Статья:

Профилактика суицидального поведения в школе

Конференция: XLIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Социальная психология

Выходные данные
Тимофеева Е.С. Профилактика суицидального поведения в школе // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XLIII междунар. науч.-практ. конф. — № 9(43). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 25-35.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Профилактика суицидального поведения в школе

Тимофеева Елена Станиславовна
педагог-психолог, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия №120 РФ, г. Екатеринбург

 

PREVENTIVE ACTIONS OF A SUICIDAL BEHAVIOUR AT SCHOOL

 

Elena Timofeyeva

Pedagogical worker, Psychologist, Municipal General Educational Institution, Gymnasium 120, Russia, Yekaterinburg

 

Аннотация. Проблема подросткового суицида имеет глобальный характер и негативную динамику. В статье рассматриваются эффективные меры превенции в социальной профилактике подросткового суицида в школе: выявление потенциальной группы риска и оказании необходимой помощи подросткам.

Abstract. The problem of a teenager suicide is global and has a negative dynamic. In the article, we consider effective preventive actions in social preventive maintenance work of a teenager suicide in school, which is the determination of a potential risk group and all necessary help for teenagers. 

 

Ключевые слова: подростковый суицид; риски; возрастные особенности; превентивные меры; профилактика; суицидальное поведение

Keywords: a teenager suicide; risks; age characteristics; preventive actions; preventive maintenance work; suicide behavior.

 

«Убийца убивает человека, самоубийца- человечество»

Г. Честертон

По данным Всемирной организации здравоохранения 30% людей (14-24 лет) посещают мысли о самоубийстве. Но лишь 10% из всех жертв суицида хотят умереть, 90% - хотят привлечь внимание к себе и своим проблемам, хотят получить помощь. Более трети всех смертей от суицида принадлежат детям и подросткам.

По данным Агентства социальной безопасности каждый год в нашей стране из жизни добровольно уходит 2800 детей (5-18 лет). 14157 несовершеннолетних покончили жизнь самоубийством за последние 5 лет. За это же время в России количество случаев суицида возросло на 60%...

Подобная статистика шокирует, а рост количества жертв самоубийств среди детей и подростков не может не вызывать тревогу. Данная проблема тщательно исследуется в последние годы в России и за рубежом. Большинство авторов сходятся во мнении, что само явление суицидального поведения у детей имеет свои особенности, этапы и определенные черты на каждой возрастной ступени. Пик подросткового суицида приходится на 15-17 лет.

Проблема глобальная, затрагивает все страны и слои общества, несет прямую угрозу здоровью и жизни будущих поколений.

В связи с тем, что кризис в социальной сфере усугубляется с каждым годом, проблема суицидального поведения является актуальной и нуждается в изучении и проработке вариантов выхода из сложившейся ситуации.

Основная работа ведется в сфере социальной профилактики суицидального поведения в школе, выявления потенциальной группы риска и оказании необходимой помощи. Бóльшая часть работы носит просветительский характер для всех участников образовательного процесса. Данная тема также определяется рядом существующих в настоящее время противоречий:

- между целью учебно-воспитательного процесса (развитие гармоничной личности) и его ориентацией исключительно на знания и дисциплину;

- между необходимостью профилактической работы по упреждению подросткового суицида и отсутствием в школе практики выявления детей группы суицидального риска.

Россия занимает первое место по попыткам совершить подростковый суицид. По данным Росстата с 2015 по 2019 год количество попыток совершить суицид среди подростков утроилось. Каждый двадцатый подросток повторяет попытки покончить с собой. По статистике причин детской смертности суицид занимает третье место.

Проблема подросткового суицида и суицидального поведения изучается специалистами разных профилей: психологами, социологами, учителями, научными работниками. Все они сходятся во мнении, что одним из ведущих факторов, травмирующих подростков, является школьная жизнь: плохие отметки, отверженность одноклассниками, заниженная самооценка, неспособность реально оценить сложившуюся ситуацию, отсутствие близкого человека, кому можно довериться, и отсутствие контакта с учителями. Именно поэтому, психическое здоровье учащихся, а конкретно - их социализация в образовательной организации имеет важное значение для социальной профилактики суицидального поведения. Социальная профилактика направлена на предотвращение возможных физических, психологических и социальных коллизий у отдельных индивидов и групп риска; сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья населения; содействие в достижении поставленных целей и раскрытии внутренних потенциалов личности. Таким образом, целью работы социального педагога и педагога-психолога является снижение до минимума дезадаптации учащихся в школе путем работы по развитию личности подростка. Речь идет о таких социально значимых качествах как уверенность в себе, умение общаться, формирование активной жизненной позиции, определение системы ценностей и смысла жизни [7, с.62].

Для достижения поставленных целей педагог-психолог работает с разными целевыми группами: обучающиеся, учителя и педагогические работники, семья и законные представители подростка. Возможно сотрудничество с представителями различных государственных учреждений: социальной защиты населения и системы здравоохранения, органов внутренних дел, представителей общественных объединений и организаций.

Выделяется несколько категорий учащихся, заслуживающих особого внимания на предмет суицидального поведения:

  1. ученики в период адаптации к новым ступеням обучения- поступление в школу, переход из начальной в среднюю и из средней в старшую школу (количество попыток подросткового суицида в связи с возрастом: 15 лет – 21%, 16 лет – 31%, 17 лет – 32%);
  2. неуспевающие ученики;
  3. дети с девиантным поведением и педагогической запущенностью;
  4. дети из неблагополучных семей;
  5. дети с особыми образовательными потребностями;
  6. дети, попавшие в сложную жизненную ситуацию (беженцы);
  7. дети в ситуации жесткого конфликта с учителем, родителем или другим учеником.

Под ранней профилактикой суицидального поведения понимается создание условий для нормального существования и гармоничного развития ребенка в школе, контроль за возникновением конфликтов и разрешение кризисных ситуаций.

Комплекс психолого-педагогических условий, обеспечивающих профилактику суицидального поведения в образовательной среде, включает в себя:

  • организацию работы социально-психологической службы, занимающейся развитием данного направления профилактической работы;
  • просвещение педагогического коллектива и родителей по теме суицидального поведения подростков;
  • своевременную диагностику и коррекцию уровня адаптации учащихся на разных ступенях обучения;
  • контроль за учащимися из группы риска [4, с.37].

Для реализации всех выше перечисленных профилактических мер в общеобразовательном учреждении необходимо создание и соблюдение  микросоциальных условий, то есть условий учебного процесса в конкретной школе:  грамотная организация учебного процесса (оборудование кабинетов, световой режим, соответствие санитарно-гигиеническим требованиям и т.д.), благоприятный эмоциональный фон среди всех субъектов образовательного пространства, правильный режим труда и отдыха, учет работоспособности при составлении расписания уроков и распределении учебной нагрузки, понимание и поддержка со стороны администрации в вопросах распространения ЗОЖ и применения здоровьесберегающих образовательных технологий, политика отношений конструктивного взаимодействия.

Основные принципы профилактической работы педагога-психолога: индивидуальный подход, доступность помощи, поддержка, позитивный настрой, опережающий характер профилактики.

Анализ уже проделанной работы в школе также позволил выделить ряд проблем, существующих на сегодняшний день:

- неукомплектованность школ психологами, социологами, специалистами-суицидологами;

- нет банка данных по профилактической работе в данном направлении;

- нет курсов повышения квалификации для специалистов по подростковому суициду;

- нет возможности ограничить доступ подростков к опасной для жизни и здоровья информации в сети Интернет.

Обобщая все вышесказанное, мы можем сделать вывод о том, что программа по профилактике суицидального поведения обучающихся должна быть комплексной и системной. Для эффективной работы педагогу-психологу необходим постоянный контроль и взаимодействие с детьми, попадающими в группу риска и срочное вмешательство, при малейшем подозрении на возможность совершения суицида.

Суть суицидального поведения подростка в подавляющем большинстве случаев — это «крик».  Основных мотивов может быть несколько: протест, месть или просьба о помощи. В любом случае, подросток ищет внимания к своей проблеме и своим страданиям. При таком нестабильном состоянии риск самоубийства увеличивается в разы, если есть зависимость (наркотики, алкоголь, интернет, игры).

Для осуществления профилактической работы в школе педагогам, родителям и администрации необходимо знать особенности данной возрастной группы, этапы развития и психические новообразования для эффективной работы по профилактике и коррекции суицидального поведения.

Границы подросткового возраста размыты с 12 до15 лет у девочек и с 13 до 16 лет у мальчиков. В этот период подросток начинает осознавать себя как личность, у него появляется осознанное собственное мнение, вырабатывается особое отношение к миру и к себе. Происходит формирование мировоззрения, закрепляется система нравственных ценностей.

Большое влияние в этот момент оказывают самые разнообразные факторы: от окружения подростка до политической ситуации в стране. Ниже приведены основные особенности данной возрастной группы.

Характерные особенности подростков:

  1. Эмоциональная неустойчивость, которая является следствием полового созревания и неравномерного физического развития.
  2. Смена социального статуса- переход к взрослой жизни, ответственной и относительно самостоятельной.
  3. Ведущий тип деятельности: учеба вытесняется межличностными отношениями.
  4. Принадлежность к группе сверстников помогает осознать себя и свое «Я».
  5. Стремление доказать свою «взрослость», протест против «детского» отношения к себе.

Вышеперечисленные особенности провоцируют появление определенных противоречий у подростков:

  • Пик развития физических и интеллектуальных возможностей и жесткое ограничение в материальном и временном плане (нет возможностей для реализации потребностей- гулять всю ночь, купить мотоцикл и др.).
  • Есть четкая цель, планы на будущее, мечты, но нет достаточной силы воли и твердости характера для реализации задуманного.
  • Угнетает опека родителей, но нет психологической готовности жить самостоятельно.
  • Есть желание самому принимать решения, но нет готовности нести за них ответственность. [6, с.8]

Не случайно треть всех самоубийств приходится именно на подростковый возраст, потому что в это период подросток склонен к идеализации, реагирует на события очень резко и импульсивно, у него пока нет внутренних ресурсов для разрешения конфликтов. Самый высокий уровень нестабильности в эмоциональном плане наблюдается у мальчиков в 11-13 лет и у девочек в 13-15 лет.

Что может стать неблагоприятными жизненными обстоятельствами?

  1. Чувство одиночества, ненужности, «выброшенности» за пределы счастливой жизни.
  2. Утрата любви и привязанности со стороны родителей (часто мнимая).
  3. Неразделенная любовь, ревность.
  4. Семейные проблемы (развод, воспитывает один родитель, смерть близкого родственника).
  5. Стыд, вина (в случае с семейным насилием).
  6. Позор, унижения, буллинг.
  7. Страх неудачи, наказания (несданный экзамен).
  8. Ранние половые связи, беременность, аборт.
  9. Желание вызвать сочувствие, попросить помощи.
  10. Социальная дезадаптация, отсутствие принадлежности к значимой группе.
  11. Подражание (интернет)

Проблема подросткового суицида осложняется еще и тем, что реакции и поведение подростков часто носят неустойчивый и даже противоречивый характер. Так у одного и того же подростка бывают полярные настроения, возможна акцентуация определенных черт характера:

- Активность- апатия;

- Самоуверенность- неуверенность;

- Застенчивость- развязность;

- Наивность- цинизм;

- Коммуникабельность- затворничество;

- Нежность- жестокость [3, с.42]

Современные подростки имеют отличительные черты, они другие благодаря, или из-за, развития современных информационных технологий. Это поколение называют «цифровым», так как оно имеет доступ к абсолютно любой информации, воспринимает и обрабатывает ее по-другому. Мы не можем упускать из вида опасности и риски, которые несет в себе сеть Интернет для неокрепшей подростковой психики.

Очевидно, что подростки обожают Интернет, потому что он удовлетворяет их основные потребности:

- общение выходит у подростка на первый план (интернет дает возможность для общения с огромной аудиторией);

- подросток может находиться дома и не выходить из зоны комфорта;

- он может представить себя другим человеком (успешным, сильным, смелым, красивым, богатым и т. д.);

- отсутствие физического контакта сводит на нет возможность физического насилия (подросток не боится, что его ударят в ответ).

Большинство подростков не видят опасности, связанной с Интернетом. Но при нестабильном эмоциональном фоне, при несформированной системе жизненных ориентиров, при полном одиночестве (отсутствие реальных друзей) и отсутствии цензуры в сети подросток легко становится жертвой информационной перегрузки, агрессии и психологического насилия. Погружаясь в мир виртуальный, он все меньше и меньше ценит мир реальный, что так же является существенной провокацией к суициду.

Суицидальное поведение подростка отличается следующими признаками:

  • Ввиду психической незрелости подросток все воспринимает очень близко к сердцу, сильно переживает, и часто эмоциональная оценка ситуации главенствует над рациональной.
  • Ярость, озлобленность, оппозиция- если такие настроения носят константный характер, это является благотворной средой для развития суицидальных настроений.
  • Подросток не уверен в себе и часто ищет причину своих неудач именно в своей (пусть даже мнимой) несостоятельности. Самокопание, самоедство, чувство вины, попытки наказать себя могут дать толчок к самоубийству.
  • Отсутствие друзей, хобби, возможностей снизить эмоциональное напряжение так же не идут на пользу. Ребенок должен уметь «выпускать пар», чтобы не накалять ситуацию и самому не «взорваться».

Необходимо так же принять меры, если в поведении подростка наблюдаются следующие моменты:

  1. Отдает свои любимые вещи друзьям и знакомым.
  2. Старается завершить все незаконченные дела.
  3. Помогает с ремонтом родителям, работает на садовом участке (хочет все доделать, чтобы оставить порядок после себя).
  4. Пишет завещание, прощальную записку (не обязательно на бумаге, может быть на рабочем столе ПК, или она выложена на его странице в сети).
  5. Перестает следить за собой (мыться, причесываться, краситься).
  6. Резко меняется режим дня (долго спит, или вообще не спит).
  7. Слушает грустную музыку.
  8. Просит навестить бабушку, дедушку, дальних родственников (чтобы внутренне с ними проститься) [2, с.12].

Приоритетной задачей на сегодня является сохранение здоровья и увеличение продолжительности жизни в нашей стране. Многие учреждения и организации ведут совместную работу, чтобы подрастающее поколение в полной мере осознало ценность своей жизни, жизни в обществе. Задача охраны психического здоровья подростков является крайне актуальной ввиду демографических проблем.

Суицид оказывает огромное влияние на родственников и знакомых жертвы, на класс и весь школьный коллектив, социум. Самоубийство негативно влияет в среднем на 6 человек, близких жертве. Если речь идет об учебном заведении, то последствия распространяются гораздо шире.

Профилактическая работа в этом направлении ведется посредствам организации и проведения специалистами мероприятий диагностического и просветительского характера, различных тренингов.

На сегодняшний день самым эффективным для применения в школе считается поуровневый вариант профилактической работы:

  1. «Я сам»- программа, основанная на самопомощи (развитие личности).
  2. «Равный- равному»- работа со сверстниками и волонтерами (развитие социальных навыков).

Первая модель представляет собой форму индивидуального сопровождения подростка: подготовка системы занятий для детей из группы риска по формированию жизнестойкости, стрессоустойчивости, позитивного настроя, адекватной самооценки, развитию творческого потенциала. Работа ведется по следующему алгоритму:

  • Установление контакта;
  • Оценка суицидального поведения, возможности совершения реального суицида;
  • Совместное определение внутренней проблемы;
  • Договор с подростком о ненанесении себе увечий;
  • Выявление взглядов и установок, негативно влияющих на мировоззрение подростка;
  • Проведение коррекционной работы;
  • Развитие навыка самоконтроля и релаксации;

Если уже имели места попытки суицида, то необходимо провести диагностические мероприятия и привлекать к комплексной работе узких специалистов (психиатра, терапевта, психолога). Так же нельзя упускать из вида возможное травматическое влияние происшедшего на группу ближайшего окружения подростка: семья, друзья, учителя. Необходимо провести беседу и разработать реабилитационную программу при необходимости.

В программе «Я сам» выделяется два направления:

  • Общая профилактика (развитие умений расслабляться, проводить самоанализ, саморегуляцию и самокоррекцию, снятия комплексов, избавление от неуверенности в себе и снижение уровня тревожности, постановка жизненных целей).
  • Кризисное направление (информирование подростка о факторах, способных спровоцировать суицид- наркотики, алкоголь, злость, конфликт, зависимость, смерть близкого человека) [5, с.12]

Если есть информация о незавершенном самоубийстве или подозрения на реальную угрозу суицида, то в этом случае вызываются законные представители ребенка, специалист медицинского профиля, представители социальной защиты, инспектор по делам несовершеннолетних, если есть вероятность домашнего насилия и внутрисемейных конфликтов (например, пьянство родителей).

При наличии попытки суицида подростка ставят на внутришкольный учет, и с ним работают уже ответственные лица. Их цель- снизить панические реакции и не допустить повторного случая, они защищают права ребенка. Работу группы контролирует заместитель директора, сопровождение ведется до 2 лет. Консилиум определяет, когда подростка можно снять с учета.

Вторая программа, широко применяемая в общеобразовательных школах- «Равный-равному». Суть программы сводится к специальной подготовке подростков для ведения работы по профилактике суицидального поведения со своими сверстниками. Данная программа имеет весомые плюсы: подросток скорее доверится другому подростку, чем взрослому. Сверстник тут будет и объектом, и субъектом профилактики; но для подобного обучения требуется затратить достаточно времени и контролировать дальнейший процесс взаимодействия подростков. Так же необходима подготовка специальных педагогов-тренеров для общей организации процесса [1, с.9].

В данной программе ведущая роль отводится тренингам и групповой работе по темам:

  • Скажи «нет» (зависимости);
  • ЗОЖ;
  • Арт-терапия;
  • Активная деятельность (спорт, походы, путешествия);
  • Школьный театр и др.

Статистика детских и подростковых суицидов, приведенная в начале дипломной работы, свидетельствует о высокой значимости их профилактики. Внутренний мир подростка всегда должен быть в центре внимания.

Школа является одним из самых значимых институтов в жизни ребенка, и она имеет все потенциальные возможности для организации комплексной работы по формированию личности, жизненных целей и мировоззрения обучающихся, раскрытию ресурсов ребенка, воспитанию стойкости в характере и закреплению позитивных установок. Обязательным является и сопровождение ближайшего окружения (семьи, друзей).

Таким образом, поиск и эффективное применение мер по превенции суицидального поведения является первостепенной глобальной задачей, ибо каждый случай добровольной смерти ребенка — это гибель маленького микрокосмоса, ценность и уникальность которого неповторима.

 

Список литературы:
1. Бойко Я.А. Суицидальное поведение подростков: предпосылки, проблемы профилактики [Текст] / Я. А. Бойко, И. В. Савельева // Наука и современность. - 2012. - № 19.
2. Котлярова, А. В. Профилактика суицидального поведения подростков в реабилитационном пространстве: теория и действительность [Текст] / А. В.Котлярова // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. - 2012. - №1. 
3. Печенюк A.M. Вместе с подростком. Хабаровск, 1989. 
4. Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды. М., 1986. 
5. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. 3-е изд., перераб. и доп. - М., 2001.
6. Фельдштейн Д.И. Детство как социально-психологический феномен и особое состояние развития // Вопросы психологии. — 1998. № 1. 
7. Шульга Т., Слот В. Методика работы с детьми «группы риска». М., 1999.