СТРЕСС КАК ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
Конференция: C Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Общая психология, психология личности, история психологии.

C Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
СТРЕСС КАК ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
STRESS AS AN INTEGRATIVE PSYCHOPHYSIOLOGICAL PHENOMENON
Alexander Gonchar
Master's Degree Student, Department of Developmental Psychology and Psychophysiology, Kazan Innovative University named after V.G. Timiryasov, Russia, Kazan
Аннотация. В данной статье анализируется теоретическая проблема стресса и копинга как адаптивных механизмов. Рассматриваются различные подходы к определению копинга – от защитного механизма до динамического процесса. Подчеркивается важность формирования конструктивных копинг-стратегий, особенно для студентов-психологов. Эмпирическое исследование направлено на выявление и анализ приоритетных копинг-стратегий у студентов-психологов, что способствует углублению понимания теоретических основ совладающего поведения.
Abstract. This article analyzes the theoretical problem of stress and coping as adaptive mechanisms. Various approaches to the definition of coping are considered - from the protective mechanism to the dynamic process. The importance of the formation of structural coping strategies, especially for psychologists, is emphasized. An empirical study is aimed at identifying and analyzing priority coping strategies in psychologists, which contributes to the deepening of understanding of the theoretical foundations of coping behavior.
Ключевые слова: студенты-психологи, проблемные ситуации, адаптивное поведение, копинг-стратегии, конструктивные стратегии, деструктивные стратегии, профессиональная подготовка.
Keywords: psychology students, problem situations, adaptive behavior, coping strategies, constructive strategies, destructive strategies, professional training.
Введение понятия «стресс» как неспецифического адаптационного ответа организма на стрессоры различной этиологии [3] явилось важным этапом в изучении гомеостатических механизмов. Концепция Г. Селье, постулирующая универсальность стрессовой реакции [4], получила эмпирическое подтверждение и легла в основу классификации видов стресса (информационный, эмоциональный).
Модель развития стресса включает фазы тревоги, сопротивления и истощения, сопровождающиеся психофизиологическими изменениями. Индивидуальные особенности и условия среды модулируют течение стресса, влияя на профессиональную деятельность и психоэмоциональное состояние. В связи с этим, изучение копинг-механизмов, особенно у студентов-психологов, становится актуальным.
Теоретические подходы к определению копинга варьируются от рассмотрения его в качестве психологической защиты (С.К. Нартова-Бочавер [6]) до динамического процесса (Т.Л. Крюкова [3]). Выбор стратегии определяется как ситуационными, так и личностными факторами. Для студентов психологических специальностей, сталкивающихся с высокой психоэмоциональной нагрузкой, формирование конструктивных копинг-стратегий является критически важным. Отсутствие таковых, как отмечает И.Н. Базаркина [1], может привести к негативным последствиям. Е.В. Битюцкая подчеркивает адаптивный характер копинга [2].
Целью исследования явилось изучение копинг-стратегий у студентов КИУ, в возрасте 18–25 лет (56 студентов-педагогов и 43 студента-психолога). Инструментарием послужил опросник Р. Лазаруса и С. Фолкмана в адаптации Т.Л. Крюковой и соавторов [5].
Первоначально были выявлены приоритетные копинг-стратегии студентов-психологов и студентов-педагогов (таблица 1).
Таблица 1.
Значимость различий в копинг-стратегиях совладающего поведения у студентов-психологов и студентов-педагогов
Показатели |
Средние значения |
Значимость различий (p) |
|
Педагоги (n=56) |
Психологи (n=43) |
||
Конфронтационный копинг |
9,32 |
9,58 |
1175,2 |
Дистанцирование |
8,51 |
8,35 |
1140,7 |
Самоконтроль |
12,38 |
12,15 |
1158,3 |
Поиск социальной поддержки |
12,45 |
12,61 |
1182,9 |
Принятие ответственности |
7,68 |
8,95 |
805,1 |
Бегство-избегание |
12,52 |
13,31 |
1085,8 |
Планирование решения проблемы |
12,4 |
12,55 |
1190,5 |
Положительная переоценка |
13,15 |
13,02 |
1120,4 |
Представленные результаты свидетельствуют о тенденциях в использовании различных копинг-стратегий студентами-психолагами и студентами-педагогами. Однако статистически значимых различий между группами по большинству рассматриваемых копинг-стратегий выявлено не было (p > 0,05).
Исключением является копинг-стратегия «Принятие ответственности», у студентов-психологов отмечаются несколько более высокие показатели (8,95), чем у студентов-педагогов (7,68), что может указывать на большую склонность к признанию своей роли в возникновении проблемных ситуаций.
Остальные стратегии, такие как «Конфронтационный копинг», «Дистанцирование», «Самоконтроль», «Поиск социальной поддержки», «Бегство-избегание», «Планирование решения проблемы» и «Положительная переоценка», демонстрируют сопоставимые средние значения в обеих группах, что указывает на отсутствие существенных различий в их использовании для преодоления стрессовых ситуаций.
Далее были проанализированы конструктивные и деструктивные копинг-стратегии у педагогов и психологов (таблица 2).
Таблица 2.
Значимость различий в конструктивных и деструктивных копинг-стратегиях у студентов-психологов и студентов-педагогов
Показатели |
Средние значения |
Значимость различий (p) |
|
Педагоги (n=56) |
Психологи (n=43) |
||
Конструктивные копинг-стратегии |
45,78 |
46,62 |
1152,6 |
Деструктивные копинг-стратегии |
43,4 |
43,38 |
1165,4 |
Анализ данных, представленных в таблице 2, указывает на отсутствие статистически значимых различий между студентами-психологами и студентами-педагогами в использовании как конструктивных, так и деструктивных копинг-стратегий. Средние значения для обеих групп по обоим типам стратегий практически идентичны. Это позволяет говорить о схожих паттернах совладающего поведения в целом, без выраженной предрасположенности к более адаптивным или дезадаптивным способам преодоления стресса.
В целом, результаты исследования не выявили существенных различий в выборе копинг-стратегий между студентами-психологами и студентами-педагогами. Единственным исключением является «Принятие ответственности», где студенты-психологи демонстрируют несколько большую выраженность данной стратегии, что, вероятно, связано со спецификой их профессиональной подготовки и большей ориентацией на самоанализ и осознание своей роли в различных ситуациях.
