Статья:

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПЕРВОЕ ДОВРАЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ (ППДП) КАК ИНСТРУМЕНТ КРИЗИСНОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА: АЛГОРИТМЫ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ И ЭТИЧЕСКИЕ ДИЛЕММЫ

Конференция: CI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая психология, психология личности, история психологии.

Выходные данные
Мельничук М.Д. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПЕРВОЕ ДОВРАЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ (ППДП) КАК ИНСТРУМЕНТ КРИЗИСНОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА: АЛГОРИТМЫ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ И ЭТИЧЕСКИЕ ДИЛЕММЫ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам CI междунар. науч.-практ. конф. — № 10(101). — М., Изд. «МЦНО», 2025.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПЕРВОЕ ДОВРАЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ (ППДП) КАК ИНСТРУМЕНТ КРИЗИСНОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА: АЛГОРИТМЫ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ И ЭТИЧЕСКИЕ ДИЛЕММЫ

Мельничук Майя Дмитриевна
магистрант, Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, РФ, г. Москва

 

Аннотация. В данной статье проводится комплексный анализ Психологического Первого Доврачебного Пособия (ППДП) как ключевого метода догоспитального кризисного вмешательства. Рассматриваются исторические предпосылки формирования модели, ее базовые принципы и алгоритмизированные шаги оказания помощи. Особое внимание уделяется эмпирическим данным, подтверждающим эффективность ППДП в снижении риска развития посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) и других отсроченных последствий психологической травмы. В рамках статьи также поднимаются актуальные этические дилеммы, с которыми сталкивается специалист при реализации ППДП, включая проблему добровольности помощи, конфиденциальности и границ компетенции. Делается вывод о необходимости интеграции ППДП в систему подготовки не только психологов, но и сотрудников экстренных служб.

 

Ключевые слова: психологическое первое доврачебное пособие, кризисное вмешательство, острая стрессовая реакция, психологическая травма, этические принципы, алгоритмы помощи, ПТСР, психологическая устойчивость.

 

Введение. Современный мир характеризуется неуклонным ростом количества чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и социального характера. Внезапно возникающие катастрофы, теракты, аварии и иные критические инциденты ставят человека перед необходимостью пережить интенсивный психологический стресс, который может привести к дезадаптации и формированию стойких психических расстройств, прежде всего – посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). В данный момент остро встает вопрос о необходимости оказания эффективной и своевременной психологической помощи на самых ранних этапах, непосредственно после случившегося. Одним из наиболее структурированных и эмпирически обоснованных подходов к работе в таких условиях является модель Психологического Первого Доврачебного Пособия (далее – ППДП), известная в международной практике как Psychological First Aid (PFA).

Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью внедрения стандартизированных, научно-обоснованных и в то же время гибких протоколов кризисного вмешательства в практику российских специалистов. Целью статьи является анализ модели ППДП по трем основным направлениям: описание алгоритмической структуры, обзор данных об эффективности и обсуждение ключевых этических вызовов, возникающих в полевых условиях.

1. Теоретико-методологические основы Психологического Первого Доврачебного Пособия

Исторически ППДП оформилось как концепция в период Второй мировой войны, однако свой современный вид оно приобрело в результате работы группы экспертов под эгидой Национального центра по ПТСР (США) и Всемирной организации здравоохранения в 2000-х годах. В отличие от психотерапевтических моделей, фокусирующихся на глубинной проработке травмы, ППДП позиционируется как поддерживающая, гуманная и прагматичная помощь, направленная на стабилизацию состояния и мобилизацию внутренних ресурсов пострадавшего.

Базовыми принципами ППДП являются:

1. Ориентация на безопасность. Создание физически и психологически безопасных условий для пострадавшего является абсолютным приоритетом.

2. Спокойствие и уверенность. Помощник своим поведением демонстрирует стабильность и контроль над ситуацией, что способствует снижению тревоги у пострадавшего.

3. Поддержка связей. Поощрение общения с близкими людьми и социальным окружением для усиления чувства принадлежности и поддержки.

4. Самоэффективность и надежда. Акцентирование внимания на сильных сторонах пострадавшего и его способности справиться с ситуацией, формирование реалистичного оптимизма.

5. Гибкость. Подход должен адаптироваться к культурным, возрастным и индивидуальным особенностям человека.

2. Ключевые алгоритмы и действия в рамках модели ППДП

Стандартный протокол ППДП представляет собой последовательность из восьми ключевых действий, которые, однако, не являются жесткой последовательностью, а должны применяться гибко в зависимости от контекста.

Действие 1: Контакт и установление отношений. Первостепенная задача – установить невербальный и вербальный контакт, представиться, объяснить свои цели и роль. Важно использовать эмпатический, спокойный тон и открытые позы.

Действие 2: Обеспечение комфорта и безопасности. Необходимо оценить физическое состояние человека, обеспечить ему базовые потребности (вода, одеяло, уединение), оградить от дополнительных стрессоров, таких как назойливые СМИ или зеваки.

Действие 3: Стабилизация (при необходимости). Если пострадавший демонстрирует признаки острой стрессовой реакции (истерика, психомоторное возбуждение, дезориентация), применяются техники «заземления» (например, «5-4-3-2-1», фокусировка на дыхании) для возвращения его в «здесь и сейчас».

Действие 4: Сбор информации о потребностях и проблемах. На этом этапе задаются открытые вопросы: «Что случилось?», «Что Вам больше всего нужно в данный момент?», «Кто или что может Вам помочь?». Это позволяет оценить не только актуальное состояние, но и доступные ресурсы.

Действие 5: Практическая помощь в решении неотложных проблем. Помощник фокусируется на конкретных, достижимых шагах, помогая человеку удовлетворить его основные потребности (связаться с родственниками, найти потерянные вещи, получить медицинскую помощь).

Действие 6: Установление социальной поддержки. Специалист способствует подключению пострадавшего к его социальной сети – семье, друзьям, community-центрам. Важно активировать уже существующие связи, а не создавать новые, искусственные.

Действие 7: Информирование о способах совладания. В ненавязчивой форме предоставляется информация о нормальности стрессовых реакций, даются простые рекомендации по саморегуляции (важность сна, питания, ограничение потребления новостей).

Действие 8: Связь с другими службами и видами помощи. ППДП – это лишь первый этап. Помощник должен четко понимать границы своей компетенции и при необходимости организовать перевод пострадавшего к другим специалистам (психиатрам, психотерапевтам, социальным работникам).

3. Эмпирическая база и доказательства эффективности ППДП

Критики ППДП нередко указывают на недостаток рандомизированных контролируемых исследований (РКИ), доказывающих его прямую эффективность в предотвращении ПТСР. Действительно, проведение РКИ в условиях острой катастрофы сопряжено с серьезными этическими и логистическими трудностями. Однако накопленный объем данных позволяет говорить о позитивном влиянии модели.

Мета-анализы и систематические обзоры (например, работа Fox et al., 2012) показывают, что ППДП способствует:

  • снижению уровня острой тревоги и дистресса;
  • укреплению чувства безопасности и контроля над ситуацией;
  • повышению уровня социальной поддержки;
  • снижению вероятности использования дезадаптивных стратегий совладания (например, злоупотребления психоактивными веществами).

Эффективность ППДП связывают не с «проработкой травмы», а с разрывом патологической цепи между острым стрессом и развитием хронического расстройства. Своевременная поддержка и стабилизация помогают психике запустить естественные процессы адаптации и восстановления.

4. Этические дилеммы в практике оказания ППДП

Работа в кризисной ситуации неизбежно ставит перед специалистом ряд сложных этических вопросов.

Дилемма добровольности помощи. В состоянии шока или оглушения человек может быть не способен на информированное согласие на помощь. В данной ситуации действует принцип «подразумеваемого согласия», когда помощь оказывается исходя из презумпции крайней необходимости, но с максимальным уважением к автономии личности. Как только состояние стабилизируется, необходимо прояснить его дальнейшие желания.

Проблема конфиденциальности. В полевых условиях практически невозможно обеспечить полную конфиденциальность. Специалист должен заранее информировать пострадавшего об этих ограничениях, особенно в случаях, когда существует угроза безопасности самого пострадавшего или других людей (суицидальные высказывания, угрозы).

Границы компетенции. Искушение «помочь больше» может привести к выходу за рамки первой помощи и попыткам проведения психотерапии, что недопустимо. Задача специалиста – распознать признаки, требующие углубленной помощи, и перенаправить человека.

Культурная чувствительность. Способы выражения горя, отношения к помощи извне, невербальная коммуникация сильно варьируются в разных культурах. Некорректное вмешательство может быть не просто бесполезным, но и вредным.

Заключение

Психологическое Первое Доврачебное Пособие представляет собой жизненно важный, научно обоснованный и практичный инструмент в арсенале современного клинического психолога, работающего с кризисными состояниями. Его сила заключается не в сложности техник, а в системном, гуманном и структурированном подходе к помощи человеку в самый тяжелый момент его жизни. Несмотря на существующие этические вызовы и необходимость дальнейших исследований долгосрочной эффективности, ППДП уже сегодня доказало свою состоятельность как метод, способный смягчить остроту психологической травмы и заложить основу для последующего восстановления. Интеграция принципов и алгоритмов ППДП в программы подготовки всех специалистов, работающих в зонах чрезвычайных ситуаций, является насущной необходимостью и важным шагом в гуманизации кризисного вмешательства.

 

Список литературы:
1. Национальный центр по посттравматическому стрессовому расстройству (США). Психологическое первое доврачебное пособие: Полевое руководство для сотрудников экстренных служб. – 2-е изд. – 2020.
2. Всемирная организация здравоохранения. Руководство по психологическому первому доврачебному пособию для работников здравоохранения. – Женева, 2013.
3. Fox, J. H., Burkle, F. M., Bass, J., Pia, F. A., Epstein, J. L., & Markenson, D. The effectiveness of psychological first aid as a disaster intervention tool: Research analysis of peer-reviewed literature from 1990-2010 // Disaster Medicine and Public Health Preparedness. – 2012. – Vol. 6(3). – P. 247-252.
4. McCabe, O. L., Semon, N. L., Lating, J. M., Everly, G. S., Perry, C. J., Moore, S. S., ... & Links, J. M. An academic-government-faith partnership to build disaster mental health preparedness and community resilience // Public Health Reports. – 2014. – Vol. 129(6_suppl4). – P. 96-106.
5. Харитонов С.В., Петрова В.И. Клиническая психология в экстремальных ситуациях: учебное пособие. – М.: Академический Проект, 2019. – 415 с.
6. Этический кодекс Российского психологического общества. – М., 2012.