Профилактика суицидального поведения в школе
Конференция: XLIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Социальная психология
XLIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Профилактика суицидального поведения в школе
PREVENTIVE ACTIONS OF A SUICIDAL BEHAVIOUR AT SCHOOL
Elena Timofeyeva
Pedagogical worker, Psychologist, Municipal General Educational Institution, Gymnasium 120, Russia, Yekaterinburg
Аннотация. Проблема подросткового суицида имеет глобальный характер и негативную динамику. В статье рассматриваются эффективные меры превенции в социальной профилактике подросткового суицида в школе: выявление потенциальной группы риска и оказании необходимой помощи подросткам.
Abstract. The problem of a teenager suicide is global and has a negative dynamic. In the article, we consider effective preventive actions in social preventive maintenance work of a teenager suicide in school, which is the determination of a potential risk group and all necessary help for teenagers.
Ключевые слова: подростковый суицид; риски; возрастные особенности; превентивные меры; профилактика; суицидальное поведение
Keywords: a teenager suicide; risks; age characteristics; preventive actions; preventive maintenance work; suicide behavior.
«Убийца убивает человека, самоубийца- человечество»
Г. Честертон
По данным Всемирной организации здравоохранения 30% людей (14-24 лет) посещают мысли о самоубийстве. Но лишь 10% из всех жертв суицида хотят умереть, 90% - хотят привлечь внимание к себе и своим проблемам, хотят получить помощь. Более трети всех смертей от суицида принадлежат детям и подросткам.
По данным Агентства социальной безопасности каждый год в нашей стране из жизни добровольно уходит 2800 детей (5-18 лет). 14157 несовершеннолетних покончили жизнь самоубийством за последние 5 лет. За это же время в России количество случаев суицида возросло на 60%...
Подобная статистика шокирует, а рост количества жертв самоубийств среди детей и подростков не может не вызывать тревогу. Данная проблема тщательно исследуется в последние годы в России и за рубежом. Большинство авторов сходятся во мнении, что само явление суицидального поведения у детей имеет свои особенности, этапы и определенные черты на каждой возрастной ступени. Пик подросткового суицида приходится на 15-17 лет.
Проблема глобальная, затрагивает все страны и слои общества, несет прямую угрозу здоровью и жизни будущих поколений.
В связи с тем, что кризис в социальной сфере усугубляется с каждым годом, проблема суицидального поведения является актуальной и нуждается в изучении и проработке вариантов выхода из сложившейся ситуации.
Основная работа ведется в сфере социальной профилактики суицидального поведения в школе, выявления потенциальной группы риска и оказании необходимой помощи. Бóльшая часть работы носит просветительский характер для всех участников образовательного процесса. Данная тема также определяется рядом существующих в настоящее время противоречий:
- между целью учебно-воспитательного процесса (развитие гармоничной личности) и его ориентацией исключительно на знания и дисциплину;
- между необходимостью профилактической работы по упреждению подросткового суицида и отсутствием в школе практики выявления детей группы суицидального риска.
Россия занимает первое место по попыткам совершить подростковый суицид. По данным Росстата с 2015 по 2019 год количество попыток совершить суицид среди подростков утроилось. Каждый двадцатый подросток повторяет попытки покончить с собой. По статистике причин детской смертности суицид занимает третье место.
Проблема подросткового суицида и суицидального поведения изучается специалистами разных профилей: психологами, социологами, учителями, научными работниками. Все они сходятся во мнении, что одним из ведущих факторов, травмирующих подростков, является школьная жизнь: плохие отметки, отверженность одноклассниками, заниженная самооценка, неспособность реально оценить сложившуюся ситуацию, отсутствие близкого человека, кому можно довериться, и отсутствие контакта с учителями. Именно поэтому, психическое здоровье учащихся, а конкретно - их социализация в образовательной организации имеет важное значение для социальной профилактики суицидального поведения. Социальная профилактика направлена на предотвращение возможных физических, психологических и социальных коллизий у отдельных индивидов и групп риска; сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья населения; содействие в достижении поставленных целей и раскрытии внутренних потенциалов личности. Таким образом, целью работы социального педагога и педагога-психолога является снижение до минимума дезадаптации учащихся в школе путем работы по развитию личности подростка. Речь идет о таких социально значимых качествах как уверенность в себе, умение общаться, формирование активной жизненной позиции, определение системы ценностей и смысла жизни [7, с.62].
Для достижения поставленных целей педагог-психолог работает с разными целевыми группами: обучающиеся, учителя и педагогические работники, семья и законные представители подростка. Возможно сотрудничество с представителями различных государственных учреждений: социальной защиты населения и системы здравоохранения, органов внутренних дел, представителей общественных объединений и организаций.
Выделяется несколько категорий учащихся, заслуживающих особого внимания на предмет суицидального поведения:
- ученики в период адаптации к новым ступеням обучения- поступление в школу, переход из начальной в среднюю и из средней в старшую школу (количество попыток подросткового суицида в связи с возрастом: 15 лет – 21%, 16 лет – 31%, 17 лет – 32%);
- неуспевающие ученики;
- дети с девиантным поведением и педагогической запущенностью;
- дети из неблагополучных семей;
- дети с особыми образовательными потребностями;
- дети, попавшие в сложную жизненную ситуацию (беженцы);
- дети в ситуации жесткого конфликта с учителем, родителем или другим учеником.
Под ранней профилактикой суицидального поведения понимается создание условий для нормального существования и гармоничного развития ребенка в школе, контроль за возникновением конфликтов и разрешение кризисных ситуаций.
Комплекс психолого-педагогических условий, обеспечивающих профилактику суицидального поведения в образовательной среде, включает в себя:
- организацию работы социально-психологической службы, занимающейся развитием данного направления профилактической работы;
- просвещение педагогического коллектива и родителей по теме суицидального поведения подростков;
- своевременную диагностику и коррекцию уровня адаптации учащихся на разных ступенях обучения;
- контроль за учащимися из группы риска [4, с.37].
Для реализации всех выше перечисленных профилактических мер в общеобразовательном учреждении необходимо создание и соблюдение микросоциальных условий, то есть условий учебного процесса в конкретной школе: грамотная организация учебного процесса (оборудование кабинетов, световой режим, соответствие санитарно-гигиеническим требованиям и т.д.), благоприятный эмоциональный фон среди всех субъектов образовательного пространства, правильный режим труда и отдыха, учет работоспособности при составлении расписания уроков и распределении учебной нагрузки, понимание и поддержка со стороны администрации в вопросах распространения ЗОЖ и применения здоровьесберегающих образовательных технологий, политика отношений конструктивного взаимодействия.
Основные принципы профилактической работы педагога-психолога: индивидуальный подход, доступность помощи, поддержка, позитивный настрой, опережающий характер профилактики.
Анализ уже проделанной работы в школе также позволил выделить ряд проблем, существующих на сегодняшний день:
- неукомплектованность школ психологами, социологами, специалистами-суицидологами;
- нет банка данных по профилактической работе в данном направлении;
- нет курсов повышения квалификации для специалистов по подростковому суициду;
- нет возможности ограничить доступ подростков к опасной для жизни и здоровья информации в сети Интернет.
Обобщая все вышесказанное, мы можем сделать вывод о том, что программа по профилактике суицидального поведения обучающихся должна быть комплексной и системной. Для эффективной работы педагогу-психологу необходим постоянный контроль и взаимодействие с детьми, попадающими в группу риска и срочное вмешательство, при малейшем подозрении на возможность совершения суицида.
Суть суицидального поведения подростка в подавляющем большинстве случаев — это «крик». Основных мотивов может быть несколько: протест, месть или просьба о помощи. В любом случае, подросток ищет внимания к своей проблеме и своим страданиям. При таком нестабильном состоянии риск самоубийства увеличивается в разы, если есть зависимость (наркотики, алкоголь, интернет, игры).
Для осуществления профилактической работы в школе педагогам, родителям и администрации необходимо знать особенности данной возрастной группы, этапы развития и психические новообразования для эффективной работы по профилактике и коррекции суицидального поведения.
Границы подросткового возраста размыты с 12 до15 лет у девочек и с 13 до 16 лет у мальчиков. В этот период подросток начинает осознавать себя как личность, у него появляется осознанное собственное мнение, вырабатывается особое отношение к миру и к себе. Происходит формирование мировоззрения, закрепляется система нравственных ценностей.
Большое влияние в этот момент оказывают самые разнообразные факторы: от окружения подростка до политической ситуации в стране. Ниже приведены основные особенности данной возрастной группы.
Характерные особенности подростков:
- Эмоциональная неустойчивость, которая является следствием полового созревания и неравномерного физического развития.
- Смена социального статуса- переход к взрослой жизни, ответственной и относительно самостоятельной.
- Ведущий тип деятельности: учеба вытесняется межличностными отношениями.
- Принадлежность к группе сверстников помогает осознать себя и свое «Я».
- Стремление доказать свою «взрослость», протест против «детского» отношения к себе.
Вышеперечисленные особенности провоцируют появление определенных противоречий у подростков:
- Пик развития физических и интеллектуальных возможностей и жесткое ограничение в материальном и временном плане (нет возможностей для реализации потребностей- гулять всю ночь, купить мотоцикл и др.).
- Есть четкая цель, планы на будущее, мечты, но нет достаточной силы воли и твердости характера для реализации задуманного.
- Угнетает опека родителей, но нет психологической готовности жить самостоятельно.
- Есть желание самому принимать решения, но нет готовности нести за них ответственность. [6, с.8]
Не случайно треть всех самоубийств приходится именно на подростковый возраст, потому что в это период подросток склонен к идеализации, реагирует на события очень резко и импульсивно, у него пока нет внутренних ресурсов для разрешения конфликтов. Самый высокий уровень нестабильности в эмоциональном плане наблюдается у мальчиков в 11-13 лет и у девочек в 13-15 лет.
Что может стать неблагоприятными жизненными обстоятельствами?
- Чувство одиночества, ненужности, «выброшенности» за пределы счастливой жизни.
- Утрата любви и привязанности со стороны родителей (часто мнимая).
- Неразделенная любовь, ревность.
- Семейные проблемы (развод, воспитывает один родитель, смерть близкого родственника).
- Стыд, вина (в случае с семейным насилием).
- Позор, унижения, буллинг.
- Страх неудачи, наказания (несданный экзамен).
- Ранние половые связи, беременность, аборт.
- Желание вызвать сочувствие, попросить помощи.
- Социальная дезадаптация, отсутствие принадлежности к значимой группе.
- Подражание (интернет)
Проблема подросткового суицида осложняется еще и тем, что реакции и поведение подростков часто носят неустойчивый и даже противоречивый характер. Так у одного и того же подростка бывают полярные настроения, возможна акцентуация определенных черт характера:
- Активность- апатия;
- Самоуверенность- неуверенность;
- Застенчивость- развязность;
- Наивность- цинизм;
- Коммуникабельность- затворничество;
- Нежность- жестокость [3, с.42]
Современные подростки имеют отличительные черты, они другие благодаря, или из-за, развития современных информационных технологий. Это поколение называют «цифровым», так как оно имеет доступ к абсолютно любой информации, воспринимает и обрабатывает ее по-другому. Мы не можем упускать из вида опасности и риски, которые несет в себе сеть Интернет для неокрепшей подростковой психики.
Очевидно, что подростки обожают Интернет, потому что он удовлетворяет их основные потребности:
- общение выходит у подростка на первый план (интернет дает возможность для общения с огромной аудиторией);
- подросток может находиться дома и не выходить из зоны комфорта;
- он может представить себя другим человеком (успешным, сильным, смелым, красивым, богатым и т. д.);
- отсутствие физического контакта сводит на нет возможность физического насилия (подросток не боится, что его ударят в ответ).
Большинство подростков не видят опасности, связанной с Интернетом. Но при нестабильном эмоциональном фоне, при несформированной системе жизненных ориентиров, при полном одиночестве (отсутствие реальных друзей) и отсутствии цензуры в сети подросток легко становится жертвой информационной перегрузки, агрессии и психологического насилия. Погружаясь в мир виртуальный, он все меньше и меньше ценит мир реальный, что так же является существенной провокацией к суициду.
Суицидальное поведение подростка отличается следующими признаками:
- Ввиду психической незрелости подросток все воспринимает очень близко к сердцу, сильно переживает, и часто эмоциональная оценка ситуации главенствует над рациональной.
- Ярость, озлобленность, оппозиция- если такие настроения носят константный характер, это является благотворной средой для развития суицидальных настроений.
- Подросток не уверен в себе и часто ищет причину своих неудач именно в своей (пусть даже мнимой) несостоятельности. Самокопание, самоедство, чувство вины, попытки наказать себя могут дать толчок к самоубийству.
- Отсутствие друзей, хобби, возможностей снизить эмоциональное напряжение так же не идут на пользу. Ребенок должен уметь «выпускать пар», чтобы не накалять ситуацию и самому не «взорваться».
Необходимо так же принять меры, если в поведении подростка наблюдаются следующие моменты:
- Отдает свои любимые вещи друзьям и знакомым.
- Старается завершить все незаконченные дела.
- Помогает с ремонтом родителям, работает на садовом участке (хочет все доделать, чтобы оставить порядок после себя).
- Пишет завещание, прощальную записку (не обязательно на бумаге, может быть на рабочем столе ПК, или она выложена на его странице в сети).
- Перестает следить за собой (мыться, причесываться, краситься).
- Резко меняется режим дня (долго спит, или вообще не спит).
- Слушает грустную музыку.
- Просит навестить бабушку, дедушку, дальних родственников (чтобы внутренне с ними проститься) [2, с.12].
Приоритетной задачей на сегодня является сохранение здоровья и увеличение продолжительности жизни в нашей стране. Многие учреждения и организации ведут совместную работу, чтобы подрастающее поколение в полной мере осознало ценность своей жизни, жизни в обществе. Задача охраны психического здоровья подростков является крайне актуальной ввиду демографических проблем.
Суицид оказывает огромное влияние на родственников и знакомых жертвы, на класс и весь школьный коллектив, социум. Самоубийство негативно влияет в среднем на 6 человек, близких жертве. Если речь идет об учебном заведении, то последствия распространяются гораздо шире.
Профилактическая работа в этом направлении ведется посредствам организации и проведения специалистами мероприятий диагностического и просветительского характера, различных тренингов.
На сегодняшний день самым эффективным для применения в школе считается поуровневый вариант профилактической работы:
- «Я сам»- программа, основанная на самопомощи (развитие личности).
- «Равный- равному»- работа со сверстниками и волонтерами (развитие социальных навыков).
Первая модель представляет собой форму индивидуального сопровождения подростка: подготовка системы занятий для детей из группы риска по формированию жизнестойкости, стрессоустойчивости, позитивного настроя, адекватной самооценки, развитию творческого потенциала. Работа ведется по следующему алгоритму:
- Установление контакта;
- Оценка суицидального поведения, возможности совершения реального суицида;
- Совместное определение внутренней проблемы;
- Договор с подростком о ненанесении себе увечий;
- Выявление взглядов и установок, негативно влияющих на мировоззрение подростка;
- Проведение коррекционной работы;
- Развитие навыка самоконтроля и релаксации;
Если уже имели места попытки суицида, то необходимо провести диагностические мероприятия и привлекать к комплексной работе узких специалистов (психиатра, терапевта, психолога). Так же нельзя упускать из вида возможное травматическое влияние происшедшего на группу ближайшего окружения подростка: семья, друзья, учителя. Необходимо провести беседу и разработать реабилитационную программу при необходимости.
В программе «Я сам» выделяется два направления:
- Общая профилактика (развитие умений расслабляться, проводить самоанализ, саморегуляцию и самокоррекцию, снятия комплексов, избавление от неуверенности в себе и снижение уровня тревожности, постановка жизненных целей).
- Кризисное направление (информирование подростка о факторах, способных спровоцировать суицид- наркотики, алкоголь, злость, конфликт, зависимость, смерть близкого человека) [5, с.12]
Если есть информация о незавершенном самоубийстве или подозрения на реальную угрозу суицида, то в этом случае вызываются законные представители ребенка, специалист медицинского профиля, представители социальной защиты, инспектор по делам несовершеннолетних, если есть вероятность домашнего насилия и внутрисемейных конфликтов (например, пьянство родителей).
При наличии попытки суицида подростка ставят на внутришкольный учет, и с ним работают уже ответственные лица. Их цель- снизить панические реакции и не допустить повторного случая, они защищают права ребенка. Работу группы контролирует заместитель директора, сопровождение ведется до 2 лет. Консилиум определяет, когда подростка можно снять с учета.
Вторая программа, широко применяемая в общеобразовательных школах- «Равный-равному». Суть программы сводится к специальной подготовке подростков для ведения работы по профилактике суицидального поведения со своими сверстниками. Данная программа имеет весомые плюсы: подросток скорее доверится другому подростку, чем взрослому. Сверстник тут будет и объектом, и субъектом профилактики; но для подобного обучения требуется затратить достаточно времени и контролировать дальнейший процесс взаимодействия подростков. Так же необходима подготовка специальных педагогов-тренеров для общей организации процесса [1, с.9].
В данной программе ведущая роль отводится тренингам и групповой работе по темам:
- Скажи «нет» (зависимости);
- ЗОЖ;
- Арт-терапия;
- Активная деятельность (спорт, походы, путешествия);
- Школьный театр и др.
Статистика детских и подростковых суицидов, приведенная в начале дипломной работы, свидетельствует о высокой значимости их профилактики. Внутренний мир подростка всегда должен быть в центре внимания.
Школа является одним из самых значимых институтов в жизни ребенка, и она имеет все потенциальные возможности для организации комплексной работы по формированию личности, жизненных целей и мировоззрения обучающихся, раскрытию ресурсов ребенка, воспитанию стойкости в характере и закреплению позитивных установок. Обязательным является и сопровождение ближайшего окружения (семьи, друзей).
Таким образом, поиск и эффективное применение мер по превенции суицидального поведения является первостепенной глобальной задачей, ибо каждый случай добровольной смерти ребенка — это гибель маленького микрокосмоса, ценность и уникальность которого неповторима.