Статья:

Социально-педагогическое сопровождение детей с нарушением слуха в начальной школе

Конференция: XXX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Педагогическая психология

Выходные данные
Борисова В.А., Безносюк Е.В. Социально-педагогическое сопровождение детей с нарушением слуха в начальной школе // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXX междунар. науч.-практ. конф. — № 6(30). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 44-47.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Социально-педагогическое сопровождение детей с нарушением слуха в начальной школе

Борисова Вера Александровна
студент Евпаторийского института социальных наук (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», РФ. г. Евпатория
Безносюк Екатерина Владимировна
ассистент Евпаторийского института социальных наук (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», РФ. г. Евпатория

 

Постановка проблемы

В России, как и в других высокоразвитых странах мира, разра­ботана успешно функционируемая система специального образования, которая направлена на удовлетворение образовательных потребностей для детей с различными нарушениями здоровья и развития, в том числе и с нарушениями слуха, и на современном этапе успешно развивается и совершенствуется.

Исследованиями в данной области активно занимались такие ученые: Т.С. Зыкова, Е.П. Кузьмичева, Н.Н. Малофеев, Г.Н. Пенин, Л.M. Шипицына, Н.Д. Шматко, Е.З. Яхнина и др.

Изложение основного материала исследования

Согласно исследованиям отечественных дефектологов, Л.С. Выготского [2] и Р.М. Боскиса [3, 4], установлено, что особен­ности каждой категории детей с нарушением слуха (глухие, слабослы­шащие и позднооглохшие) создают определенные трудности в развитии познавательной сферы.

И.М. Соловьев [5] выделил два принципа, характерные для детей с нарушением слухового аппарата. Вследствие суженного объема внешних воздействий на такого ребенка, его психическая деятельность упрощается и реакция становятся более упрощенной и менее разно­образной, так же формирующаяся система межфункциональных взаимодействий изменена. [1]

Исследования Т.Г. Богдановой [6], Е.Г. Речицкой [7, 8], Т.В. Розановой [9, 10], И.М. Соловьева [5, 11] показывают, что основной проблемой в развитии познавательных процессов детей с нарушениями слуха является низкая концентрация и неустойчивость внимания. Важно отметить, что особенности развития внимания связаны с тем, что большее значение имеет зрительное восприятие, т. е. в основном нагрузка по восприятию и переработке информации ложится на зрительный анализатор, поэтому дети быстрее начинают чувствовать утомляемость, следствием этого отмечаются трудности переключения внимания. Так же требуется больше времени на адаптацию, что приводит к снижению скорости выполнения определенных заданий и действий.

В начальных классах, в процессе обучения, у школьников развивается произвольное внимание. У детей же с нарушением слуха отмечается наибольший темп развития такого внимания, оно форми­руется на 3‑4 года раньше обычного. Более позднее становление высшей формы внимания связано уже непосредственно с отставанием в развитии речи. В данном случае в ход идут указательные жести, речевая инструкция взрослых — они выделяют из окружающих предметов вещь, тем самым помогая в направлении внимания ребенка.

Преодоление нарушений в развитии детей с нарушением слуха требует социального и целостного воздействия на личность в спе­циально спланированном и организованном образовательном процессе. Он направлен не только на достижение определенного уровня развития, но и на развитие компенсаторные перспективы.

Благодаря социально-педагогическому сопровождению в процессе обучения формируется речь, понятийное мышление и словесная память. Создаются условия как раз таки для расширения реализации компен­сации дефекта не только за счет развития и использования слуховых данных, но и за счет других сохранных анализаторов.

Педагогический процесс строится таким образом, чтобы расширить возможности детей самостоятельной работы по расширению и обога­щению речи вне учебной деятельности, и обеспечивает полисенсорную основу обучения. Т. е. работа по развитию навыков чтения с губ, занятия по технике речи, работа и развитие остаточного слуха.

Письмо и чтение для детей с нарушением слуха являются самым полноценным средством овладения языком. Специфична роль пись­менной речи и как средства развития познавательной деятельности учащихся начальной школы.

Тем не менее, у слабослышащих, которые овладевают совестной речью позже слышащих и на иной сенсорной основе, в развитии мышления наблюдается значительно больше специфических особен­ностей, чем в развитии других познавательных процессов.

Выводы

Важной задачей социально-педагогического сопровождения детей с нарушением слуха является обучение и формирование умения выделять существенные признаки в ориентировочной основе действий, классифи­цировать задачи по способу решения, переходить от моделей, воспроиз­водить и строить алгоритмы, осуществлять общелогические действия и операции для достижения образовательных целей.

Согласно исследованиям Р.М. Боскис [12] и Н.Вю Яшковой [13] отставание мыслительной деятельности у детей с нарушениями слуха проявляется во всех компонентах структуры мышления [1]:

  1. В резком отставании словесно-логического мышления;
  2. В дефиците мотивационного компонента;
  3. Длительной несформированности операционного компонента;
  4. Нарушений вербальной стороны мыслительных процессов.

 

Список литературы:
1. Психолого-педагогическое сопровождение процесса развития детей с нарушениями слуха в условиях инклюзивного образования: коллективная монография / С.П. Дуванова [и др.]; под общей редакцией С.П. Дувановой. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2013. – 148 с.
2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти тт. Т. 5. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1983. – 369 с.
3. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети / Р.М. Боскис. –М.: Академия, 2004. – 230 с.
4. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети / Р.М. Боскис. – М.: Изд во АПН РСФСР, 1963. – 415 с.
5. Соловьев И.М. Психология глухих детей / И.М. Соловьев, Ж.И. Шиф. – М.: Педагогика, 1971. – 446 с.
6. Богданова Т.Г. Сурдопсихология / Т.Г. Богданова. – М.: Просвещение, 2006. – 249 с.
7. Речицкая Е.Г. Готовность слабослышащих детей младшего школьного возраста к обучению в школе / Е.Г. Речицкая, Е.В. Пархалина. – М., 2003. – 304 с.
8. Речицкая Е.Г. Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха / Е.Г. Речицкая, Е.А. Сошина. – М.: Владос, 2000. – 128 с. 
9. Розанова Т.В. Развитие памяти и мышления глухих детей / Т.В. Розанова. – М.: Педагогика, 1978. – 143 с.
10. Розанова Т.В. Особенности мышления детей с нарушенным слухом / Т.В. Розанова // Развитие мышления у детей с нарушением слуха: метод. пособие / Т.В. Розанова, Л.И. Тигранова, Н.В. Яшкова. – М.: Изд. Совет педагогического общества РСФСР, 1983.
11. Соловьев И.М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей / И.М. Соловьев. – М., 1966.
12. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети / Р.М. Боскис. – М.: Изд во АПН РСФСР, 1963. – 415 с.
13. Яшкова Н.В. Наглядное мышление глухих детей / Н.В. Яшкова. – М.: Академия, 1988. – 247 с.