Статья:

Личностные детерминанты принятия решений представителями помогающих профессий в ситуации неопределенности

Конференция: XLVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая психология, психология личности, история психологии.

Выходные данные
Сверчкова Н.А. Личностные детерминанты принятия решений представителями помогающих профессий в ситуации неопределенности // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XLVI междунар. науч.-практ. конф. — № 1(46). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 77-81.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Личностные детерминанты принятия решений представителями помогающих профессий в ситуации неопределенности

Сверчкова Наталья Александровна
студент Института профессионального развития, Луганский государственный педагогический университет, ЛНР, г. Луганск

 

PERSONAL DETERMINANTS OF DECISION-MAKING BY REPRESENTATIVES OF HELPING PROFESSIONS IN A SITUATION OF UNCERTAINTY

 

Nataliia Sverchkova

Student of the Institute of Professional Development, Lugansk State Pedagogical University – Lugansk, LPR, Lugansk

 

Аннотация. Личностные детерминанты принятия решений представителями помогающих профессий в ситуации неопределенности обусловлены совокупностью индивидуально-психологических особенностей личности и характеристик их жизненной ситуации.

Abstract. Personal determinants of decision-making by representatives of helping professions in a situation of uncertainty are due to the combination of individual psychological characteristics of the individual and the characteristics of their life situation.

 

Ключевые слова: неопределенность; ситуация неопределенности; толерантность / интолерантность к неопределенности; тревожность; жизнестойкость; осмысленность жизни.

Keywords: uncertainty; uncertainty situation; tolerance / intolerance to uncertainty; anxiety; resilience; meaningfulness of life.

 

Современный мир отличается огромной скоростью происходящих в нём изменений. В XXI веке происходят уникальные цивилизационные процессы, меняющие образ жизни, ценностные установки и способы коммуникации людей.

Столкнувшись с пандемией человечество переживает глобальный цивилизационный кризис, характеризующийся нестабильностью и неопределенностью. Данный этап развития человеческого общества является сложным и противоречивым, полным конфликтов, непредсказуемых ситуаций, требующих от личности быстрого, спонтанного, творческого реагирования.

Нестабильность экономических, политических и социальных условий приводит к проблемам ориентировки человека в окружающей его социальной действительности, а также невозможности осуществления точного прогноза   своего будущего.

В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы, связанные с функционированием, адаптацией и выработкой личностью эффективных стратегий преодоления ситуаций, связанных с неопределенностью. 

Речь идет о проблеме, которую Михай Чиксентмихайи назвал «вызов сложности» современного мира [4]. Он связан с тем, что мир становится все сложнее и неопределеннее с каждым годом, что ставит перед индивидом проблему совладания с этой ситуацией. 

Проблема неопределенности давно находится в фокусе внимания ученых, разработан целый ряд концепций: от ставших уже классическими работ Д. Канемана и Н. Н. Таллеба [1;2;3] до новых направлений, таких как психология социальной нестабильности, персонология неадаптивного поведения, психология самоорганизации психологических систем и др.

Однако, недостаточная определенность личностных факторов принятия решений в условиях неопределенности представителями помогающих профессий, неоднозначность концепций и теоретических представлений обусловили актуальность нашего исследования и обращения к теме: «Личностные детерминанты принятия решений представителями помогающих профессий в ситуации неопределенности».

Каждая ситуация неопределенности предполагает поиск пути её разрешения, либо абстрагирования от неё. Но в тоже время есть профессии, сама специализация которых не предполагает тактики избегания подобных вызовов. К примеру, врачи ежедневно вынуждены принимать решения в условиях повышенной напряженности, ограниченного времени и информации. Отсутствие однозначного алгоритма, заранее готового способа выполнения поставленной задачи требуют высокой профессиональной подготовки по принятию высокоэффективных решений. Следует также отметить, что ответственность за последствия этого принятого решения может быть чрезвычайно высока, иногда от него может зависеть чья-то жизнь.

Принятие решения в психологии рассматривается как центральный этап процесса переработки информации на всех уровнях психической регуляции в системе целенаправленной деятельности человека и наиболее обобщенно определяется как формирование действий и операций, снижающих исходную неопределенность проблемной ситуации.

В самой широкой психологической трактовке принятие решения может пониматься как выбор человеком (или группой лиц) в условиях неопределенности между альтернативами, заданными предметами, идеями или действиями.

Под неопределенностью мы понимаем состояние, которое воспринимающий индивид не может категоризировать из-за недостатка информации, времени, либо, наоборот, перегруженности информацией.

Ситуация неопределенности – это сложная, противоречивая и новая ситуация отсутствия знакомых вариантов решения и поведенческих альтернатив.

Преодоление ситуации неопределенности напрямую связано со следующим психологическим феноменом – толерантностью к неопределенности.

Толерантность к неопределённости является личностной определяющей отношение индивида к неоднозначным, неопределенным, тревожащим ситуациям зависимости от эмоционального знака неопределённости.

Личность, толерантная к неопределённости, рассматривает неопределённую ситуацию как возможность выбора, развития, приобретения нового опыта, не испытывает деструктивной тревоги в неопределённых ситуациях, способна активно и продуктивно действовать в них.

Гипотеза нашего исследования строилась на предположении, что личностные детерминанты принятия решений представителями помогающих профессий в ситуации неопределенности обусловлены совокупностью индивидуально-психологических особенностей личности и характеристик их жизненной ситуации, а именно: субъекты, характеризующиеся готовностью к выработке адекватной реакции и принятию оптимального решения в ситуации неопределенности, обладают такими индивидуально-психологическими характеристиками, как жизнестойкость, толерантность  к неопределенности, осмысленность жизни, а также такими, при которых существует прямая связь между уровнем толерантности к неопределенности и уровнем личной тревожности. 

Участниками исследования стали работники системы здравоохранения (N=31), которые вошли в состав экспериментальной группы. Контрольную группу исследования составили педагоги средних образовательных школ и студенты (N = 31).

При выборе методик исследования мы ставили перед собой целью подобрать такой инструментарий, который даст возможность выявить, существует ли взаимосвязь между толерантностью / интолерантностью к неопределенности (т. е. готовностью принимать решения в ситуации неопределенности) и определенным набором личностных качеств испытуемых (а именно: смысложизненных ориентаций, уровнем жизнестойкости, локусом контроля и уровнем личностной тревожности).

Исходя из цели, задач и гипотезы исследования, были выбраны следующие психодиагностические методики: Шкала толерантности к неопределенности Стенли Баднера; Тест жизнестойкости С. Мадди (адаптация Д. А. Леонтьева); Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д. А. Леонтьева; Шкала самооценки уровня тревожности Ч. Спилбергера.

Проведенное исследование показало, что уровень толерантности к неопределенности в обеих группах респондентов находится на среднем уровне, однако, работники системы здравоохранения согласно результатам, более устойчивы к рискованным, неизвестным и проблемным ситуациям.

Кроме того, нами было доказано наличие положительной корреляционной связи между уровень толерантности личности к неопределенности и уровнями жизнестойкости и осмысленности жизни.

Для того, чтобы подтвердить гипотезу о том, что готовность личности к решению вопросов в ситуации неопределенности напрямую зависит от уровня её личностной тревожности, был проведен корреляционный анализ для вычисления коэффициента ранговой корреляции Спирмена, который доказал сильную и обратную связь между переменными (Rs= - 0,933).

Таким образом, мы можем утверждать, что выдвигаемая гипотеза подтвердилась.

Следует также отметить, что данное исследование не исчерпывает решение всех вопросов, связанных с процессом принятия решений в ситуации неопределенности. Перспективу дальнейшего изучения видим в исследовании изменений, происходящих в психике личности, находящейся в ситуации неопределенности, а также копинг-стратегий совладания со стрессом неопределенности.

 

Список литературы:
1. Канеман Д. Принятие решений в неопределённости: правила и предубеждения. – Х.: Гуманитарный центр, 2005. – 632 с.
2. Талеб Н. Н. Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса. –  М.: КоЛибри, 2014. – 768 с.
3. Талеб Н. Н. Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости. – М.: КоЛибри, 2013. – 736 с.
4. Чикесентмихайи М. Поток: Психология оптимального переживания. –  М.: Альпина нон-фикшн, 2020. – 464 с.