Статья:

ВЛИЯНИЕ РАЗВОДА НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ РАЗНОГО ВОЗРАСТА

Конференция: LXXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Педагогическая психология

Выходные данные
Безродная Е.А., Буцукина О.А., Кропотова М.Ю. ВЛИЯНИЕ РАЗВОДА НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ РАЗНОГО ВОЗРАСТА // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXXIX междунар. науч.-практ. конф. — № 12(79). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ВЛИЯНИЕ РАЗВОДА НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ РАЗНОГО ВОЗРАСТА

Безродная Екатерина Александровна
студент 4-го курса по профилю подготовки Дошкольное образование, член Совета молодых ученых, ФГБОУ ВО Сибирский государственный индустриальный университет, РФ, г. Новокузнецк
Буцукина Олеся Андреевна
студент 3-го курса по профилю подготовки Обществознание и экономическое образование, ФГБОУ ВО Сибирский государственный индустриальный университет, РФ, г. Новокузнецк
Кропотова Мария Юрьевна
старший преподаватель кафедры Дошкольного и начального образования, ФГБОУ ВО Сибирский государственный индустриальный университет, РФ, г. Новокузнецк

 

Аннотация. Авторы в статье рассматривают семейный институт и бракоразводный процесс, а также его влияние на психологическое состояние детей дошкольного возраста, младшего школьного возраста и подросткового возраста. В статье приведены данные о расторгнутых браков за последние десять лет и причины расторжения брака.

 

Ключевые слова: брак; развод; дети дошкольного возраста; дети младшего школьного возраста; дети подросткового возраста.

 

Брак в современном обществе является одним из важнейших социальных институтов, выполняющих различные функции, обеспечивающие его существование. Но сложности, возникающие в семьях, приводят к ее разрушению. Так на протяжении уже продолжительного периода времени в России наблюдается значительное количество расторгнутых браков. Эта тенденция не проходит бесследно, так как развод негативно отражается не только на государстве, но и на членах семьи. Особенно эмоционально тяжело переживают бракоразводный процесс дети, что впоследствии по-разному может отразиться на их развитии. В связи с этим появляется необходимость в выявлении последствий развода и способов помощи ребенку в этой ситуации. Перед тем как непосредственно обратимся к изучению данных проблем, ознакомимся с основными правовыми понятиями.

На основе «Семейного кодекса Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ, можем определить, что расторжение брака – прекращение брака по желанию супругов (или одного из них). Так как мы рассматриваем семьи, в которых присутствуют несовершеннолетние дети, то расторжение брака производится в судебном порядке [2]. Это необходимо, для того чтобы установить с кем из супругов впоследствии ребенок останется жить, а также определить участие второго в процессе воспитания и содержания. На сегодняшний день мы видим большое количество расторгнутых браков. Поэтому важно выявить, сколько детей пережили развод родителей.

По данным Росстата – Федеральная служба государственной статистики, определили количество расторгнутых браков за последние 10 лет, данные представлены на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Количество разводов за временной период 2013-2022 годы

 

Из указанных значений около половины составляют семьи, имеющие одного или несколько детей. Но так как достаточно большое число составляли семьи с 2 и более совместными детьми, то среднее количество детей, приходящихся на один развод, в котором были дети, существенно превышает единицу. Проанализировав статистические показатели, перейдем к рассмотрению влияния развода на ребенка разных возрастных категорий.

Сам бракоразводный процесс, с большей вероятностью, негативно воздействует на детей, потому как зачастую возникают конфликты между супругами, наблюдая за которыми ребенок может испытывать негативные эмоции. Однако влияние последствий развода неоднозначны. Это зависит от конкретной ситуации. Так в одних ситуациях расторжение брака может иметь положительное значение, если в семье ранее было проявление физического, сексуального насилия одним из супругов в отношении детей и партнера, а также наблюдалось аддитивное поведения у супруга, то есть химические (наркомания, алкоголизм) и нехимические зависимости (игровая зависимость) [4, с. 215].

С каждым годом в стране увеличивается число потерпевших от преступлений, сопряженных с насильственными действиями, совершенных в отношении члена семьи. На основе информации МВД России в 2021 году пострадало 8402 ребенка [5]. Вторая же причина встречается у 8 % разведенных семей по результатам опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения [6]. В таком случае развод помогает обезопасить жизнь ребенка и улучшить его эмоциональное состояние. Но развод может иметь и отрицательное значение.

Самым важным возрастным периодом в жизни человека является дошкольный возраст, так как именно в этот промежуток времени закладывается фундамент личности, происходит развитие психики ребенка, а также начинает формироваться самооценка. Для ребенка данной возрастной категории, распад полноценной семьи – это трагедия, которая связанна с разрушением привычной среды обитания. Происходят изменения в диапазоне от вялой депрессии и апатии до резкого негативизма и демонстрирования несогласия с мнением и решением родителей. 

Одно из самых больших опасений со стороны взрослых – это грядущие изменения. Многие родители начинают переживать за своих детей, так как изменения могут возникать в режиме дня, изменение в домашних обязанностях, переезд и даже расставание с любимыми домашними животными. Среди симптомов, которые могут возникнуть у детей дошкольного возраста на развод родителей – это агрессивное поведение, состояние тревоги, растерянность, замкнутость в себе. Из-за видимых ребенком конфликтов родителей, он может считать себя виновным, может возникнуть отторжение ребенка от родителей, что приведет к одиночеству, а также малыш может испытывать чувство страха потери и второго родителя.

Отечественные психологи провели исследование, заключающееся в изучении реакций детей дошкольного возраста на распад семьи в предразводный период, разводный и послеразводный. Их интересовали изменения детей в игровой деятельности, в общении со сверстниками, их эмоциональные проявления, характер и степень осознания переживаемых в семье конфликтов.  По результатам исследования были получены такие данные, что дети младшего дошкольного возраста реагировали на распад семьи слезами, расстройством сна, повышенной пугливостью, снижением познавательных процессов, проявлением неопрятности, пристрастием к собственным вещам и игрушкам. Данные дети в игре создавали вымышленный мир с агрессивными животными или людьми.

Дети среднего дошкольного возраста проявляли гневность, агрессивность, тревожность и переживали чувство утраты, экстраверты становились замкнутыми и молчаливыми. У части детей наблюдалась регрессия игровых форм, и они проявляли себя как виновные в распаде семьи.

У детей старшего дошкольного возраста наблюдались усиленная агрессивность и тревожность, проявлялась раздражительность, неугомонность и гневность. Дети способны были рассказать о своих переживаниях и чувствам.

По результатам исследования, ученые также выделили следующее: меньше проявляют переживания дети, у которых есть братья или сестра – такие дети вымещают агрессию и гнев друг на друга, что значительно снижает эмоциональное напряжение и уменьшает вероятность нервных срывов [8].

Н.Н. Посысоева выделила возможные реакции детей дошкольного возраста на развод родителей: появление неуверенности относительно будущего; ощущение ответственности за произошедшее; желание наказания; повышенный травматизм; появление агрессивности, направленной против родителя, с которым он живет; проявление кошмаров во сне [7].

Таким образом, при бракоразводном процессе и после развода у детей дошкольного возраста могут проявляется изменения, которые взрослые должны вовремя заметить и начинать оказывать психологическую помощь, ведь для ребенка-дошкольника бракоразводный процесс – это ломка устойчивой семейной структуры, привычных отношений с родителями.

Следующей рассматриваемой категорией являются дети младшего школьного возраста, к которым относятся школьники 1–4 классов в возрасте 6–11 лет. Мы можем наблюдать, что у детей, чьи родители находятся в разводе, возникают некоторые отрицательные психологические состояния. Такие дети становятся замкнутыми и обидчивыми, а также перестают доверять даже близким людям. Это может порождать конфликты с членами семьи и другими окружающими. В этот период времени происходит смена ведущего вида деятельности с игровой на учебную. Поэтому достижение успехов в процессе учения зависит от их психического развития. Но возникшие семейные проблемы в результате могут негативно отразиться на его успеваемости [9, с. 286–287].

Кроме этого, присутствует гендерное различие в проявлении реакции на развод. В этот возрастной период происходит высокая степень идентификации ребенка с родителем своего пола. Статистика показывает, что в 94 % случаев ребенок остается с матерью, тем самым он в меньшей степени взаимодействует с отцом. Поэтому зачастую наиболее остро переносят распад семьи именно мальчики [9, с. 288]. Далее проанализируем возрастную категорию, которая наиболее остро переносит развод.

Подростковый возраст характеризуется психологически нестабильным периодом. Поэтому распад семьи можно усугубить состояние подростка. Он первое время может испытывать различные эмоции такие, как потрясение, неуверенность в будущем, гнев, обиду. Подростки чаще переживают развод родителей сильнее, чем младшие дети, так как во многих случаях начинают винить себя в возникновении семейных конфликтов, приведших к разводу. Из-за чувства вины могут появиться страхи и тревожность. Многим необходимо время для того, чтобы принять сложившуюся ситуацию. При поддержке родителей в среднем только через год проблемы сглаживаются и эмоциональное состояние ребенка начинает восстанавливаться. Однако все же бывают случаи, когда подростки, тяжело перенесшие развод, менее ответственно подходят к пониманию брака и семьи в своей дальнейшей взрослой жизни [10, с. 98–100]. Поэтому перед родителями также стоит непростая задача, направленная на создание благоприятных условий для ребенка.

После бракоразводного процесса семья становится неполной. Неполная семья – это семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми [1]. После развода неполная семья может характеризоваться по воспитательным функциям как материнская или отцовская. В условиях российской действительности в большинстве случает неполная семья состоит из матери и ребенка – неполная простая семья, но также может состоять из матери, ребенка и родственников – расширенная неполная семья.

Жизнь для ребенка в неполной разведенной семье приводит к тому, что дети получают психологическую травму. Последствия развода отражаются на психике ребенка, которые выражаются появлением у него чувства неполноценности, стыда или даже страха. По результатам исследований психологов были получены такие выводы, что дети дошкольного возраста считают себя виноватыми в распаде семьи, а дети старшего возраста (от 10 лет) осуждают своих родителей или тех, кто, по их мнению, лишил их чувства защищенности. У детей, которые остаются без мужского внимания, без внимания со стороны отца, проявляются нарушения в гармоничном развитии интеллектуальной сферы, страдают математические, пространственные, аналитические способности за счет развития вербальных способностей.

Таким образом, можно сделать вывод, что самым важным институтом является семейный, но из-за многих факторов и различных причин в России наблюдается большое количество расторжений брака. Семья является важнейшим институтом для детей, и бракоразводный процесс родителей негативно сказывается на их развитии вне зависимости от возраста. Большое влияние оказывает на психологическое состояние детей развод: в большей степени переживают и переносят разрыв родителей дети дошкольного возраста, менее школьники, так как школьники уже способны оценить ситуацию и прийти к какому-либо выводу. После бракоразводного процесса семья становится неполная, и родитель, педагоги, психологи должно наблюдать за состоянием ребенка, чтобы в нужный момент оказать необходимую помощь.

 

Список литературы:
1. Антакова, И. В. Социальная работа с неполными семьями в дошкольной образовательной организации / И. В. Антакова. – Текст : электронный // – Выпускная квалификационная работа. – Режим доступа: URL https://core.ac.uk/download/pdf/162319591.pdf. (Дата обращения: 14.11.2023г.).
2. Российская Федерация. Законы. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ : принят Государственной Думой 8 декабря 1995 : ред. от 31.07.2023. – Режим доступа: СПС «Консультант плюс». – Текст : электронный.
3. Демография. Текст : электронный // Росстат – Федеральная служба государственной статистики [сайт]. – URL: https://rosstat.gov.ru/folder/12781 (дата обращения: 05.11.2023).
4. Петрякова, К. А. Влияние развода и его последствия на развитие и социализацию детей / К. А. Петрякова, Л. А. Лазаренко. – Текст : электронный // Образование, воспитание и педагогика: традиции, опыт, инновации: сборник статей II Всероссийской научно-практической конференции, Пенза, 30 апреля 2020 года. – Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г.Ю.), 2020. – С. 214-216. – EDN SAHSGI. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42760314 (дата обращения: 07.11.2023).
5. Число потерпевших от преступлений, сопряженных с насильственными действиями, совершенных в отношении члена семьи. – Текст : электронный // Росстат – Федеральная служба государственной статистики [сайт]. – URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13807 (дата обращения: 07.11.2023).
6. От брака до развода: 1990-2021. – Текст : электронный // ВЦИОМ [сайт] – URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/ot-braka-do-razvoda-1990-2021 (дата обращения: 08.11.2023).
7. Посысоева, Н. Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. Н.Н. Посысоева. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. 328 с.
8. Потапова А.С. Психологическое влияние развода родителей на детей дошкольного возраста // Дефектология Плюс. Московский институт коррекционной педагогики. – 2020.
9. Свило, Я. В. Последствия развода родителей для детей младшего школьного возраста / Я.В. Свило. – Текст : электронный // Векторы психологии–2020: Психолого-педагогическое сопровождение личности в современной образовательной среде : междунар. науч.-практ. конф. (Гомель, 25 июня 2020 года) : сборник материалов Гомельский гос. ун-т им. Ф. Скорины ; редкол.: Т. Г. Шатюк (гл. ред.) [и др.]. – Гомель : ГГУ им. Ф. Скорины, 2020. – С. 286-288. – URL: https://elib.gsu.by/handle/123456789/18875 (дата обращения: 07.11.2023).
10. Черепанова, А. И. Влияние развода родителей на личность подростка / А. И. Черепанова // Научный поиск : Материалы IV Международной научно-практической конференции, Таганрог, 31 мая 2015 года Научный ред. Ю. В. Мамченко. – Таганрог: Издательство «Перо», 2015. – С. 97-100. – EDN UJPPOV. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24201447 (дата обращения: 07.11.2023).