Статья:

Решение проблемы взаимодействия исследователей и испытуемых в проекте FreudZone

Конференция: V Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Социальная психология

Выходные данные
Бондарева О.Г. Решение проблемы взаимодействия исследователей и испытуемых в проекте FreudZone // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам V междунар. науч.-практ. конф. — № 3(5). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 71-74.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Решение проблемы взаимодействия исследователей и испытуемых в проекте FreudZone

Бондарева Ольга Геннадьевна
стажер-исследователь, НИУ Высшая школа экономики, г. Москва

 

The solution to the problems of interaction between researchers and subjects in the project FreudZone

 

Olga Bondareva

research intern, Higher School of Economics, Moscow

 

Аннотация. Интернет является удобным инструментом для взаимодействия психологов-исследователей и испытуемых. 94 % студентов-психологов отметили, что испытывают дискомфорт, договариваясь о проведении исследования с незнакомыми людьми. Они считают, что удобнее работать с испытуемыми, мотивированными на участие в исследовании. 80 % психологов предъявляют испытуемым бумажные версии тестов и отмечают, что обработка занимает очень много времени. Статистическая обработка результатов также представляет определенную сложность для студентов-психологов. 94 % из них испытывают трудности с программой SPSS, 63 % пользуются автоматическими расчетами статистических критериев в интернете, остальные прибегают к помощи своих товарищей и преподавателей.  Проект «FreudZone» помогает решить данную проблему. FreudZone – это онлайн-площадка для взаимодействия психологов-исследователей и любителей психологических тестов.

Abstract. The Internet is a convenient tool for interaction psychologists-researchers and the subjects. 94% of psychology students said that they feel discomfort, agreeing to study with strangers. They think that it is easier to work with subjects motivated to participate in the study. 80% of psychologists present subjects paper versions of the tests and note that treatment takes a very long time. Statistical processing of the results is also problematic for psychology students. 94% of them have difficulties with the program SPSS, 63 % use automatic calculation of statistical criteria of the Internet, other have resorted to the help of their friends and teachers. The project "FreudZone" helps to solve this problem. FreudZone is an online platform for cooperation of psychologists, researchers, and those, who like psychological tests.

 

Ключевые слова: исследователь; испытуемый; выборка; статистика; обработка; тест; опрос; веб-сервис.

Keywords: researcher; subject; sample; statistics; processing; test; questionnaire; web-service.

 

В современном обществе, в эпоху стремительного развития информационных технологий психология как наука все еще очень далека от технического прогресса. Многие исследователи предъявляют испытуемым бумажные версии стандартизированных методик, а затем обрабатывают их вручную, чтобы получить результаты по шкалам, что занимает большое количество времени и является неудобным как для исследователей, так и для испытуемых. Кроме того, психологи-исследователи зачастую никак не взаимодействуют с испытуемыми после проведения исследования, испытуемые не получают информацию о результатах исследования, что снижает мотивацию прохождения тестов.

Также, в интернете не существует удобной интернет-площадки для психологов-исследователей, которая позволила бы им сотрудничать и участвовать в совместных проектах. Однако, интернет – это мощный инструмент для налаживания взаимодействия испытуемых и исследователей, а также, исследователей друг с другом, который позволяет коммуницировать в любое время и в любом месте и автоматизировать процедуру проведения исследования, и этот инструмент необходимо использовать.

Мы провели пилотажное исследование, целью которого было выявить основные проблемы при организации и проведении психологического исследования. Исследование проводилось на базе факультета психологии Иркутского государственного университета. В исследовании приняли участие 18 студентов 3 курса факультета психологии. Мы использовали метод фокус-группы.

По результатам проведенной нами фокус-группы было выявлено, что 80 % участников предъявляют испытуемым бумажные версии тестов и отмечают, что обработка занимает очень много времени, 20 % участников пользуются онлайн-конструкторами опросов, однако, считают, что ни один конструктор не позволяет создать полную версию теста, учесть всю обработку по шкалам. Также, нет возможности задать автоматический вывод индивидуального результата для испытуемого после прохождения теста.

Статистическая обработка результатов также представляет определенную сложность для студентов-психологов. 94 % из них испытывают трудности с программой SPSS, 63 % пользуются автоматическими расчетами статистических критериев в интернете, остальные прибегают к помощи своих товарищей и преподавателей.

Также, студенты-психологи отметили, что существенной проблемой психологического исследования является поиск выборки. 100 % участников отметили, что стараются находить выборку в комфортных для них местах: на своем факультете, в университете, в организациях, в которых они работают, или в тех, где у них есть знакомства. 94 % отмечают, что испытывают дискомфорт, договариваясь о проведении исследования с незнакомыми людьми.

Такие испытуемые часто отказываются проходить тесты, исследователю приходится их уговаривать, он испытывает чувство вины из-за того, что отнимает у них время. Студенты-психологи считают, что предлагать участвовать в исследовании нужно тем людям, кто замотивирован проходить тесты.

Разумеется, здесь есть один нюанс: ошибки, связанные с мотивацией испытуемого, могут влиять на результаты исследования. Для примера рассмотрим такой феномен как «эффект добровольца». Р. Розенталь, автор книги «Испытуемый-доброволец» (The Volunteer Subject), пишет, что испытуемый-доброволец отличается от испытуемого, привлеченного принудительно, рядом личностных особенностей, прежде всего: 1) более высоким уровнем образования, 2) более высоким социально-классовым статусом, 3) более высоким уровнем интеллекта, 4) более выраженной потребностью в социальном одобрении и 5) большей социабельностью. Однако, поскольку, в соответствии с этикой психологического исследования, участник исследования имеет право отказаться от прохождения теста, можно предположить, что мы всегда имеем дело с добровольцами, у которых есть та или иная дополнительная мотивация. Невозможно найти идеальных испытуемых, но мы можем учесть эти побочные переменные, если знаем, какие мотивы побудили испытуемого принять участия в исследовании. В частности, если мы гарантируем испытуемому обратную связь с его индивидуальными результатами, то получаем выборку с мотивацией самопознания. Именно на этой мотивации испытуемых основана идея нашего проекта.

FreudZone – это онлайн-площадка для взаимодействия психологов-исследователей и людей, которым интересно проходить психологические тесты. Для психологов это возможность создавать онлайн-версии психологических тестов с помощью специального конструктора полного цикла: множество типов вопросов, обработка по шкалам, стандартизация, математическая статистика. Также, это возможность находить выборку и общаться с другими исследователями онлайн. Любителям психологических тестов проект помогает познавать себя качественно, получая результаты от профессионального психолога. В рамках фокус-группы была озвучена идея проекта, 100 % участников отметили, что идея является актуальной, и что они обязательно стали бы пользоваться таким сервисом.

Таким образом в рамках данного проекта была разработана платформа для создания и проведения online-тестирования, которая даёт возможность использовать не только хорошо известные методы анализа данных в психологии, но также даёт возможности использовать перспективные современные методы. Методы же основанные на новых парадигмах, использующие машинное обучение, хорошо зарекомендовали себя в анализе данных и должны быть подвергнуты тщательному исследованию. Их применение в области психологии представляется очень перспективным.

Разработан конструктор тестов с обработкой по нескольким видам шкал, включая статистическую обработку с возможностью стандартизации.

Использование мощных инструментов визуализации позволяет успешно генерировать необходимые для интерпретации исследований графики и диаграммы.

 

Список литературы:
1. Гудвин, Дж. Исследование в психологии: методы и планирование – СПб.: Питер, 2004. – 558 с.
2. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология – СПб.: Питер, 2001. – 320 с.
3. Rosenthal, R., Rosnow, R.L. The volunteer subject – New York, Wiley, 1975.