Статья:

СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНЫХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-Х КЛАССОВ

Конференция: LXXX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая психология, психология личности, история психологии.

Выходные данные
Переверзева Е.В. СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНЫХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-Х КЛАССОВ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXXX междунар. науч.-практ. конф. — № 1(80). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНЫХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-Х КЛАССОВ

Переверзева Екатерина Валерьевна
педагог-психолог МОУ «Школа-коллегиум им. С.Е. Иванова», РФ, г. Алушта

 

CREATION OF FAVORABLE PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE ADAPTATION OF 5TH GRADE STUDENTS

 

Yekaterina Pereverzeva

Educational psychologist of the MOU "S.E. Ivanov Collegium School" Alushta, Russia, Alushta

 

Аннотация. В данной работе анализируются особенности создания благоприятных психолого-педагогических условий для успешной адаптации обучающихся, переходящих в 5-е классы.

Abstract. This paper analyzes the features of creating favorable psychological and pedagogical conditions for the successful adaptation of students moving into 5th grades.

 

Ключевые слова: адаптация; младший подростковый возраст; психолого-педагогические условия.

Keywords: adaptation; early adolescence; psychological and pedagogical conditions.

 

Актуальность исследования. На сегодняшний день современное общество всё больше и больше уделяет внимание развитию системы среднего общего образования, созданию благоприятных условий для обучения и воспитания обучающихся среднего школьного возраста. В жизни школьника выявлены периоды, наиболее сложные с точки зрения адаптации к новым условиям обучения. Одним из таких периодов является переход учащихся из начальной школы в среднее звено, которое характеризуется новыми условиями и формами обучения. По последним наблюдениям выявлено, что на территории Российской Федерации все больше появляется тенденция к обособлению каждого уровня образования, и, как следствие снижению благоприятного психологического климата в образовательной среде. Адаптационный период в 5 классе является для бывших учащихся начальной школы особенно сложным, так как учащимся приходится проходить ряд серьезных трудностей, испытывать на себе новые, порой непосильные требования. Именно в это время высока вероятность возникновения у детей школьной дезадаптации, приводящей к снижению школьной мотивации и успеваемости, развитию негативных психических состояний (тревожности, страхов и др.), снижению самооценки, нарушениям в общении со сверстниками и взрослыми. Всё это создает ситуацию адаптационного риска, который тем более вероятен, чем менее школьник к нему подготовлен. Одним из условий, гармонизирующих процесс адаптации, является психологическая готовность младших школьников к обучению в основной школе, которая выступает субъективным фактором, способствующим профилактике, нивелированию и преодолению трудностей адаптационного периода.

Состояние научной разработанности проблемы. Разработкой и изучением темы перехода обучающихся начальной школы в среднее звено занимаются многие известные педагоги и психологи. Данный вопрос в своих научных трудах рассматривали Белика Е.Ю. и Баранова Н.Н., которые описали аспекты психологической и социальной адаптации обучающихся [1; 2]. Педагог-психолог Кряжева И.Г. в своих работах выделяла важные критерии адаптации обучающихся и обращала внимания на психологические условия прохождения процесса адаптации [4, с. 13]. Большое внимание данному вопросу в своем педагогическом труде «Теоретические основы интеллектуальной адаптации учащихся» уделил педагог-психолог Гдельшина Г.Д., где отмечено единство педагогических и психологических условий в процессе адаптации пятиклассников к новым условиям образовательного процесса [4].

Вместе с тем, несмотря на значительный интерес и количество исследований, в настоящее время недостаточное внимание уделено  обеспечению создания благоприятных психолого-педагогических условий для выпускников   переходящих из начальной школы в среднюю, а также условиям успешной психолого-педагогической адаптации.   Это позволяет сформировать проблему нашего исследования: это вопрос обоснования необходимости создания определенных психолого-педагогических условий для обеспечения успешной адаптации обучающихся пятых классов к средней школе.

Проблема (формулировка) исследования. Проблема исследования заключается в том, что несмотря на значительную теоретическую проработанность данного вопроса, наблюдается дефицит в его практической реализации и отработке. Пока наши образовательные учреждения не располагают ни достаточными научно-методическими ресурсами в этой области, применение которых могло бы которых могло бы помочь , в решении вопросов, возникающих у  психологов при работе с учащимися 5-х классов, которые проживают период адаптации

Цель работы - исследование связей между созданием благоприятных психолого-педагогических условий и успешной адаптацией обучающихся, переходящих из начальной школы в среднюю

Объект исследования − адаптация обучающихся, переходящих из начальной школы в среднюю.

Предмет исследования − особенности психологической адаптации обучающихся 5-х классов к условиям обучения в средней школе.

Гипотезой исследования является предположение о том, что создание определенных  благоприятных психолого-педагогических условий будет способствовать успешной адаптации обучающихся 5-х классов к особенностям обучения в средней школе.

Для достижения цели, были поставлены следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.

2. Изучение психолого-педагогических аспектов процессов адаптации обучающихся.

3. Исследование динамики и психологических факторов адаптации пятиклассников.

4. Внедрение программы по адаптации и ознакомлению обучающихся 5-х классов с условиями обучения в средней школе.

Методологический аппарат научного исследования. В настоящем исследовании использовалась как общенаучные, так и собственно педагогические методы, а именно:

1) общетеоретические (анализ понятийно-терминологической системы, анализ исследований, выполненных в области возрастной и педагогической психологии, изучение и анализ методической литературы по проблеме, построение гипотез, прогнозирование);

2) эмпирические (наблюдение, беседа, изучение педагогических средств развития личности в обобщение педагогического опыта);

3) социологические (анкетирование, опрос обучающихся и педагогов);

4) прогностические (моделирование, проектирование);

5) экспериментальные;

6) математическая обработка экспериментальных данных.

Процедура исследования (описание проведения исследования).

Научное исследование по данной теме состояло из следующих этапов:

1. Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования;

2. Изучение психолого-педагогических аспектов процессов адаптации обучающихся. Выделение главных критериев успешной адаптации обучающихся 5-классов к новым условиям обучения;

3. Проведение диагностического тестирования среди учащихся 5-х классов на выявление начального уровня адаптации (констатирующий эксперимент);

4. Внедрение программы  адаптации  и ознакомления обучающихся 5-х классов с условиями обучения в средней школе в работу общеобразовательного учреждения (формирующий эксперимент);

5. Проведение контрольной диагностики среди участников эксперимента (контрольный эксперимент);

6. Подведение итогов, подтверждение или опровержение гипотезы исследования.

В соответствии с «Большим психологическим словарем» «адаптация» выступает в широком смысле процессом приспособления к внешним и внутренним условиям и обстоятельствам и включающем в себя два уровня, а именно биологический и психологический [5 с. 4]. Понятие «школьная адаптация» более узкое. Проанализировав психолого-педагогические источники, можно отметить, что «школьная адаптация» – это процесс включения и приспособления, обучающегося к новым социально-психологическим условиям в рамках образовательного учреждения и переход к новой системе обучения и воспитания [5, с. 70]. Процесс школьной адаптации включает в себя три взаимосвязанных между собой звена, а именно: физическую, социальную и психологическую адаптацию.

Именно эти три компонента создают «почву» для адаптационного процесса. Главной сложностью приспособляемости младшего подростка к новым условиям является смена привычной «статичной» системы начальной школы на «динамичную» структуру средней, а именно: смена учителей, требований, изменение режима дня, повышения учебной нагрузки.

Внимательно изучив психологическую и педагогическую литературу по данной теме, можно отметить, что для облегчения процесса адаптации важно создать благоприятные психолого-педагогические условия включения учащихся 5-х классов в систему ценностей средней школы:

1. Единство требований педагогов и родителей обучающихся. Данный аспект является невероятно важным по причине создания у ученика средней школы ощущения «стабильности», что положительно влияет на его работоспособность и уверенность в собственных силах.

2. Создание ученического коллектива в классе. В младшем подростковом возрасте процесс усвоения знаний постепенно отходит на второй план и заменяется процессом ценностного общения: сверстники становятся авторитетом для подростка и, таким образом, у бывшего младшего школьника выступает потребность занять свое «почетное место» в коллективе, быть для него значимым и не быть там лишним. Именно поэтому невероятно важно проводить работу с ученическим коллективом пятиклассников, формировать у них чувства коллективизма и единства через систему воспитательных и учебных мероприятий с целью предотвращения процесса дезодорации.

3. Поддержка мотивации к учению. Поддержка желания учиться в рамках школьной адаптации важна по причине того, что обучение в данном возрасте выступает одним из способов самоутверждения, самопознания и самореализации младшего подростка. Данный показатель можно поддерживать при грамотной реализации учебных и вне учебных занятий.

Стоит отметить, что   данные педагогические условия тесно связаны между собой и «вытекают» друг из друга, обеспечивая, таким образом, единство процесса школьной адаптации младших подростков к средней школе.

Таким образом, можно выделить следующие критерии успешной адаптации учеников 5-х классов к условиям средней школы:

  • комфортная психологическая атмосфера в классе;
  • средняя или высокая мотивация к учению;
  • сплоченность ученического коллектива (наличие друзей и приятелей в классе);
  • осознанность своих обязанностей и поручений в классе;
  • готовность к участию в групповой и массовой деятельности в пределах класса.

В соответствии с данными критериями выделены базовые уровни степени адаптации детей к обучению в средней школе:

1. Высокий уровень адаптации характеризуется высоким уровнем учебной и познавательной мотивации, высоким уровнем стремления участия в групповой и коллективной деятельности, инициативностью в выполнении поручений внутри класса.

2. Средний уровень адаптации характеризуется средним уровнем учебной и познавательной мотивации, пониженным интересом к участию в классных мероприятиях, равнодушным отношением к психологическому климату в классе.

3. Низкий уровень адаптации – это низкий уровень учебной и познавательной мотивации, равнодушное и, зачастую, негативное отношение к одноклассникам и школе в целом, игнорирование обязанностей в классе.

Анализируя все вышесказанное, важно отметить, что необходимым для осуществления благоприятных психолого-педагогических условий является создание строгой системы психолого-педагогического воздействия, в которой будут задействованы все участники образовательного процесса – учителя, ученики, педагог-психолог, родители обучающихся (или их законные представители). Наиболее успешно реализовать данную систему можно через внедрение специальной психолого-педагогической программы по адаптации обучающихся 5-х классов. Использование программы дает следующие возможности:

1. Научность и достоверность используемых мероприятий;

2. Разнообразие используемых методов воздействия на обучающихся;

3. Создание возможностей для совместного взаимодействия педагогов, обучающихся и их родителей;

4. Многообразие используемых форм работ со всеми участниками образовательного процесса.

Для проверки представленной ранее гипотезы было принято решение о проведении эксперимента по включению программы по адаптации и ознакомлению обучающихся 5-х классов с условиями обучения в средней школе в МОУ «Школа-коллегиум им. С.Е. Иванова» г. Алушты.

Участие в исследовании приняли ребята 5-А и 5-Б классов в количестве 40 человек (по 20 человек в каждом классе). Участники эксперимента были разделены на экспериментальную  (5-А – 20 человек) и контрольную  группы (5-Б – 20 человек). Состав экспериментальной группы – 20 человек, среди них мальчиков –15, девочек – 5. Средний возраст группы составил 10–11 лет. Состав данного класса оставался неизменным с начальной школы. Эксперимент был разделен на констатирующий, формирующий и контрольный.

На контрольном этапе эксперимента  была проведена первичная диагностика уровня приспособляемости обучающихся 5-х классов до внедрения  психолого-педагогической программы адаптации. Для проведения первичной диагностики уровня адаптации учеников 5-го класса к условиям средней школы  были  использованы следующие диагностическими методики:

1. Методика Н.Е. Щурковой «Круги». Целью данной методики является выявление отношения каждого обучающегося  к своему классу. В контексте данной методики ученикам предлагается поставить крестик в одном из представленных им кругов. Считается число школьников, поставивших свои знаки в зоне благополучия и неблагополучия. «Зона благополучия» – 1 и 2 круг от центра. «Зона неблагополучия» – 3 и 4 круги от центра. Просчитывается процентное соотношение ребят по уровням комфортности : центр – высокий уровень комфортности; 2 круг – средний уровень; 3 круг – ниже среднего; 4 круг – низкий уровень комфортности [10].

2. Методика Л.Г. Федоренко «Психологический климат» – выявление отношения обучающихся к климату, сформировавшемуся в ученическом коллективе. В данной методике обучающимся предлагается опросник, состоящий из 6 вопросов. В каждом из них представлены 5 утверждений, из которых ученику предлагается выбрать наиболее ему подходящее. За ответ на каждый вопрос анкеты учащийся получает столько баллов, какой номер ответа выбрал. Суммируют баллы по всем вопросам. 6–12 баллов – школьник высоко оценивает психологический климат в классе. Ему нравятся люди, с которыми он учится. 13–18 баллов – человеку скорее безразличен психологический климат класса, у него, вероятно, есть другая группа, где общение для него значимо. 19–30 баллов – учащийся оценивает психологический климат в классе как очень плохой [10].

3. Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние М.И.Лукьянова, Н.В.Калинина – изучение школьной мотивации пятиклассников. В контексте данной методики ученику предлагается прочитать каждое неоконченное предложение и предложенные варианты ответов к нему. Из этих вариантов необходимо выбрать наиболее подходящий для него ответ [10].

С результатами проведенной диагностики в экспериментальной группе можно ознакомиться в таблицах ниже.

 

Таблица 1.

Результаты диагностики экспериментальной группы на контрольном этапе эксперимента ( Методика «Круги)

Уровень удовлетворенности  психологическим климатом в классе

Кол. человек

Высокий уровень комфортности

3

Средний уровень комфортности

10

Ниже среднего

4

Низкий уровень комфортности

7

 

Таблица 2.

Результаты диагностики экспериментальной группы на констатирующем  этапе эксперимента (Методика Л.Г. Федоренко "Психологический климат»)

Уровень удовлетворенности  психологическим климатов в классе

Кол. человек

Высокий уровень комфортности

8

Средний уровень комфортности

10

Низкий уровень комфортности

7

 

Таблица 3.

Результаты диагностики экспериментальной группы на  констатирующем этапе эксперимента (Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние М.И.Лукьянова, Н.В.Калинина)

Уровень учебной мотивации

Кол. человек

Высокий

4

Средний

8

Ниже среднего

8

Низкий

5

 

Анализируя получение результаты диагностики, может отметить, что в экспериментальной группе преобладает средний (44 %) и низкий уровни адаптации (35 %)  к условиям обучения в средней школе.

Стоит отметить, что результаты контрольной группы в целом схожи с результатами экспериментальной группы.

 

Таблица 4.

Результаты диагностики контрольной группы на констатирующем  этапе эксперимента (Методика «Круги)

Уровень удовлетворенности  психологическим климатом в классе

Кол. человек

Высокий уровень комфортности

4

Средний уровень комфортности

9

Ниже среднего

4

Низкий уровень комфортности

7

 

Таблица 5.

Результаты диагностики контрольной группы на констатирующем  этапе эксперимента (Методика Л.Г. Федоренко "Психологический климат»)

Уровень удовлетворенности  психологическим климатом в классе

Кол. человек

Высокий уровень комфортности

6

Средний уровень комфортности

10

Низкий уровень комфортности

9

 

Таблица 6.

Результаты диагностики контрольной  группы на  констатирующем  этапе эксперимента (Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние М.И.Лукьянова, Н.В.Калинина)

Уровень учебной мотивации

Кол. человек

Высокий

2

Средний

8

Ниже среднего

8

Низкий

7

 

Данные результаты позволяют нам сделать вывод о том, что в данных классах необходимо создание определенных психолого-педагогических условий для улучшения психологического климата в классе и сплочения ученического коллектива.

В рамках проведения формирующего этапа эксперимента было принято решение о внедрении психолого-педагогической программы по адаптации обучающихся 5-х классов. Для этого была проанализирована и внедрена в учебный процесс авторская психолого-педагогическая программа «Первый шаг» (авторством педагога-психолога российской общеобразовательной школы Г.Н. Потемкиной [8]). Данная программа рассчитана на 6 учебных занятий по 0,5 часов каждое. Данная программа была выбрана для использования по следующим причинам:

1. Она направлена на ознакомление с системой самоорганизации для оптимального выполнения учебных требований.

2. Ориентирована на формирование адекватного отношения к своим учебным успехам и неудачам.

3. Предполагает развитие уверенного поведения у обучающихся 5- классов.

4. Ориентирована на приобретение необходимых навыков межличностного общения со сверстниками.

Каждое занятие по данной программе имело следующую структуру:

1. Ритуал приветствия.

2. Разминка.

3. Рефлексия предыдущего занятия.

4. Основное содержание занятия.

5. Домашнее задание.

6. Рефлексия прошедшего занятия.

7. Ритуал прощания.

Для реализации целей и задач программы были использованы следующие формы проведения занятий: тренинг, беседа, путешествие-игра, диспут, лекция, устный журнал.

Реализация мероприятий программы проводилась в течение сентября − октября 2023 года. Занятия проходили с периодичностью 1 раз в неделю. На протяжении проведения мероприятий отмечалась заинтересованность обучающихся в профилактике конфликтов и принятии своего нового статуса «ученика средней школы». Наиболее эффективными были мероприятия по сплочению ученического коллектива, а именно тренинг «Коллектив нашего класса» (занятие № 6). В его рамках ученикам 5-А и педагогам, преподающем в данном классе, была предложена серия упражнений для  знакомства, укрепления доверия и налаживания коммуникации между всеми участниками образовательного процесса. Наиболее интересным и продуктивным было упражнение «Вавилонская башня». Во время выполнения упражнения «Вавилонская башня» всем участникам тренинга было предложено поделиться на 2 команды, каждому участнику было дано индивидуальное задание на листочке, где был написан элемент, который необходимо было нарисовать в башне. Главной задачей задания стало: вместе нарисовать башню, но при этом, не произнося никому не единого слова. Данное упражнение позволило проявить всем участникам образовательного процесса навыки невербальной коммуникации и сотрудничества.

Кроме этого, активно использовались такие игры на сплочение коллектива как «Клубок» (игра на знакомство), «Льдина» (игра, направленная на проявление навыков сотрудничества) и «Зеркальное интервью» (упражнение на развитие коммуникации). Большая часть упражнений была принята тепло участниками тренинга.

В конце реализации программы был проведен контрольный эксперимент и повторная диагностика обучающихся из экспериментальной и контрольной группы. С результатами контрольного эксперимента можно ознакомиться в таблицах ниже.

Таблица 7 .

Результаты диагностики экспериментальной и контрольной  группы на контрольном этапе эксперимента (Методика «Круги)

Уровень удовлетворенности  психологическим климатом в классе

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Кол. Человек.

Высокий уровень комфортности

4

4

Средний уровень комфортности

9

9

Ниже среднего

4

5

Низкий уровень комфортности

7

7

 

Таблица 8.

Результаты диагностики экспериментальной и контрольной группы на контрольном этапе эксперимента (Методика Л.Г. Федоренко "Психологический климат»)

Уровень удовлетворенности  психологическим климатом в классе

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Кол. Человек.

Высокий уровень комфортности

6

10

Средний уровень комфортности

10

8

Низкий уровень комфортности

9

7

 

Таблица 9.

Результаты диагностики экспериментальной и контрольной группы на контрольном этапе эксперимента

Уровень учебной мотивации

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Кол. Человек.

Высокий

2

5

Средний

8

7

Ниже среднего

8

11

Низкий

7

2

 

Анализируя полученные результаты можно отметить незначительное повышение уровня адаптации у экспериментальной группы (+5 %), в то время, как результаты контрольной группы остаются неизменными.

Исходя из этого, мы можем сделать выводы, что проводимые мероприятия были достаточно эффективными. Это позволяет признать представленную ранее гипотезу о том, что создание определенных  благоприятных психолого-педагогических условий будет способствовать успешной адаптации обучающихся 5-х классов к условиям обучения в средней школе верной. Стоит также отметить, что проведение мероприятий в данном направлении будет актуальным и в дальнейшем.

 

Список литературы:
1. Баранова Н.Н. Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы // Слово : православный образов. портал, 2010. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/37952.php (дата обращения: 29.10.2023).
2. Беликова Е.Ю., Сазонова Е.В., Чахмахчева Н.В. Помощь классного руководителя в адаптации пятиклассников // Классный руководитель. – 2003. – № 1. – С. 17–28.
3. Гениатулина И. Ю. Помощь психолога в адаптации пятиклассников // ИД «Первое сентября». – М., 2003–2010. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://festival.1september.ru/articles/501832/ (дата обращения: 29.10.2023). 
4. Гадельшина Т.Г. Структурно-уровневая концепция психической адаптации // Вестник ТГПУ. – 2011, № 6. – С.161–164.
5. Дендебер И. А. Теоретические основы интеллектуальной адаптации учащихся // Образование и общество. –2008. – № 5. – С. 56–61.
6. Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь // ИРЛ: «Феникс». – М., 2002–2012 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://skshi8v11.org.ru/wp-content/uploads/2014/04/Большой-психологический-словарь.pdf  (дата обращения: 29.10.2023).
7. Миславский Ю. А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. – М.: Педагогика, 1991. – 152 с.
8. Потемкина М.С. Авторская программа «Первые шаги» // Образование и общество. – 2014. – № 5. – С. 60–100.
9. Серова Л. Заметки о нашем поведении. Память и обучение // Наука и жизнь. – 2000. – №4. – С. 12–-16.
10. Ценгер Н.В. Пакет контрольно-измерительных материалов для измерения уровня адаптации при переходе учащихся из начальных классов в средние // Наука и жизнь. – 2010. – №9. – С. 20–50.