Статья:

Структурные компоненты учебной деятельности младшего школьника

Конференция: XXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Педагогическая психология

Выходные данные
Яхьяева А.Х. Структурные компоненты учебной деятельности младшего школьника // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXVIII междунар. науч.-практ. конф. — № 4(28). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 37-40.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Структурные компоненты учебной деятельности младшего школьника

Яхьяева Амина Хасановна
кандидат педагогических наук, доцент Чеченский государственный педагогический университет, РФ, г. Грозный

 

STRUCTURAL COMPONENTS OF EDUCATIONAL ACTIVITIES OF YOUNGER SCHOOLBOYS

 

Amina Yahyaeva

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Chechen State Pedagogical University, Russia, Grozny

 

Аннотация. В статье рассматриваются особенности развития младших школьников в учебной деятельности. Отмечается, что именно в младшем школьном возрасте развивается учебно-познавательный интерес, безусловно, развитие младших школьников зависит от условий, которые создаются в образовательном учреждении.

Abstract. The article discusses the features of the development of younger schoolchildren in educational activities. It is noted that it is precisely in the younger school age that the teaching and cognitive interest develops, of course, the development of younger schoolchildren depends on the conditions that are created in the educational institution.

 

Ключевые слова: обучение; младший школьный возраст; развитие; умения; личность; учитель; деятельность; условия; ученик.

Keywords: education; primary school age; development; skills; personal identity; teacher; activity; conditions; student.

 

Современная начальная школа развивает способности и создает условия в процессе обучения для реализации интеллектуального и личностного потенциала. Именно начальная школа как важнейший социальный институт ориентирована на развитие младшего школьника. Начиная с младшего школьного возраста, происходит формирование всесторонне развитой личности на основе организации образовательного процесса.

Младший школьный возраст связан с переходом к системати­ческому обучению. Школьное обучение в корне меняет социальную ситуацию развития ребенка. Школьная жизнь, новая социальная ситуация, вводит младшего школьника в строго нормированный мир отношений. Вместе с тем школьная жизнь обязывает ребенка быть ответственным за дисциплину, за развитие исполнительских действий, за приобретение навыков учебной деятельности. Можно сказать, что школьная жизнь выступает в некоторой степени для ребенка как стрессогенная, в связи с ожесточениями условии жизни ребенка.

В младшем школьном возрасте ведущей деятельностью становится учебная. Ребенок под руководством учителя усваивает не только специ­альные умственные действия, но и приобретает навыки, необходимые для адаптации в изменившейся новой, социальной ситуации.

Рассматривая особенности развития детей младшего школьного возраста следует выделить следующие аспекты: в первую очередь новообразования данного возраста связаны с общением, так как в этот период, изменения связаны с местом ребенка в системе общественных отношений; второй аспект характеризуется особенностями умственного развития младших школьников; третья составляющая новообразований детей младшего школьного возраста – это развитие личности на данной возрастной стадии. В чем же проявляется смена места ребенка в системе общественных отношений? Поступая в школу, ребенок дошкольного возраста психологически переходит в новую систему отношений с окружающим миром. Он начинает осознавать, что появились новые обязательства, связанные с учебной деятельностью. Ему приходится ежедневно посещать школу, подчиняться требованиям учебной деятельности. На смену свободной жизни дошкольного детства приходят отношения зависимости и подчинения новым правилам жизни. И вопрос не столько в том, что игровая деятельность, доминировавшая на этапе дошкольного развития, завершилась. Игра присутствует и в жизни младшего школьника. Однако, теперь ему приходится дифференцировать игровую и учебную деятельность. Младший школьник чувствует изменение отношения родителей и других значимых взрослых к себе. Родители контролируют младшего школьника в связи с необходимостью выполнять домашние задания, организовывают режим дня. Естественно, в таких новых условиях ребенок чувствует ответственность за свои действия, за организацию своего времени. Время проявления доброй воли «Я сам» ушло вместе с дошкольным детством и теперь в новой школьной ситуации, с появлением чувства ответственности и самостоятельности у младшего школьника возникает страх, ему кажется, что родные, семья дистанцировались от него.

На самом деле, родители стараются помочь ребенку адаптироваться к новым условиям школьной жизни, учат распределять время, чтобы у младшего школьника сформировалось правильное отношение к учебе, к ответственности, которую он взял на себя. Семья старается научить ребенка не отвлекаться на развлечения в урочное время, тем самым воспитывая в ребенке волевые качества.

Таким образом, адаптация к изменившейся социальной ситуации, к новым требованиям школьной жизни, формируют у ребенка потребность в признании именно в учебной деятельности, кроме того, развивается чувство личности младшего школьника.

Следует сказать, что в процессе учебной деятельности ребенок приобщается к культуре, усваивает умения, знания, накопленные предшествующими поколениями. В школьном обучении предметом усвоения становятся теоретические знания, научные понятия, опреде­ляющие развивающий характер учебной деятельности. Результатам учебной деятельности являются изменения самого ученика и его развитие. Изменение есть приобретение способностей действовать с научными понятиями. Учебная деятельность сложна по содержанию, и по форме осуществления складывается у ребенка не сразу. Учителю нужно прилагать усилия, чтобы в ходе систематической работы ученик приобрел умение учиться. Концептуальными основами структуры учебной деятельности являются:

  • учебная задача – это то, что ученик должен освоить;
  • учебное действие – это изменения учебного материала, необхо­димые для его освоения учеником, то, что он должен сделать для обнаруже­ния свойств изучаемого предмета;
  • действие контроля есть указание на то, правильно ли ученик осущест­вляет действие, соответствующее образцу;
  • действие оценки – определение того, достиг ли ученик результата или нет.

Младший школьник овладе­вает следующими способами учебных действий: учебная задача - ориентировочные действия, связанные с анализом условий ситуации, соотношением ее со своими возможностями и приводящие к постановке учебных задач (сначала принятие готовых задач учителя и начало самостоятельной постановки отдельных задач). Исполнительные действия - активное преобразование учеником изу­чаемого объекта (математического, лингвистического и др.), овладение отдельными операциями внутри действия. Школьник различает способ и результат решения, совершает поиск нескольких способов решения, применяя их в знакомых и незначительно измененных ситуациях. Контрольно-оценочные действия по поводу своей собственной дея­тельности. Ученик постепенно начинает контролировать себя в способах решения и корректировать работу в ходе ее выполнения.

Перечисленные действия (учебная задача, исполнительные и оценочные действия по контролю и анализу своей деятельности) образуют три компонента учебной деятельности. Они заключаются в понимании учеником учебной задачи, выполнении учебных дей­ствий и осуществлении контрольно - оценочных действий.

Таким образом, развитие младшего школьника основывается на формирова­нии учебной деятельности в процессе усвоения теорети­ческих знаний посред­ством выполнения анализа, планирования, рефлексии. Именно это и опреде­ляет особенности развития детей младшего школьного возраста в связи с включением их в новый вид деятельности – учебной.

 

Список литературы:
1. Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. — Томск, 1992. – 112 с.
2. Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. // Экспериментально-психологическое исследование. – М.: Наука, 1974. С. 188.
3. Мусханова И.В. Психолого – педагогические условия формирования этнокультурной личности. Психология и психотехника. 2011. № 5. С. 81-84.
4. Эльконин Д.Б. Психология обучения.
5. Яхьяева А.Х. Формирование умственных способностей младших школьников в этнокультурной среде. Семья: проблемы межинституционального взаимодействия в современном мире: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. г. Грозный, 2017. С. 400-403.
6. Яхьяева А.Х. Психолого-педагогическое сопровождение начального образования в современных условиях. Преемственность между дошкольной и начальной ступенями образования как фактор реализации задач ФГОС. Сборник материалов I Международной научно-практической конференции. 18 ноября 2017. Грозный. С. 129-132.