Статья:

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Конференция: LXXX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Коррекционная психология

Выходные данные
Козин И.П. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXXX междунар. науч.-практ. конф. — № 1(80). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Козин Иван Павлович
магистрант, ФГБОУ ВО Кемеровский государственный университет, РФ, г. Кемерово

 

Аннотация. Статья посвящена особенностям развития коммуникативных умений и навыков у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта. Основное внимание уделяется важности этих умений и навыков для общего развития и социализации детей. Рассматриваются различные теоретические подходы и методы обучения, включая игровые методы и использование мультимедийных ресурсов. Подчеркивается необходимость индивидуального подхода и психологической поддержки в образовательном процессе, а также важность сотрудничества между учителями, родителями и специалистами.

 

Ключевые слова: коммуникативные умения и навыки; младшие школьники; нарушения интеллекта; социализация; теоретические подходы; методы обучения; игровые методы; мультимедийные ресурсы; индивидуальный подход; психологическая поддержка.

 

Развитие коммуникативных умений и навыков у детей младшего школьного возраста играет критически важную роль в их общем развитии и социализации. Эти навыки не только способствуют академическому успеху и социальной адаптации, но и влияют на эмоциональное благополучие ребенка. Коммуникативные умения и навыки включают в себя способность понимать и использовать язык для выражения и интерпретации информации, идей, чувств, мнений, убеждений и намерений. Эти навыки формируют основу для эффективного взаимодействия в социальной среде.

Рассматривая теоретические подходы, можно выделить несколько ключевых теорий коммуникативного развития, предложенных известными психологами и педагогами. Эти теории помогают понять, каким образом развиваются коммуникативные навыки у детей и какие факторы могут влиять на этот процесс.

Особое внимание следует уделять детям с нарушениями интеллекта, поскольку для них процесс социализации и обучения представляет собой значительно более сложную задачу. Эти дети могут сталкиваться с уникальными вызовами в развитии языковых навыков, понимании и использовании невербальных сигналов, а также в способности адекватно реагировать на социальные ситуации. Важно учитывать эти особенности для создания эффективных стратегий обучения и взаимодействия, которые помогут этим детям успешно интегрироваться в общество и развивать необходимые коммуникативные умения и навыки.

Переход от дошкольного к младшему школьному возрасту сопровождается значительными изменениями в социальной среде ребенка. Этот период характеризуется не только вступлением в новую образовательную среду, но и переосмыслением социальных ролей и ожиданий. Ребенок впервые сталкивается с более широкой и разнообразной социальной средой. В школе он встречает новых сверстников и учителей, что требует адаптации к разным стилям общения и поведения. Это расширение социального круга стимулирует развитие новых коммуникативных навыков, таких как умение слушать других, выражать свои мысли и чувства, а также учиться сотрудничать и решать конфликты. В школе дети сталкиваются с новыми академическими требованиями и ожиданиями. Это включает не только усвоение новых знаний, но и развитие навыков, таких как умение работать в группе, участие в классных дискуссиях и презентациях. Эти активности требуют от ребенка использовать и развивать свои коммуникативные способности в более структурированной и формальной среде.

Младший школьный возраст – это время, когда дети начинают формировать свою социальную идентичность. Они учатся понимать себя в контексте более широкого общества. В этом процессе они развивают понимание того, как их индивидуальные действия влияют на других, и как социальные нормы и правила определяют поведение в группе. Для детей с нарушением интеллекта эти процессы могут быть более сложными и требуют дополнительной поддержки и внимания со стороны учителей и родителей. В этом возрасте дети также начинают лучше понимать и управлять своими эмоциями, а также понимать других. Они учатся распознавать и выражать свои чувства, а также сопереживать и реагировать на эмоциональные состояния сверстников и взрослых. Это ключевой компонент развития коммуникативных умений, поскольку эффективное общение часто зависит от способности понимать и отражать эмоциональные сигналы.

Коммуникативные умения и навыки, включающие в себя способность четко и ясно излагать свои мысли, эффективно взаимодействовать с другими людьми, а также адекватно реагировать на чувства и настроения собеседника, играют решающую роль в социальном и интеллектуальном развитии детей. В контексте образования и воспитания, особое значение приобретают игровые методы обучения, которые активизируют участие детей в образовательном процессе и стимулируют развитие их речевых навыков и словарного запаса.

Игровые методы обучения особенно ценны в контексте работы с детьми, имеющими нарушения интеллекта. Они создают стимулирующую и поддерживающую среду, в которой дети могут экспериментировать с языком и коммуникацией в менее формальных, но значимых контекстах. Через игровые действия дети учатся выражать свои идеи и чувства, практикуясь в слушании и отзывчивости к сообщениям других. Это не только укрепляет их способность к ясному выражению мыслей, но и развивает навыки эмпатии и социального взаимодействия.

Развитие эмоционального интеллекта у детей с нарушениями интеллекта включает в себя помощь в распознавании и понимании собственных чувств и эмоций других. Это может быть достигнуто через различные упражнения и активности, направленные на умение идентифицировать различные эмоциональные состояния, а также на развитие способности к эмпатии и сочувствию.

Использование мультимедийных ресурсов, включая образовательные приложения и видео, обогащает обучающий процесс, делая его более привлекательным и доступным. Эти ресурсы могут быть особенно полезны для детей с различными уровнями интеллектуальных способностей, поскольку они предоставляют визуальные и аудиальные средства для усвоения информации, что может быть более эффективно для некоторых учащихся.

Важно, чтобы эти методы были адаптированы к индивидуальным потребностям и способностям детей, особенно учитывая различия в интеллектуальном развитии. Адаптация может включать в себя модификацию заданий, использование дополнительных визуальных и тактильных подсказок и создание более структурированных обучающих сред. Такой подход помогает обеспечить, что каждый ребенок получит максимальную пользу от образовательного процесса, способствуя развитию их коммуникативных навыков в комплексе с другими важными аспектами их развития.

Психологическая поддержка играет ключевую роль в образовательном процессе детей с нарушениями интеллекта, особенно в контексте развития коммуникативных умений и навыков. Для этих детей, преодоление языковых и коммуникативных барьеров часто требует индивидуального подхода и терпеливой, понимающей поддержки со стороны учителей, родителей и одноклассников.

Важной составляющей психологической поддержки является развитие социальных навыков. Это включает в себя обучение основам социального взаимодействия, таким как умение завязывать диалог, поддерживать беседу, выражать свои мысли и чувства адекватным образом, а также умение слушать и уважать мнения других.

Тесное сотрудничество между учителями, родителями и специалистами, такими как логопеды и детские психологи, является критически важным. Это обеспечивает согласованный подход к обучению и развитию ребенка, а также помогает в определении и реализации наиболее эффективных стратегий обучения и поддержки.

Коммуникативное развитие умений и навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта требует индивидуального подхода и активного включения педагогов и родителей в процесс обучения. Важно создавать благоприятную атмосферу для развития социальных навыков, учитывая особенности каждого ребенка.

 

Список литературы:
1. Лабунская В.А., Менджерицкая Ю.А., Бреус Е.Д. Психология затрудненного общения: теория, методы, диагностика, коррекция. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. –  288 с.
2. Леонтьев А. А. Психология общения. – М. : Смысл, 2013. – 365 с. 
3. Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 320 с.
4. Мудрик, А. В. Общение как фактор воспитания школьников / А. В. Мудрик. – М. : Просвещение, 2011. – 375 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598).