Статья:

СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ СТАТУС ПОДРОСТКОВ И ИХ БЛАГОПОЛУЧИЕ В ОТНОШЕНИЯХ СО СВЕРСТНИКАМИ И УСПЕШНОСТЬ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Конференция: LVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая психология, психология личности, история психологии.

Выходные данные
Овсяникова Е.А., Шелина Ю.С. СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ СТАТУС ПОДРОСТКОВ И ИХ БЛАГОПОЛУЧИЕ В ОТНОШЕНИЯХ СО СВЕРСТНИКАМИ И УСПЕШНОСТЬ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LVII междунар. науч.-практ. конф. — № 1(57). — М., Изд. «МЦНО», 2022. — С. 33-39.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ СТАТУС ПОДРОСТКОВ И ИХ БЛАГОПОЛУЧИЕ В ОТНОШЕНИЯХ СО СВЕРСТНИКАМИ И УСПЕШНОСТЬ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Овсяникова Елена Алексеевна
канд. психол. наук, доцент, доцент кафедры возрастной и социальной психологии, Белгородский государственный национальный исследовательский университет РФ, г. Белгород
Шелина Юлия Сергеевна
студент, Белгородский государственный национальный исследовательский университет РФ, г. Белгород

 

SOCIOMETRIC STATUS OF TEENAGERS AND THEIR WELL-BEING IN RELATIONSHIP WITH PERSONS AND SUCCESS IN EDUCATION

 

Elena Ovsyanikova

PhD in Psychology, Associate Professor, associate professor of the department of age and social psychology, Belgorod State University, Russia, Belgorod

Yulia Shelina

Student, Belgorod State University, Russia, Belgorod

 

Аннотация. Статья посвящена анализу существующих методик диагностики отношений подростков в группе сверстников. В статье приводится анализ и интерпретация результатов изучения социометрического статуса личности, симпатий и антипатий в группе, выявления членов референтной группы каждого учащегося в классе. Рассматривается связь социометрического статуса и роли личности и его поведения в обществе и группе, а также связь с успешностью в учебной деятельности.

Abstract. The article is devoted to the analysis of existing methods for diagnosing adolescents' relationships in a peer group. The article provides an analysis and interpretation of the results of studying the sociometric status of a person, likes and dislikes in the group, identifying members of the reference group of each student in the class. The relationship between sociometric status and the role of a person and his behavior in society and in a group is considered, as well as the relationship with success in educational activities.

 

Ключевые слова: социометрия; социометрический статус; аутосоциометрические методы; аутосоциометрия; статус человека в группе.

Keywords: sociometry; sociometric status; autosociometric methods; autosociometry; status of a person in a group.

 

Научная и практическая актуальность проблемы влияния социометрического статуса личности на поведение в группе состоит в том, что современное общество заинтересовано сохранить и улучшить психологическое здоровье человека. Следовательно, исследование механизмов и закономерностей адаптации человека в различных социальных условиях на разнообразных уровнях приобретает в настоящее время основательное значение.

Сотрудничество личности и группы, в целом, обладает обширным значением в каждом возрастном периоде, однако наибольшую ценность оно обретает в подростковом возрасте, именно тогда, когда проистекает формирование личности и родительский престиж замещается престижем той или прочей группы сверстников.

Развитие личности имеет обязательным условием включенность в социальные группы и проистекает в согласовании с характером, условиями и целями социума.

Однако, цели эти задают исключительно общее, более поверхностное направление, глобальный уклон и грани развития человека, как непосредственного представителя социума. Является обязательным включение трудоемких социально-психологических механизмов, переход социальных и психологических условий в социально-психологические факторы становления личности, развития его самосознания для того, чтобы антипода в виде тенденции – социализация и индивидуализация (Э. Д. Т. Парсонс) – равнозначно принимали участие в становлении подростка, как личности [7, с. 78].

Социальная мотивация, которая сформулирована в стремлении к социализации, представляется социально-психологическим фактором, обеспечивающим рвение индивида в организованные общества и корреляция им своего «Я» с другими общностями, в которых он находится и развивается. Индивидуальная мотивация, проявляющаяся во влечении к самоактуализации и индивидуализации, лежит в основе выработки взглядов на социальные роли, развития индивидуальных норм и систем содержаний [2, c. 98].

Компетенцию социального взаимодействия подросток приобретает в группе сверстников, как своеобразной модели общества. Данный ход может проходить с разной степенью успешности. Чем менее действенной представляется социализация возрастающего человека, тем более вероятно, что в своей последующей жизни он столкнется с разнообразными трудностями социального характера.

Бесчисленные концепции социализации, взявшиеся в мировой науке в последние сто лет, возможно символически отнести к одному из двух подходов: субъект-объектному и субъект-объектному. Представители первоначального подхода считают, что социализация – это присвоение социальных норм, обладающее целью достигнуть конформности с обществом. Более обширное мнение о теме социализации свойственно для приверженцев субъект-субъектного направления. Они придерживаются мнения, что социализация – это функциональная реакция общества и индивида, как двух равносильных субъектов [4, c. 174].

Над исследованием социометрического статуса трудились многие иностранные и отечественные ученые, такие, как У. Бронфенбреннер, Н. Е. Гронланд, Я. Л. Коломинский, С. А. Котик, Х. Лийметс, Р. Манн, В. С. Мерлин, Дж. Морено, Н. Н. Обозов, Л. С. Славина. Их исследования в основном ориентированы на постановку взаимной связи между социометрическим статусом и подобными индивидуально-типологическими характеристиками, как интровертивность-экстровертивность (Г. В. Акопов), наружный вид, более возвышенные школьные показатели и интеллектуальная одаренность, более юный возраст, большая общительность, желание и стремление оказать помощь товарищу (Н. Е. Гронланд), темперамент (С. А. Котик), эмоциональная экспансивность (Н. Н. Обозов), результативность (Л. С. Славина) и т.д.

Неблагополучие в положении детей и подростков в группе ровесников обнаруживается не только при помощи наблюдения, но и рядом специально ориентированных методик. В настоящее время преимущественно общераспространенной из них является социометрия. Отечественные психологи применяют ее для выявления эмоционально-психологических взаимосвязей в группе.

Имеются и иные методики исследования взаимоотношений в группе. Примером одной из них является методика «Шкала приемлемости», автором которой является Н. В. Бахарева. Данная шкала служит важным методом психодиагностики межличностных отношений в группе. Она существует, как хорошее дополнение к социометрическому опросу. Суть настоящего метода заключается в ранжировании каждым учащимся всех своих соучеников. Они отмечают апогей приемлемости для себя каждого из них по оценочной шкале. При этом, так же выделяются четкие варианты общей деятельности, а именно работа, обучение и спортивная игра.

Другой, не менее полезной и эффективной методикой, является методика «Референтометрия». Она разработана и обоснована Е. В. Щедриной. Автор считал, что следует обнаружить не исключительно симпатии и антипатии в группе, но также раскрыть членов референтной группы каждого обучающегося в классе. Процесс изучения по данной методике протекает в два этапа. На начальном этапе исследования наблюдается взаимооценка обучающихся по конкретным индивидуальным качествам, либо же по видам производимой деятельности. На заключительном этапе обнаруживаются преимущественно важные особенности для каждого учащегося, а вместе с тем и ядро его референтной группы.

Помимо уже представленных методик, существуют и другие психодиагностические методики, которые занимают не самое последнее место в ряду используемых с целью обследования качества отношений в группе. Например, А. А. Аладьин весьма подробно описывает такие психодиагностические методики, как диагностика отношений в системе «педагог-воспитанник», экспресс-диагностика психологической атмосферы учебного коллектива, оценка привлекательности группы и диагностика стиля межличностного взаимодействия [6, c. 426].

Аутосоциометрия – специальный метод изучения социальной перцепции, специфик восприятия и постижения членами группы друг друга (Я. Л.  Коломинский), зачастую применяется для осознания таких взаимосвязей, которые сплачивают людей в группе. Отдельная личность в конкретной группе на короткий промежуток времени исполняет роль «социометриста». В данном методе цель изыскателя состоит в том, чтобы скопить абсолютно все суждения о коллективной структуре в целом. Одной из технологий проведения аутосоциометрии представляется открытое встраивание всех индивидов по их положению в группе. Оно производится, по обыкновению, с применением некоторых категорий. Например, для каждого учащегося возможно дать задание разделить всех своих одноклассников, в том числе и себя, на четыре группы: сверстники, симпатичные очень многим; симпатичные многим; только некоторым и те, кто не пользуется симпатией в классе.

Суть и нрав сотрудничества людей ориентируется не только их внутренними стимулами и качествами производимых деятельностей, но и их связями приятель к приятелю. Взаимоотношения – это связи меж людьми, для начала, как участниками конкретных социальных единств во всевозможных сферах публичной жизни, в том числе и школьной, во-вторых, как личностями (индивидуальностями) (А. Айзикович).

Статус человека в группе – это социально-психологическая черта его позиция в строю внутригрупповых собственных и рабочих отношений, уровень его престижности для других членов группы (Р. Мертон). Есть всевозможные виды статусов: избранный, предписанный, обретенный, социометрический и социоэкономический [5, c. 59].

На всех ступенях социализации воздействие общества на личность исполняется либо непосредственно, либо сквозь группу, но сам комплект средств влияния возможно перевести вслед за Ж. Пиаже к грядущему: это общепризнанных мерок, значения и символы. Другими словами, возможно заявить, собственно, что разговор и группа вручают появляющейся личности некоторую систему общепризнанных мерок и ценностей при помощи символов. Те конкретные группы, в коих лицо присоединяется к системам общепризнанных мерок и ценностей, что играют роль особых трансляторов общественного навыка, возымели заглавие институтов социализации [5, c. 182].

Для подростков не так существенно находится в постоянных контактах с ровесниками в школе, но очень необходимо подняться на пресыщающую их ступень среди одноклассников. Подобное состояние, способное ублаготворить влечение ребенка к самоуважению, считается различным для всякого подростка (Божович Л. И.). Первые желают подняться в группе на позицию фаворита, иные – заполучить уважение и почтение от друзей, третьи – определиться, как непреложный авторитет в каком-либо деле и т.д. во всяком случае надобность в конкретном расположении в окружении сверстников делается преобладающим толчком в поведении и учебе, который воздействует на производительность и результативность процесса изучения [3, c. 124].

Стоящее расположение в группе сверстников, предоставляющее подростку нравственное ублажение – весомое условие его благополучного психологического становления. Это имеет возможность быть объединено с персональными спецификами как самого подростка, к примеру, так и группы сверстников. Например, неуспевающие зачастую имеют склонность к затрудненному приспособлению и нарушению психологических контактов. Почти все эти подростки утрачивают веру в себе, у них появляется ощущение неполноценности, нередко депрессивное состояние, складывается закрытость, конфликтность, неповиновение и неподатливость. Ясно, собственно, что подобный учащийся не владеет необходимым расположением среди большей части собственных сверстников.

Наконец, значительными чертами порядка внутригрупповых предпочтений выступают: социометрический статус, обоюдность выбора, присутствие стабильных групп межличностных предпочтений и система отвержений. Не обращая внимания на равноправный вес всех данных, особенный интерес отводится статусу субъекта. Это обосновано тем, что, для начала, статус содержит условную социальную стабильность и субъект нередко переправляет его из одной группы в иную. Во-вторых, как раз кинетика статусной иерархии влечет за собой и надлежащие конфигурации в системе отвержений и взглядах среди микрогрупп [1, c. 52].

Для того чтобы увеличить социометрический статус обучающегося, нужно дать ему потворствовать ради демонстрации и воплощения собственных возможностей.

Выражая попечительство о социально-психологическом состоянии класса, педагоги и психологи обязаны припоминать о том, что незыблемость социометрического статуса учащегося имеет возможность отрицательно воздействовать как на сплошное положение группы, так и на определенного человека. Вследствие этого нужно задумывать определенное развитие социометрических отношений, дающее возможность любому человеку, состоящему в группе, побывать на всевозможных ступенях социометрической структуры и, исходя из этого, обучаться производить всевозможные тактики поведения в общественной жизни.

Проведем анализ результатов социометрического исследования, в котором приняли участие учащиеся седьмых классов в возрасте 12-13 лет. Сведения социоматрицы дают возможность обнаружить обусловленные статусные позиции членов группы: звезды, предпочитаемые, принятые, изолированные. «Звезды» – те, кто обретает наивысшее обилие выборов в группе и, следовательно, располагают высочайшим социометрическим статусом в группе. К разряду «предпочитаемые» причисляют учащихся, имеющих 7 и более выборов. К «принятым» относят тех, кто получил изрядно меньшее количество выборов.

В основании проведенного опроса возможно заключить, что 19,1% подростков можно отнести к «звездам», 28,5% детей − к «предпочитаемым» и 52,4 % – к «принятым», «изолированных» учащихся в данной выборке не было выявлено.

Далее мы применили в нашем исследовании референтометрию, которая позволяет выяснить не только симпатии и антипатии в группе, но и участников референтной группы каждого обучающегося в классе. Процесс исследования по данной методике осуществляется в два этапа: на первом наблюдается взаимооценка обучающихся по поставленным индивидуальным качествам или вариантам деятельности.

Опираясь на полученные данные опроса с использованием референтометрии, было выявлено, что подростки склонны реализовывать функции дежурного в сотрудничестве с 31,5 % учащихся; участвовать в подготовке к празднику вместе с 45,4 % сверстников; осуществлять совместный проект в сотрудничестве с 23,1 % школьников.

На следующем этапе обнаруживаются особо ценные свойства для каждого учащегося, а также ядро его референтной группы.

Мы пользовались методом статистической обработки результатов при помощи ранговой корреляции Спирмена (неметрические шкалы).

Изучив характеристики взаимоотношений семиклассников − уровень симпатий и антипатий, предпочтений, свойств личности обучающихся – мы заключили, что статус подростка имеет тесную связь с межличностными отношениями в классе, что также имеет вес над успеваемостью обучающихся. Подростки, что по результатам проведенного опроса относятся к «социометрическим звездам» и «предпочитаемым», значительно лучше успевают в школе, чем «принятые», которым проблематичнее найти общий язык со сверстниками, труднее приноровиться и научиться достигать назначенной цели.

Опираясь на проведенные исследования, мы можем заключить, что выдвинутая нами прежде гипотеза, а именно то, что социометрический статус подростков определяет не исключительно их роль и поведение в обществе, группе, однако и оказывает влияние на их общую успеваемость подтвердилась.

 

Список литературы:
1. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. – М.: Просвещение, 2004. – 224 с.
2. Баклушинский С.А. Я-концепция и ценностно-нормативные ориентации подростка в условиях быстрых социальных изменений: Дис. ... канд. психол. наук. – М.; 1996. - 119 с.
3. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избранные труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. – М.,2001. – 352с
4. Журавлев А. Л., Соснин В. А., Красников М. А. Социальная психология: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2006. – 416 с. – (Высшее образование)
5. Слюсаревский М. М., Татенко В. О., Титаренко Т. М. и др. Основы социальной психологии. Учебное пособие. — Киев: Миллениум, 2008.
6. Степанов В. Г. Психология трудных школьников: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Академический Проект; Трикста 2004. – 560 с. – («Gaudeamus»).
7. Parsons, T. (1964) The Social System. N. Y., 1964. N. Y.: The free press, 1964. 575 p.