СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНЫХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-Х КЛАССОВ
Конференция: LXXX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Общая психология, психология личности, история психологии.
LXXX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНЫХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-Х КЛАССОВ
CREATION OF FAVORABLE PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE ADAPTATION OF 5TH GRADE STUDENTS
Yekaterina Pereverzeva
Educational psychologist of the MOU "S.E. Ivanov Collegium School" Alushta, Russia, Alushta
Аннотация. В данной работе анализируются особенности создания благоприятных психолого-педагогических условий для успешной адаптации обучающихся, переходящих в 5-е классы.
Abstract. This paper analyzes the features of creating favorable psychological and pedagogical conditions for the successful adaptation of students moving into 5th grades.
Ключевые слова: адаптация; младший подростковый возраст; психолого-педагогические условия.
Keywords: adaptation; early adolescence; psychological and pedagogical conditions.
Актуальность исследования. На сегодняшний день современное общество всё больше и больше уделяет внимание развитию системы среднего общего образования, созданию благоприятных условий для обучения и воспитания обучающихся среднего школьного возраста. В жизни школьника выявлены периоды, наиболее сложные с точки зрения адаптации к новым условиям обучения. Одним из таких периодов является переход учащихся из начальной школы в среднее звено, которое характеризуется новыми условиями и формами обучения. По последним наблюдениям выявлено, что на территории Российской Федерации все больше появляется тенденция к обособлению каждого уровня образования, и, как следствие снижению благоприятного психологического климата в образовательной среде. Адаптационный период в 5 классе является для бывших учащихся начальной школы особенно сложным, так как учащимся приходится проходить ряд серьезных трудностей, испытывать на себе новые, порой непосильные требования. Именно в это время высока вероятность возникновения у детей школьной дезадаптации, приводящей к снижению школьной мотивации и успеваемости, развитию негативных психических состояний (тревожности, страхов и др.), снижению самооценки, нарушениям в общении со сверстниками и взрослыми. Всё это создает ситуацию адаптационного риска, который тем более вероятен, чем менее школьник к нему подготовлен. Одним из условий, гармонизирующих процесс адаптации, является психологическая готовность младших школьников к обучению в основной школе, которая выступает субъективным фактором, способствующим профилактике, нивелированию и преодолению трудностей адаптационного периода.
Состояние научной разработанности проблемы. Разработкой и изучением темы перехода обучающихся начальной школы в среднее звено занимаются многие известные педагоги и психологи. Данный вопрос в своих научных трудах рассматривали Белика Е.Ю. и Баранова Н.Н., которые описали аспекты психологической и социальной адаптации обучающихся [1; 2]. Педагог-психолог Кряжева И.Г. в своих работах выделяла важные критерии адаптации обучающихся и обращала внимания на психологические условия прохождения процесса адаптации [4, с. 13]. Большое внимание данному вопросу в своем педагогическом труде «Теоретические основы интеллектуальной адаптации учащихся» уделил педагог-психолог Гдельшина Г.Д., где отмечено единство педагогических и психологических условий в процессе адаптации пятиклассников к новым условиям образовательного процесса [4].
Вместе с тем, несмотря на значительный интерес и количество исследований, в настоящее время недостаточное внимание уделено обеспечению создания благоприятных психолого-педагогических условий для выпускников переходящих из начальной школы в среднюю, а также условиям успешной психолого-педагогической адаптации. Это позволяет сформировать проблему нашего исследования: это вопрос обоснования необходимости создания определенных психолого-педагогических условий для обеспечения успешной адаптации обучающихся пятых классов к средней школе.
Проблема (формулировка) исследования. Проблема исследования заключается в том, что несмотря на значительную теоретическую проработанность данного вопроса, наблюдается дефицит в его практической реализации и отработке. Пока наши образовательные учреждения не располагают ни достаточными научно-методическими ресурсами в этой области, применение которых могло бы которых могло бы помочь , в решении вопросов, возникающих у психологов при работе с учащимися 5-х классов, которые проживают период адаптации
Цель работы - исследование связей между созданием благоприятных психолого-педагогических условий и успешной адаптацией обучающихся, переходящих из начальной школы в среднюю
Объект исследования − адаптация обучающихся, переходящих из начальной школы в среднюю.
Предмет исследования − особенности психологической адаптации обучающихся 5-х классов к условиям обучения в средней школе.
Гипотезой исследования является предположение о том, что создание определенных благоприятных психолого-педагогических условий будет способствовать успешной адаптации обучающихся 5-х классов к особенностям обучения в средней школе.
Для достижения цели, были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Изучение психолого-педагогических аспектов процессов адаптации обучающихся.
3. Исследование динамики и психологических факторов адаптации пятиклассников.
4. Внедрение программы по адаптации и ознакомлению обучающихся 5-х классов с условиями обучения в средней школе.
Методологический аппарат научного исследования. В настоящем исследовании использовалась как общенаучные, так и собственно педагогические методы, а именно:
1) общетеоретические (анализ понятийно-терминологической системы, анализ исследований, выполненных в области возрастной и педагогической психологии, изучение и анализ методической литературы по проблеме, построение гипотез, прогнозирование);
2) эмпирические (наблюдение, беседа, изучение педагогических средств развития личности в обобщение педагогического опыта);
3) социологические (анкетирование, опрос обучающихся и педагогов);
4) прогностические (моделирование, проектирование);
5) экспериментальные;
6) математическая обработка экспериментальных данных.
Процедура исследования (описание проведения исследования).
Научное исследование по данной теме состояло из следующих этапов:
1. Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования;
2. Изучение психолого-педагогических аспектов процессов адаптации обучающихся. Выделение главных критериев успешной адаптации обучающихся 5-классов к новым условиям обучения;
3. Проведение диагностического тестирования среди учащихся 5-х классов на выявление начального уровня адаптации (констатирующий эксперимент);
4. Внедрение программы адаптации и ознакомления обучающихся 5-х классов с условиями обучения в средней школе в работу общеобразовательного учреждения (формирующий эксперимент);
5. Проведение контрольной диагностики среди участников эксперимента (контрольный эксперимент);
6. Подведение итогов, подтверждение или опровержение гипотезы исследования.
В соответствии с «Большим психологическим словарем» «адаптация» выступает в широком смысле процессом приспособления к внешним и внутренним условиям и обстоятельствам и включающем в себя два уровня, а именно биологический и психологический [5 с. 4]. Понятие «школьная адаптация» более узкое. Проанализировав психолого-педагогические источники, можно отметить, что «школьная адаптация» – это процесс включения и приспособления, обучающегося к новым социально-психологическим условиям в рамках образовательного учреждения и переход к новой системе обучения и воспитания [5, с. 70]. Процесс школьной адаптации включает в себя три взаимосвязанных между собой звена, а именно: физическую, социальную и психологическую адаптацию.
Именно эти три компонента создают «почву» для адаптационного процесса. Главной сложностью приспособляемости младшего подростка к новым условиям является смена привычной «статичной» системы начальной школы на «динамичную» структуру средней, а именно: смена учителей, требований, изменение режима дня, повышения учебной нагрузки.
Внимательно изучив психологическую и педагогическую литературу по данной теме, можно отметить, что для облегчения процесса адаптации важно создать благоприятные психолого-педагогические условия включения учащихся 5-х классов в систему ценностей средней школы:
1. Единство требований педагогов и родителей обучающихся. Данный аспект является невероятно важным по причине создания у ученика средней школы ощущения «стабильности», что положительно влияет на его работоспособность и уверенность в собственных силах.
2. Создание ученического коллектива в классе. В младшем подростковом возрасте процесс усвоения знаний постепенно отходит на второй план и заменяется процессом ценностного общения: сверстники становятся авторитетом для подростка и, таким образом, у бывшего младшего школьника выступает потребность занять свое «почетное место» в коллективе, быть для него значимым и не быть там лишним. Именно поэтому невероятно важно проводить работу с ученическим коллективом пятиклассников, формировать у них чувства коллективизма и единства через систему воспитательных и учебных мероприятий с целью предотвращения процесса дезодорации.
3. Поддержка мотивации к учению. Поддержка желания учиться в рамках школьной адаптации важна по причине того, что обучение в данном возрасте выступает одним из способов самоутверждения, самопознания и самореализации младшего подростка. Данный показатель можно поддерживать при грамотной реализации учебных и вне учебных занятий.
Стоит отметить, что данные педагогические условия тесно связаны между собой и «вытекают» друг из друга, обеспечивая, таким образом, единство процесса школьной адаптации младших подростков к средней школе.
Таким образом, можно выделить следующие критерии успешной адаптации учеников 5-х классов к условиям средней школы:
- комфортная психологическая атмосфера в классе;
- средняя или высокая мотивация к учению;
- сплоченность ученического коллектива (наличие друзей и приятелей в классе);
- осознанность своих обязанностей и поручений в классе;
- готовность к участию в групповой и массовой деятельности в пределах класса.
В соответствии с данными критериями выделены базовые уровни степени адаптации детей к обучению в средней школе:
1. Высокий уровень адаптации характеризуется высоким уровнем учебной и познавательной мотивации, высоким уровнем стремления участия в групповой и коллективной деятельности, инициативностью в выполнении поручений внутри класса.
2. Средний уровень адаптации характеризуется средним уровнем учебной и познавательной мотивации, пониженным интересом к участию в классных мероприятиях, равнодушным отношением к психологическому климату в классе.
3. Низкий уровень адаптации – это низкий уровень учебной и познавательной мотивации, равнодушное и, зачастую, негативное отношение к одноклассникам и школе в целом, игнорирование обязанностей в классе.
Анализируя все вышесказанное, важно отметить, что необходимым для осуществления благоприятных психолого-педагогических условий является создание строгой системы психолого-педагогического воздействия, в которой будут задействованы все участники образовательного процесса – учителя, ученики, педагог-психолог, родители обучающихся (или их законные представители). Наиболее успешно реализовать данную систему можно через внедрение специальной психолого-педагогической программы по адаптации обучающихся 5-х классов. Использование программы дает следующие возможности:
1. Научность и достоверность используемых мероприятий;
2. Разнообразие используемых методов воздействия на обучающихся;
3. Создание возможностей для совместного взаимодействия педагогов, обучающихся и их родителей;
4. Многообразие используемых форм работ со всеми участниками образовательного процесса.
Для проверки представленной ранее гипотезы было принято решение о проведении эксперимента по включению программы по адаптации и ознакомлению обучающихся 5-х классов с условиями обучения в средней школе в МОУ «Школа-коллегиум им. С.Е. Иванова» г. Алушты.
Участие в исследовании приняли ребята 5-А и 5-Б классов в количестве 40 человек (по 20 человек в каждом классе). Участники эксперимента были разделены на экспериментальную (5-А – 20 человек) и контрольную группы (5-Б – 20 человек). Состав экспериментальной группы – 20 человек, среди них мальчиков –15, девочек – 5. Средний возраст группы составил 10–11 лет. Состав данного класса оставался неизменным с начальной школы. Эксперимент был разделен на констатирующий, формирующий и контрольный.
На контрольном этапе эксперимента была проведена первичная диагностика уровня приспособляемости обучающихся 5-х классов до внедрения психолого-педагогической программы адаптации. Для проведения первичной диагностики уровня адаптации учеников 5-го класса к условиям средней школы были использованы следующие диагностическими методики:
1. Методика Н.Е. Щурковой «Круги». Целью данной методики является выявление отношения каждого обучающегося к своему классу. В контексте данной методики ученикам предлагается поставить крестик в одном из представленных им кругов. Считается число школьников, поставивших свои знаки в зоне благополучия и неблагополучия. «Зона благополучия» – 1 и 2 круг от центра. «Зона неблагополучия» – 3 и 4 круги от центра. Просчитывается процентное соотношение ребят по уровням комфортности : центр – высокий уровень комфортности; 2 круг – средний уровень; 3 круг – ниже среднего; 4 круг – низкий уровень комфортности [10].
2. Методика Л.Г. Федоренко «Психологический климат» – выявление отношения обучающихся к климату, сформировавшемуся в ученическом коллективе. В данной методике обучающимся предлагается опросник, состоящий из 6 вопросов. В каждом из них представлены 5 утверждений, из которых ученику предлагается выбрать наиболее ему подходящее. За ответ на каждый вопрос анкеты учащийся получает столько баллов, какой номер ответа выбрал. Суммируют баллы по всем вопросам. 6–12 баллов – школьник высоко оценивает психологический климат в классе. Ему нравятся люди, с которыми он учится. 13–18 баллов – человеку скорее безразличен психологический климат класса, у него, вероятно, есть другая группа, где общение для него значимо. 19–30 баллов – учащийся оценивает психологический климат в классе как очень плохой [10].
3. Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние М.И.Лукьянова, Н.В.Калинина – изучение школьной мотивации пятиклассников. В контексте данной методики ученику предлагается прочитать каждое неоконченное предложение и предложенные варианты ответов к нему. Из этих вариантов необходимо выбрать наиболее подходящий для него ответ [10].
С результатами проведенной диагностики в экспериментальной группе можно ознакомиться в таблицах ниже.
Таблица 1.
Результаты диагностики экспериментальной группы на контрольном этапе эксперимента ( Методика «Круги)
Уровень удовлетворенности психологическим климатом в классе |
Кол. человек |
Высокий уровень комфортности |
3 |
Средний уровень комфортности |
10 |
Ниже среднего |
4 |
Низкий уровень комфортности |
7 |
Таблица 2.
Результаты диагностики экспериментальной группы на констатирующем этапе эксперимента (Методика Л.Г. Федоренко "Психологический климат»)
Уровень удовлетворенности психологическим климатов в классе |
Кол. человек |
Высокий уровень комфортности |
8 |
Средний уровень комфортности |
10 |
Низкий уровень комфортности |
7 |
Таблица 3.
Результаты диагностики экспериментальной группы на констатирующем этапе эксперимента (Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние М.И.Лукьянова, Н.В.Калинина)
Уровень учебной мотивации |
Кол. человек |
Высокий |
4 |
Средний |
8 |
Ниже среднего |
8 |
Низкий |
5 |
Анализируя получение результаты диагностики, может отметить, что в экспериментальной группе преобладает средний (44 %) и низкий уровни адаптации (35 %) к условиям обучения в средней школе.
Стоит отметить, что результаты контрольной группы в целом схожи с результатами экспериментальной группы.
Таблица 4.
Результаты диагностики контрольной группы на констатирующем этапе эксперимента (Методика «Круги)
Уровень удовлетворенности психологическим климатом в классе |
Кол. человек |
Высокий уровень комфортности |
4 |
Средний уровень комфортности |
9 |
Ниже среднего |
4 |
Низкий уровень комфортности |
7 |
Таблица 5.
Результаты диагностики контрольной группы на констатирующем этапе эксперимента (Методика Л.Г. Федоренко "Психологический климат»)
Уровень удовлетворенности психологическим климатом в классе |
Кол. человек |
Высокий уровень комфортности |
6 |
Средний уровень комфортности |
10 |
Низкий уровень комфортности |
9 |
Таблица 6.
Результаты диагностики контрольной группы на констатирующем этапе эксперимента (Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние М.И.Лукьянова, Н.В.Калинина)
Уровень учебной мотивации |
Кол. человек |
Высокий |
2 |
Средний |
8 |
Ниже среднего |
8 |
Низкий |
7 |
Данные результаты позволяют нам сделать вывод о том, что в данных классах необходимо создание определенных психолого-педагогических условий для улучшения психологического климата в классе и сплочения ученического коллектива.
В рамках проведения формирующего этапа эксперимента было принято решение о внедрении психолого-педагогической программы по адаптации обучающихся 5-х классов. Для этого была проанализирована и внедрена в учебный процесс авторская психолого-педагогическая программа «Первый шаг» (авторством педагога-психолога российской общеобразовательной школы Г.Н. Потемкиной [8]). Данная программа рассчитана на 6 учебных занятий по 0,5 часов каждое. Данная программа была выбрана для использования по следующим причинам:
1. Она направлена на ознакомление с системой самоорганизации для оптимального выполнения учебных требований.
2. Ориентирована на формирование адекватного отношения к своим учебным успехам и неудачам.
3. Предполагает развитие уверенного поведения у обучающихся 5- классов.
4. Ориентирована на приобретение необходимых навыков межличностного общения со сверстниками.
Каждое занятие по данной программе имело следующую структуру:
1. Ритуал приветствия.
2. Разминка.
3. Рефлексия предыдущего занятия.
4. Основное содержание занятия.
5. Домашнее задание.
6. Рефлексия прошедшего занятия.
7. Ритуал прощания.
Для реализации целей и задач программы были использованы следующие формы проведения занятий: тренинг, беседа, путешествие-игра, диспут, лекция, устный журнал.
Реализация мероприятий программы проводилась в течение сентября − октября 2023 года. Занятия проходили с периодичностью 1 раз в неделю. На протяжении проведения мероприятий отмечалась заинтересованность обучающихся в профилактике конфликтов и принятии своего нового статуса «ученика средней школы». Наиболее эффективными были мероприятия по сплочению ученического коллектива, а именно тренинг «Коллектив нашего класса» (занятие № 6). В его рамках ученикам 5-А и педагогам, преподающем в данном классе, была предложена серия упражнений для знакомства, укрепления доверия и налаживания коммуникации между всеми участниками образовательного процесса. Наиболее интересным и продуктивным было упражнение «Вавилонская башня». Во время выполнения упражнения «Вавилонская башня» всем участникам тренинга было предложено поделиться на 2 команды, каждому участнику было дано индивидуальное задание на листочке, где был написан элемент, который необходимо было нарисовать в башне. Главной задачей задания стало: вместе нарисовать башню, но при этом, не произнося никому не единого слова. Данное упражнение позволило проявить всем участникам образовательного процесса навыки невербальной коммуникации и сотрудничества.
Кроме этого, активно использовались такие игры на сплочение коллектива как «Клубок» (игра на знакомство), «Льдина» (игра, направленная на проявление навыков сотрудничества) и «Зеркальное интервью» (упражнение на развитие коммуникации). Большая часть упражнений была принята тепло участниками тренинга.
В конце реализации программы был проведен контрольный эксперимент и повторная диагностика обучающихся из экспериментальной и контрольной группы. С результатами контрольного эксперимента можно ознакомиться в таблицах ниже.
Таблица 7 .
Результаты диагностики экспериментальной и контрольной группы на контрольном этапе эксперимента (Методика «Круги)
Уровень удовлетворенности психологическим климатом в классе |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
Кол. Человек. |
||
Высокий уровень комфортности |
4 |
4 |
Средний уровень комфортности |
9 |
9 |
Ниже среднего |
4 |
5 |
Низкий уровень комфортности |
7 |
7 |
Таблица 8.
Результаты диагностики экспериментальной и контрольной группы на контрольном этапе эксперимента (Методика Л.Г. Федоренко "Психологический климат»)
Уровень удовлетворенности психологическим климатом в классе |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
Кол. Человек. |
||
Высокий уровень комфортности |
6 |
10 |
Средний уровень комфортности |
10 |
8 |
Низкий уровень комфортности |
9 |
7 |
Таблица 9.
Результаты диагностики экспериментальной и контрольной группы на контрольном этапе эксперимента
Уровень учебной мотивации |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
Кол. Человек. |
||
Высокий |
2 |
5 |
Средний |
8 |
7 |
Ниже среднего |
8 |
11 |
Низкий |
7 |
2 |
Анализируя полученные результаты можно отметить незначительное повышение уровня адаптации у экспериментальной группы (+5 %), в то время, как результаты контрольной группы остаются неизменными.
Исходя из этого, мы можем сделать выводы, что проводимые мероприятия были достаточно эффективными. Это позволяет признать представленную ранее гипотезу о том, что создание определенных благоприятных психолого-педагогических условий будет способствовать успешной адаптации обучающихся 5-х классов к условиям обучения в средней школе верной. Стоит также отметить, что проведение мероприятий в данном направлении будет актуальным и в дальнейшем.