Статья:

ЗНАЧИМОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ КОНФЛИКТОЛОГИИ В МЕДИАЦИИ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ СПОРОВ

Конференция: LIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Юридическая психология

Выходные данные
Костригин В.А. ЗНАЧИМОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ КОНФЛИКТОЛОГИИ В МЕДИАЦИИ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ СПОРОВ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LIV междунар. науч.-практ. конф. — № 9(54). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 65-69.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ЗНАЧИМОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ КОНФЛИКТОЛОГИИ В МЕДИАЦИИ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ СПОРОВ

Костригин Вениамин Александрович
магистрант, Российский государственный социальный университет – РГСУ, РФ, г. Москва

 

THE IMPORTANCE OF PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF CONFLICTOLOGY IN THE MEDIATION OF CIVIL LAW DISPUTES

 

Veniamin Kostrigin

Master's student, Russian State Social University-RSSU, Russia, Moscow

 

Аннотация. В статье на основе анализа литературы и результатов поискового мультиметодного исследования акцентируется внимание на важности психологической составляющей в процедуре медиации в гражданско-правовых спорах. Актуальность темы обусловлена наличием в обществе высокого уровня гражданско-правовых споров с одной стороны и низким показателем применения процедуры медиации по этим спорам – с другой. При этом автор обозначил проблему явного преобладания юридических факторов в медиации над психологическими.

Abstract. The article focuses on the importance of the psychological component in the mediation procedure in civil law disputes based on the analysis of the literature and the results of a search multimethod study. The relevance of the topic is due to the presence in society of a high level of civil law disputes on the one hand and a low indicator of the use of mediation procedures for these disputes on the other. At the same time, the author identified the problem of the obvious predominance of legal factors in mediation over psychological ones.

 

Ключевые слова: конфликтология; гражданско-правовой спор; медиация; конфликтолог; медиатор; психологические навыки.

Keywords: conflictology; civil law dispute; mediation; conflictologist; mediator; psychological skills.

 

Конфликтологию необходимо рассматривать и как междисциплинарную науку, и как прикладную область знаний, сформировавшуюся на стыке таких наук как психология, социология, политология, педагогика, правоведение, философия, логика, математика и других. Вобрав в себя знания этих наук, конфликтология сама стала отраслью социальной науки, объектом изучения которой явилась социальная жизнь и всё разнообразие конфликтов, которыми она наполнена. Иными словами, конфликтология представляет собой отрасль социальной психологии. Предметом же конфликтологии является конфликтное взаимодействие участников, причины, способы разрешения конфликтов, их предотвращение и профилактика.

Медиация (от лат. mediare - посредничать) - это переговоры с участием третьей, нейтральной стороны, которая является заинтересованной только лишь в том, чтобы стороны разрешили свой спор (конфликт) максимально выгодно для конфликтующих сторон. [6, c.16]. Медиация, по сути, представляет собой форму урегулирования любого конфликта через стратегию достижения компромисса и сотрудничества между конфликтующими сторонами.

Институционализация медиации в российском правовом поле произошла после принятия Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» в 2010 г., [8, ст. 4162]. Согласно этому Закону, медиация применима к гражданским правоотношениям (трудовым, жилищным, семейным и т. д.), а также к делам, подведомственным арбитражным судам.

В контексте данной статьи хотим отметить, что гражданско-правовой спор рассматривается нами как конфликт сторон, выражающийся в разнонаправленности интересов на предмет спора в следующих областях права: имущественные споры, семейные споры, трудовые споры, жилищные споры и другие споры, вытекающие из ежедневно приобретаемого статуса человека в качестве продавца, клиента, семьянина, гражданина, служащего и пр.

На основании анализа литературы, освещающей вопрос медиации, мы пришли к выводу, что юридическое сообщество, как научное, так и осуществляющее правоприменительную деятельность, рассматривает медиацию как  альтернативу судебной процедуре разрешения споров или дополнение к судебной процедуре, что, как отмечает С.М. Баймолдина, в свою очередь, способствует созданию удобного и быстрого механизма разрешения споров, возникающих между субъектами общественных отношений, который отличается гибкостью решений, принятых в ходе применения процедуры медиации и призвано способствовать снижению нагрузки на суды. [5, c. 34–38]. С этим нельзя не согласиться, но хотелось бы обратить внимание на то, что при рассмотрении гражданско-правового спора этот спор со всей очевидностью выступает как разновидность конфликтного поведения со всем спектром психологических реакций на него участвующих сторон. Конфликтное поведение состоит «из противоположно направленных действий участников конфликта. Этими действиями реализуются скрытые от внешнего восприятия процессы в мыслительной, эмоциональной и волевой сферах оппонентов». [1, c.224]. Очевидно, что указанные области относятся к предметному изучению психологии вообще и конфликтологии в частности.  

Но, например, при анализе компаний, заявивших о медиации как об одном из видов своей деятельности и позиционирующих себя в качестве медиаторов в досудебном разрешении споров в гражданско-правовых отношениях, видно, что основной штат сотрудников состоит именно только из юристов.

Так, в 89 компаниях, представленных в реестре профессиональных организаций медиаторов РФ на 26 декабря 2019 г. нет данных о возможности разрешения конфликта в гражданско-правовом споре в плоскости конфликтологии с привлечением специалиста-конфликтолога (психолога), а медиатор в этих компаниях – это профессиональный юрист [9].

Считаем необходимым обратить внимание на риски того, что длительная юридическая практика или полученное юридическое образование может отложить отпечаток на урегулирование спора посредством медиации потому, что юристы просто профессионально привыкли отстаивать интересы одной из спорящих сторон.

Юристы и адвокаты в судах отстаивают, как правило, интересы одной из сторон, а конечное решение по делу, в итоге, во многом зависит от их профессиональной подготовки в области сугубо юриспруденции, но судебное решение не всегда совпадает со справедливым решением по гражданско-правовым делам для сторон без учёта их психологического взаимодействия. [7]. Приходится констатировать, что судебное разбирательство строится по модели “выигрыш-проигрыш”, в которой победа одной стороны обуславливается проигрышем другой. Но примирительные процедуры могут считаться результативными только при условии учета интересов каждой из сторон спора.

Следует согласиться с мнением Аллахвердовой О.В., которая проводит параллели между медиацией и психологическим тренингом и находит между ними сходство в плане эмоционального удовлетворения после их завершения.  Цель медиации с психологической точки зрения – это снятие эмоциональных барьеров, выражающихся во враждебном отношении сторон друг к другу, снижение градуса неприятия взаимных доводов, помощь в налаживании конструктивной коммуникации, нацеленной на осознание своих интересов с учётом интересов другой стороны – не врагов, но партнёров. [3]. 

Важно, что по количеству публикаций психология занимает выраженное лидирующее положение среди отраслей конфликтологии. Более четверти публикаций по проблеме конфликта подготовлено психологами. [1, c.49].

В связи с этим видится необходимость рассмотрения вопроса о прохождении специалистами, работающими в медиации, супервизии, как это принято в психотерапевтической практике или «установление требований касательно повышения квалификации медиатора, например, ее периодичность, требования к итоговой аттестации» [2].

Также мы находим, что развитие института медиации в разрешении гражданско-правовых споров должно носить универсальный характер. Медиация должна стать не только механизмом урегулирования правовых споров, но и должна быть основой социальных отношений развития общества. При этом надо стремиться к тому, чтобы отношения во всех аспектах социального взаимодействия, вылившиеся в гражданско-правовой спор, выстраивались на основе сотрудничества, достижения компромисса, а не борьбы.

В рамках медиации функцию примирения представляется более плодотворным возложить на конфликтолога как специалиста, имеющего в своём арсенале психологические навыки, профессионально подготовленного быть нейтральным к спорящим сторонам, обладающего умением слушать, видеть глубинные психологические аспекты спора, оставаться уравновешенным, находясь при этом, по большому счёту, в эпицентре конфликта. Конечно же, считаем необходимым заметить, что конфликтолог, участвующий в процессе медиации, должен быть хорошо ознакомлен и с правовой стороной рассматриваемого вопроса.

Как правильно заметила А.В. Алешина и В.А. Косовская «…успешному функционированию института медиации в России может способствовать формирование самостоятельной профессии – профессии медиатора, которая сочетала бы в себе лучшие качества конфликтологов и юристов» [4].

Видится назревшей необходимость популяризации медиации среди населения и участников, вступающих в гражданско-правовой спор, как альтернативного пути урегулирования этого конфликта сторон с конфликтологической позиции и его психологического аспекта.

Для этого необходимо проводить тематические общественные мероприятия с широким освещением в СМИ: конференции, консультации, курируемые конфликтологами и представителями высших учебных заведений, выпускающих квалифицированных специалистов в области конфликтологии, возможно, обеспечить рекламное продвижение, демонстрацию по телевидению процедуры медиации и т.п.

 

Список литературы:
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И.  Конфликтология: Учебник для ВУЗов. 6-е изд. - Спб.: Питер. – 2015. - С.224.
2. Андреева М.А. Пути совершенствования института медиации в России // Пролог: журнал о праве. - 2018. - № 2. – С.35
3. Аллахвердова О.В. Медиация как социально-психологический феномен. // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2007. Сер.6.Вып.2.Ч.1.С.151.URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mediatsiya-kak-sotsialno-psihologicheskiy-fenomen
4. Алешина А.В., Косовская В.А., Медиация как результат взаимодействия конфликтологии и юриспруденции. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mediatsiya-kak-rezultat-vzaimodeystviya-konfliktologii-i-yurisprudentsii/viewer
5. Баймолдина С.М. Перспективы внедрения медиации в России // Законодательство об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (медиации): опыт, проблемы, перспективы: Сборник материалов международной научно-практической конференции. - Под ред. В.Ю. Сморгуновой.  - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2011. - С. 34–38.
6. Вирченко Ю.А. Процедура медиации в Российской Федерации: плюсы и минусы // Правовые аспекты государственного управления. - 2016. -  №4. -  С.16.
7. Гурко Т.А. Становление института медиации в сфере семейных споров в России: законы, теории и практики // Социологическая наука и социальная практика. 2016. № 2(14). URL: https://www.researchgate.net/publication/304357186_Formation_of_the_Institution_of_Mediation_in_Family_Disputes_in_Russia_Laws_Theory_and_Practice 
8. Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации) / Федеральный Закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ // СЗ РФ. – 2010. – № 31. -  ст. 4162
9. Федеральный институт медиации, ФГБУ. // Реестр медиаторов. URL:  http://fedim.ru/reestry-mediatorov/