

25,82

18,14

0,00

0,00

Эмоциональная   осведомленность

33,28

28,14

48,00

0,00

 

Как видно из таблицы 2, у женщин с надежным типом привязанности к матери значения всех показатели эмоционального интеллекта выше, чем у женщин с уклоняющимся типом привязанности.

Далее проанализируем выявленные различия между женщинами с амбивалентным и уклоняющимся типами привязанности (табл. 3).

Таблица 3.

Статистически значимые различия по показателям эмоционального интеллекта между выборками женщин с амбивалентным и уклоняющимся типами привязанности к матери

 

 

 Показатели

Средние значения

U-критерий

 

p- ур.знач.

 

Амбив.тип

Уклон.тип

Управление  эмоциями других людей

21,97

28,86

88,50

0,00

Эмпатия

24,75

28,64

120,00

0,02

Самомотивация

21,83

26,00

102,00

0,01

 

Из таблицы 3 следует, что между выборками женщин с амбивалентным и уклоняющимся типами привязанности наблюдаются статистически значимые различия по трем показателям эмоционального интеллекта из пяти возможных:  управление эмоциями других людей, эмпатия и самомотивация. Женщины с уклоняющимся типом привязанности, матери которых не проявляли теплых чувств к своим дочерям, пренебрегали удовлетворением их потребностей. Они имеют более выраженные способности к управлению эмоциями других людей, у них лучше развиты эмпатические способности и самомотивация, нежели у женщин с амбивалентным типом привязанности, матери которых вели себя непоследовательно: то чрезмерно заботились, то совсем игнорировали потребности ребенка.

Таким образом, женщины с уклоняющимся типом привязанности к матери, будучи взрослыми, научаются анализировать эмоциональную сферу окружающих людей, управлять их эмоциями, выражая эмпатию, готовность разделить с ними эти эмоции. Возможно, с целью манипулирования, либо компенсации того, что не получили от собственной матери.

Рассматривая результаты сравнительного анализа всех трех выборок, следует отметить, что статистически значимые различия по всем показателям эмоционального интеллекта обнаружены между выборкой женщин с надежным типом привязанности к матери и выборками женщин с амбивалентным и уклоняющимся типами привязанности. Значения показателей эмоционального интеллекта женщин с надежным типом привязанности существенно выше. Будучи ребенком, такие женщины чувствовали удовлетворение от общения с матерью, это вселяло в них уверенность в себе и доверие к окружающему миру. Девочки могли проявлять весь спектр эмоций и были приняты и услышаны мамой. Возможно, именно этот опыт отношений с матерью в последующем дал возможность им более тонко разбираться в эмоциях других людей и себя.

Выборки женщин с уклоняющимся и амбивалентным типами привязанностей отличаются по 3 показателям из 5 возможных (что составляет 60% от общего числа показателей). При этом у женщин с  уклоняющимся типом привязанности лучше развиты способности к управлению эмоциями других людей, эмпатии и самомотивации. В связи с частым отсутствием рядом матери, такие женщины, будучи детьми, изучали этот мир самостоятельно. Эмоциональная холодность матери при уклоняющемся типе привязанности могла быть толчком к развитию способности мотивировать себя самостоятельно, искать и исследовать эмоции чужих людей.

Также нами рассматривались различия в характере взаимосвязей показателей эмоционального интеллекта в выборках женщин с разными типами привязанности к матери. Для этого применялась процедура корреляционного анализа по Спирмену.

В выборке женщин с уклоняющимся типом привязанности управление эмоциями других людей положительно коррелирует с эмоциональной осведомленностью и эмпатией. Чем выше способность к распознаванию эмоций других людей, тем выше способность к осознанному сопереживанию текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания.

Как показали результаты корреляционного анализа, в выборках женщин с разным типом привязанности к матери наблюдаются как сходства, так и различия во взаимосвязях компонентов эмоционального интеллекта.

Так, в выборках женщин с надежным и уклоняющимся типами привязанности способность к управлению чужими эмоциями положительно коррелируют с эмпатией. Противоположные в отношениях матери и дочери типы привязанности способствуют формированию представления у женщин о том, что управлять чужими эмоциями легче через проявление осознанного сопереживания текущему эмоциональному состоянию.

В выборках женщин с надежным и амбивалентным типами привязанности к матери имеются идентичные взаимосвязи способности управлять своими эмоциями с эмоциональной осведомленностью. Способность распознавать свои эмоциональные переживания тем выше, чем выше склонность к управлению своими эмоциями. Возможно, в основе данных взаимосвязей лежат разные цели. Так, например, в силу сформированной посредством надежного типа привязанности к матери, уверенности в себе и открытости, такие женщины с легкостью распознают эмоциональные проявления и управляют своими эмоциями, чтобы оставаться эмоционально стабильными в отношении окружающих людей.

Женщины же, которые показали амбивалентный тип привязанности к матери, склонны к контролю за собственным эмоциональным состоянием в силу зависимости от окружающих и сложностей в налаживании контактов с ними.

Больше всего корреляционных связей обнаружено в выборке женщин с амбивалентным типом привязанности к матери, меньше всего – в выборке с уклоняющимся типом.

Таким образом, результаты данного исследования можно считать значимыми, так как ранее подобные практически не проводились. Хотя изучение типов привязанности представляет сейчас большой интерес особенно для детской психологии и психология развития.

Достаточно редко освещаются проблемы взаимосвязи опыта детско-родительских отношений, к тому же мало диагностических инструментов для исследования данной темы.

Выводы данной работы представляют для психологов возможности разработки программ по работе со взрослыми людьми с ненадежными типами привязанности, а также применение данных знаний в индивидуальном консультировании и психотерапии. Вторым важным аспектом внедрения данных знаний в практику является просветительская деятельность для будущих родителей.

 

Список литературы:

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебник для вузов. − М.: Издательство Юрайт, 2012. − 811 с.
  2. Боулби Дж. Привязанность. - М.: Гардарики, 2019. − 477 с.
  3. Карпов А.В. Психология эмоционального интеллекта: теория, диагностика, практика: монография / А.В. Карпов, А.С. Петровская. − Ярославль: ЯрГУ, 2018. – 344 с.
  4. Павлова Е. М. Эмоциональный интеллект: от иерархических моделей к представлению о единой когнитивной способности // Психологические исследования. Журнал МГУ. − 2014. − Вып.37. Т.7. − [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  URL: http://www.psystudy.com/index.php/num/2014v7n37/1038-pavlova37.html (дата обращения: 30.03.2019).
  5. Смирнова Н.Н., Савенышева С.С. Теоретические аспекты исследования эмоциональной компетентности детей дошкольного возраста // Интернет-журнал «Мир науки». – 2017. − Том 5, № 2. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:   URL: http://mir-nauki.com/PDF/48PSMN217.pdf (дата обращения: 13.02.2019).
  6. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике [Электронный ресурс] / Р.Д. Робертс [и др.] // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 1. № 4.С. 3—24. URL: https://psyjournal.hse.ru/2004-1-4/27497347.html (дата обращения: 29.01.2020).