Статья:

ЗАДАЧА РАЗВИТИЯ КАК УНИВЕРСАЛЬНАЯ ЕДИНИЦА ПЕРСОНОГЕНЕЗА

Конференция: LIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая психология, психология личности, история психологии.

Выходные данные
Белорусец А.С. ЗАДАЧА РАЗВИТИЯ КАК УНИВЕРСАЛЬНАЯ ЕДИНИЦА ПЕРСОНОГЕНЕЗА // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LIV междунар. науч.-практ. конф. — № 9(54). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 45-48.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ЗАДАЧА РАЗВИТИЯ КАК УНИВЕРСАЛЬНАЯ ЕДИНИЦА ПЕРСОНОГЕНЕЗА

Белорусец Арсений Сергеевич
аспирант, Национальный исследовательский университет, Высшая школа экономики, Младший научный сотрудник, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г. Белгород

 

DEVELOPMENTAL TASK AS A UNIVERSAL UNIT OF PERSONOGENESIS

 

Arseniy Belorusets

Postgraduate, National Research University Higher School of Economics Junior researcher, National Research University Belgorod State University, Russia, Belgorod

 

Аннотация. Рассматривается широкий описательный и объяснительный потенциал модели структуры и динамики психологического возраста, предложенной Л.С. Выготским и развитой в отечественном возрастно-психологическом подходе. Обосновывается генерализация концепта «задача развития» и его эвристический потенциал применительно к любого рода личностному развитию.

Abstract. The article concerns the model of structure and dynamics of the psychological age that was originally suggested by Lev Vygotsky and has been developed by his followers. We argue that this model fits every kind of personal development and thus the concept of developmental task could be used as a universal unit of personogenesis.

 

Ключевые слова: структура и динамика возраста; задача развития; персоногенез; модель развития.

Keywords: structure and dynamics of the psychological age; developmental task; personogenesis; model of development.

 

Работа поддержана грантом РНФ № 20-18-00028

 

Психологическая мысль расколота на множество школ, направлений, отраслей, проблемных тем. Различные проблемы могут разрабатываться изолировано друг от друга, а модели - отличаться детализированностью и проработанностью, но при этом быть содержательно близкими. Эта близость порождает желание экстраполировать модель на другое содержание, выделить общие корни нескольких моделей или даже "привести их к общему знаменателю". Такие методические ходы могут быть эвристичны, однако всякий раз возникает проблема обоснования их правомерности.  И чем о более базовой модели или категории идет речь, чем более очевидной кажется правомерность такого хода, тем сложнее порой бывает его обосновать, особенно если то расчленение, которое дается в модели, точно сформулировано и хорошо согласуется с логикой естественного языка. В основании близости моделей могут лежать различные причины. Модели могут восходить к общей пра-модели или методологическому принципу, они могут испытывать на себе влияние идей одних и тех же авторов или быть разработаны независимо друг от друга; разумеется, и сама похожесть описываемых или объясняемых феноменов может быть таким объединяющим началом.

В этой связи, заслуживает рассмотрения наследие Л.С. Выготского и его школы и, в частности, взаимосвязь и взаимовлияние построенных им самим моделей. Имея широкий круг научных интересов, он, безусловно, использовал ограниченное количество методов и эвристик. Так, например, в его работах по самым разным темам можно найти методические переклички с ранней "Психологией искусства[1]". В настоящей работе нас интересует, в первую очередь, модель структуры и динамики психологического возраста[4], ставшая основой современного отечественного возрастно-психологического подхода[3].

Л.С. Выготский вслед за П.П. Блонским предлагает выделять в онтогенезе стабильные (литические) и критические периоды. Он так описывает течение литического периода: "Здесь на про­тяжении более или менее длительного срока, охватывающего обычно несколько лет, не происходит каких-либо фундаменталь­ных, резких сдвигов и перемен, перестраивающих всю личность ребенка. Более или менее заметные изменения в личности ребенка происходят здесь только в результате длительного течения скрытого «молекулярного» процесса." Критические периоды, напротив, характеризуются тем, что "на протяжении относительно коротко­го времени (несколько месяцев, год или, самое большое, два) сосредоточены резкие и капитальные сдвиги и смещения, измене­ния и переломы в личности ребенка. Ребенок в очень короткий срок меняется весь в целом, в основных чертах личности. Развитие принимает бурный, стремительный, иногда катастрофи­ческий характер, оно напоминает революционное течение событий как по темпу происходящих изменений, так и по смыслу соверша­ющихся перемен. Это поворотные пункты в детском развитии..." [4]

Динамика возраста (механизм хода развития внутри одного возрастного периода) описывается Л.С. Выготским как преодоление зазора, актуализируемого в значимых для субъекта отношениях, между наличной и требуемой ситуацией. Выражаясь языком современной возрастной психологии, именно этот зазор ставит "задачу развития", средством и результатом решения которой становится появление у субъекта качественно новых "функциональных органов" - психических новообразований [2].

Нам представляется, что рассмотренная модель (назовем ее возрастно-психологической) может быть применена не только для описания детских нормативных возрастных кризисов, но также и индивидуальных кризисов развития. Более того, мы встречаемся с ней всякий раз, если речь идет о качественном, а не лишь количественном развитии личности, т.е. о возникновения психического новообразования. Весьма удачным представляется нам термин задача развития (developmental task), введенный в научный оборот Р.Хевигхерстом: с одной стороны, он дает возможность выделить "единицу развития", а с другой - позволяет экстраполировать методологию, связанную с исследованием процесса решения задач, на весь персоногенез. "Концепция задач развития не является в строгом смысле возрастно-психологической, т. е. она не нуждается в понятии возраста как некоторого целостного периода. Задачи развития заведомо множественны и, как правило, не жестко привязаны к определенному времени человеческой жизни."[2]Продолжая эту мысль, отметим эвристичность этого понятия для консультативной психологии. Та проблема, с которой клиент обращается к психологу-консультанту или психотерапевту, подходит под описание задачи развития: "ее успешное решение сулит счастье и успех в решении последующих задач, в то время как неуспех в ее решении ведет к недовольству собой и негативной реакции общества, а также затрудняет решение других задач в будущем."[1]

Действительно, мы встречаем категорию задачи в самых разных областях психологии. В возрастной психологии мы сталкиваемся с "задачами развития", в психологии мышления - с "творческими задачами", в психологии деятельности мы видим задачу как цель в условиях, в персонологии жизни как "жизненную задачу" или сверхзадачу, объединяющую локальные цели субъекта, в консультативной психологии - как "проблему" клиента, формулируемую в рамках заключения контракта. В настоящих тезисах нам важно зафиксировать идею о том, что возрастно-психологическая модель подходит для описания персоногенеза вообще, а не только лишь в аспекте возрастного развития, а категория "задачи развития" может быть использована для выделения его единиц.

  

Список литературы:
1. Havighurst R.J. Research on the Developmental-Task Concept // The School Review. 1956. № 5 (64). C. 215–223.
2. Белорусец А.С., Фролов Ю.И. Подходы к выделению структуры психологического возраста и их объяснительно-описательный потенциал по отношению к старости // Культурно-историческая психология. 2011. № 3.
3. Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Карабанова О.А. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков / Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова, Москва: Издательский центр «Академия», 2002.
4. Выготский Л.С. Проблема возраста Москва: Педагогика, 1984.
5. Записные книжки Л.С. Выготского под ред. Е. Завершнева, Р. ван дер Веер, Москва: Издательство «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2017. 608 c.

[1] Помимо содержательных перекличек есть и смежность во времени. Так, Е. Завершнева на основе работы с архивом Выготского приходит к выводу, что Л.С. Выготский продолжает работу над тематикой "Психологии искусства" во время своего пребывания в больнице "Захарьино" в 1925-1926гг., параллельно формулируя первые тезисы культурно-исторической теории. [5]