Статья:

Уровни представления об аборте

Конференция: XXXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Социальная психология

Выходные данные
Савченко Н.А. Уровни представления об аборте // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXXIX междунар. науч.-практ. конф. — № 5(39). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 67-70.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Уровни представления об аборте

Савченко Наталья Алексеевна
канд. психол. наук, доцент, Таганрогский институт управления и экономики, РФ, г. Таганрог

 

LEVELS OF THE REPRESENTATIONS ABOUT THE ABORTION

 

Natalya Savchenko

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Taganrog Management and Economics Institute, Russia, Taganrog

 

Аннотация. В работе указаны уровни рассмотрения представлений об аборте. Проанализированы стратегии формирования отношения к аборту в обществе. Делается вывод о существовании противоречия в отношении к аборту в российском обществе.

Abstract. The article indicates the levels of consideration of abortion perceptions. The strategies for forming attitudes towards abortion in society are analyzed. It is concluded that there is a contradiction in relation to abortion in Russian society.

 

Ключевые слова: аборт; стратегия; представление.

Keywords: abortion; strategy; performance.

 

В связи со сложной демографической ситуацией в России оказываются важными исследования посвященные осмыслению проблемы искусственного прерывания беременности (аборта). Аборт представляет собой деструкцивное явление, которое несет отрицательные медицинские, социальные, психологические и духовные последствия для женщины, семьи и общества. По официальным данным в год в России делается более 1 млн. абортов. Огромное количество абортов обнажает проблемы будущего воспроизводства населения нашей страны, его психологического и духовного благополучия.

Тема отношения к аборту обладает актуальностью и в то же время является социально острой. Сегодня в России сложилось два крыла, которые занимают две противоположные позиции: пролайферы (выступающие за запрет абортов на законодательном уровне) и прочейсеры (выступающие за право на аборт). Российское общество должно выработать определенную и четкую позицию в отношении темы искусственного прерывания беременности. Поэтому изучение представлений об аборте, отношения к нему является важным шагом на этом пути.

Представление об аборте можно рассматривать на уровне: обычного человека, научного сообщества, религиозного сообщества и государственной власти. На каждом из этих уровнях существуют свои особенности представления об аборте, которые требуют отдельного изучения.

Уровень обычного человека обычно заграгивается различными социологическими исследованиями. Последний масштабный социологический опрос, касающийся темы аборта проводился в апреле-сентябре 2018 г. АНО «За жизнь» [3].

Согласно данным исследования, 57% опрошеннх людей считают, что жизнь человека начинается с момента зачатия. Согласны с выражением «Аборт – убийство» 80% людей. 48% ответивших поддерживает инициативу по законодательной защите жизни человека с момента зачатия. Против этой инициативы выступают 23% , а 28 % затруднились с позицией. При ответе на вопрос: «С какого момента жизнь человека должна быть защищена законами Российской Федерации?» 44% указало на момент зачатия человека, а 43% на момент рождения.

Как показывают результаты данного исследования, ответы обычных людей носят противоречивый характер. 57% опрошенных считают, что жизнь человека начинается с момента зачатия, 80% при этом соглашаются с тем, что аборт – это убийство, но при этом только 48% указывают на то, что зачатую жизнь необходимо защищать на законодательном уровне.

Также было бы интересным проанализировать не только внешнюю статистику по группе, но выделить группы представлений или стратегии формирования отношения к аборту. Можно предположить существование нескольких стратегий отношения к аборту:

1) «Жизнь человека начинается с рождения, аборт - это убийство, защищать жизнь следует с рождения ребенка».

2) «Жизнь человека начинается с рождения, аборт - это не убийство, защищать жизнь следует с рождения ребенка».

3) «Жизнь человека начинается с зачатия, аборт - это убийство, защищать жизнь следует с зачатия ребенка».

4) «Жизнь человека начинается с зачатия, аборт - это убийство, защищать жизнь следует с рождения ребенка».

Первая и вторая стратегии игнорируют тему аборта, т.к. если жизнь начинается с момента рождения, то ее также и следует защищать с этого момента. Также тему аборта игнорирует четвертая стратегия, т.к. жизнь позиционируется как начатая до рождения, но защищать ее также следует только после рождения. Третья стратегия – это стратегия, в которой тема аборта не вытесняется, а представляется феноменом, с которым нужно бороться. Предположительно ее и поддерживают 48 % опрошенных людей.

Большую роль в формировании представления об аборте вносит медицинская наука. В этой сфере сложилось также противоречивое отношение к аборту и связано оно с отношением медиков к факту начала жизни человека. Установленным фактом в науке является то, что жизнь начинается с момента зачатия. Медицинское сообщество предпочитает употреблять термин «плод», говоря о зачатой жизни. В психологическом плане здесь формируется антитеза «плод − человек». Возникает естественный вопрос: почему плод – это не человек? Ведь ни у кого не вызывает сомнения научный факт того, что у беременной женщины не рождаются никакие иные виды кроме как человека разумного (Homo sapiens). Также не вызывает сомнения факт того, что человек в своем развитии не может не пройти стадию оплодотворения. Тем не менее, существует множество спекуляций на тему точки отчета человеческой жизни, которые приводят к тому, что некоторые считают началом жизни человека факт его физического появления на свет. В этом можно усмотреть действие идеологии «расчеловечивания». Если плод – это не человек, то можно оправдать различные эксперименты с ним, в том числе, окончивающиеся его смертью.

Распространение данных взглядов среди обычных людей, создает дополнительный риск – актуализации в сознания надуманной проблемы «родить или не родить ребенка», «избавиться или не избавиться от плода».

Уровень религиозного сообщества представлен позицией Церкви в вопросе о зачатии человека. Точное отношение к внутриутробному развитию изложено в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви. В основе этого отношения лежит убежденность в том, что зарождение человеческого существа является даром Божиим, поэтому с момента зачатия всякое посягательство на жизнь будущей человеческой личности преступно [2]. Аборт – это грех и преступление, которое должно быть пресекаемо обществом.

Государственный уровень представления об аборте – это итог отношения к аборту всего общества. В данный момент общество противоречиво, поэтому на законодательном уровне существует право совершить аборт по желанию женщины на сроке до 12 недель. Результаты доабортного консультирования показывают, что женщины активно пользуются этим правом [1]. Обычно это женщины, которые уже имеют двух детей и открыто заявляют, что они больше не хотят детей. Так, исследование Т.Н. Балиной показало, что из 350 случаев аборта, совершенных по желанию женщины, 172 (49%) были совершены матерями, которые уже имели двух детей [1]. Один-два ребенка достаточно для женщины. И здесь, конечно, большую роль играют репродуктивные установки (приоритет модели семьи с двумя детьми).

Таким образом, представления об аборте носят противоречивый характер на всех уровнях рассмотрения, за исключнием религиозного. При отрицательном восприятии людьми феномена аборта, только небольшая их часть готова последовательно отразить свои убеждения на законодательном уровне. Данное противоречивое отношение порождает соблазн для женщины к совершению аборта. Существенное изменение демографической ситуации России связано с изменением репродуктивных установок женщин, формированием на государственном уровне модели многодетной семьи, что будет довольно сложно сделать без законодательного закрепления запрета на совершение аборта по собственному желанию женщины.

 

Список литературы:
1. Балина Т.Н. Репродуктивные установки женщин в контексте законодательного права на аборт // Философия права. - №1 (84) 2018. С. 28
2. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://azbyka.ru/osnovy-socialnoj-koncepcii-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi  (дата обращения: 04.05.2020)
3. Отношение россиян к абортам и жизни до рождения. Итоги социологического опроса (апрель-сентябрь 2018 г.). Москва. Апрель 2019. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rusprolife.ru/pochti-polovina-rossiyan-podderzhivayut-zakonodatelnuyu-zashhitu-zhizni-do-rozhdeniya-i-okolo-80-schitayut-abort-ubiystvom/ (дата обращения: 04.05.2020)