Статья:

Проблема мотивации преподавателей высшей школы в контексте теории ожиданий

Конференция: XXXV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая психология, психология личности, история психологии.

Выходные данные
Тургумбаева А.М. Проблема мотивации преподавателей высшей школы в контексте теории ожиданий // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXXV междунар. науч.-практ. конф. — № 1(35). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 28-32.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблема мотивации преподавателей высшей школы в контексте теории ожиданий

Тургумбаева Айжан Маратовна
докторант, Университет «Туран», Казахстан, г. Алматы

 

THE ISSUE OF FACULTY MOTIVATION IN THE CONTEXT OF EXPECTANCY THEORY

 

Aizhan Turgumbayeva

PhD student of “Turan” University, Kazakhstan, Almaty

 

Аннотация. В контексте современного мира возникшая необходимость исследования профессиональной мотивации привела к применению различных теорий и гипотез в данной сфере. Мотивация преподавателей является одной из актуальных проблем высшего образования. В данной статье раскрывается проблематика мотивации преподавателей высших учебных заведений в контексте теории ожиданий. В статье анализируется проблема мотивации преподавателей в контексте теории ожиданий.

Abstract. In the context of modern world, the emerging need to research professional motivation led to the application of various theories and hypothesis in the sphere. Motivation of faculty members is one of the burning issues for the current state of higher education.  The article analyzes the issue of faculty members motivation in the context of expectance theory.

 

Ключевые слова: мотивация; высшее образование; теория ожиданий.

Keywords: motivation; higher education; expectancy theory.

 

В сегодняшних условиях модернизации высшего образования администрация университетов сталкивается с множеством проблем. Предполагаемый успех организации высшего образования зависит от множества факторов, начиная от набора и удержания студентов до всесторонней финансовой ответственности.

Высокая мотивация к работе и производительность труда преподавателей высших учебных заведений во многом определяет успешность того или иного высшего учебного заведения [1].

В этом отношении высшие учебные заведения отражают многие организации в современном деловом мире с точки зрения их необходимости объективно оценивать работу своих преподавателей. Способность точно прогнозировать и оценивать производительность преподавателей крайне важна для понимания и влияния на успех организации. Аналогичным образом, оценка развития персонала с точки зрения навыков, способностей и достижений имеет важное значение для определения ценности личности для университета. Выбор подходящих средств для оценки производительности и эффективности преподавателей является важным шагом для администрации университета в их усилиях по поиску более эффективных средств достижения целей учреждения. Сегодня университеты все в большей степени полагаются на оценки эффективности для определения заработной платы и вознаграждений за работу для преподавателей. Угроза уклонения от обязанностей и / или снижения производительности штатными преподавателями может стать реальной угрозой эффективности учреждения. Предыдущие исследования в области теории мотивации привлекли внимание к тому факту, что производительность часто страдает в результате долгосрочной гарантии занятости. В частности, утверждения о снижении производительности труда из-за долгосрочной гарантии занятости были связаны в основном с профессиональными спортсменами и преподователями. Понимание и прогнозирование того, снижается ли производительность преподавателей в связи с их стажем работы, и если да, то почему, может оказаться полезным для администраторов и руководителей университетов в поиске более эффективных способов оценки и мотивации преподавателей.

Возможно, самым большим определяющим фактором производительности среди работников во всех сферах жизни является мотивация. Вряд ли преподаватели вузов являются исключением. Теория ожиданий Врума (1964) пытается предсказать усилия и, следовательно, производительность в том, что касается индивидуальной мотивации. Разрабатывая свою теорию ожидания (или теорию VIE), Врум использовал «инструментальные» концептуализации Теории Инструментальности Пика (1955), которая предполагает, что отношение индивида к результату зависит от его / ее восприятия отношений (называемых инструментальностями) между ними, результат и достижение различных других последствий, к которым он / она чувствует различные степени симпатии или антипатии (определяется как валентность)[3].

В дополнение к инструментальности и валентности, Врум ввел концепцию ожидания в свою модель мотивации. Портер и Лоулер (1968) расширили работу Врума своей гипотезой о том, что производительность является функцией взаимодействия между инструментальностью, валентностью, ожиданием, способностями и восприятием ролей. Включение ролевого восприятия в качестве дополнительной меры производительности отличает эти две теории друг от друга. Ролевое восприятие, как определено Портером и Лоулером (1968), включает в себя направление усилий, которое описывает виды деятельности и поведения, которые, по мнению человека, он или она должны выполнять, для успешности в работе [4]. Согласно теории ожиданий Врума (1964), три восприятия (валентность, инструментальность и ожидание) могут отдельно влиять на мотивацию человека, но в сочетании эти восприятия также могут оказывать мощное влияние. Валентность относится к аффективной ориентации (ценности) на конкретные результаты. Считается, что результат является позитивным для человека, если он или она предпочитает его достигать. Результат, которого человек предпочел бы избежать, называется негативным. Результат может восприниматься как имеющий ценность сам по себе или из-за его инструментальности в достижении других ценных целей. Валентность является функцией индивидуальных потребностей, целей, ценностей и источников мотивации. Инструментальность - это личное убеждение, что результаты первого уровня приводят к результатам второго уровня. Другими словами, если человек считает, что высокий уровень производительности способствует достижению других результатов, которые, как он ожидает, будут вознаграждены (например, повышение заработной платы), и / или если он считает, что высокий уровень производительности будет способствовать избеганию других нежелательных результатов, (например, увольнение), тогда этот человек будет ставить высокую валентность на хорошие результаты. Когда люди воспринимают, что ценное вознаграждение соответствует всем уровням эффективности, инструментальность оказывается низкой. Ожидаемая продолжительность определяется как «мгновенное убеждение относительно вероятности того, что за конкретным действием последует конкретный результат». Эта вера или восприятие, как правило, основаны на прошлом опыте человека, его самодостаточности и предполагаемой сложности стандарта или цели производительности. Врум (1964) предполагает, что ожидания, инструменты и валентности психологически взаимодействуют в пределах убеждений человека, создавая мотивационную силу, которая, в свою очередь, влияет на поведение. Кроме того, Врум утверждает, что при выборе среди вариантов поведения люди выбирают вариант с наибольшей мотивацией. Теорию Врума можно резюмировать следующим образом:

Понимание степени, в которой преподаватели оценивают эти результаты, может сыграть ключевую роль в прогнозировании усилий (инструментальность). Согласно этой логике, понимание мотивационной теории VIE может помочь лидерам высшего образования более точно прогнозировать производительность, зная, считают ли преподаватели, что они могут достичь успеха (ожидания). При использовании теории ожиданий в академических кругах необходимо учитывать ряд конкретных предположений, касающихся эффективности преподавательского состава. Эти предположения следующие: (а) поведение определяется сочетанием сил в человеке и сил в окружающей среде, (б) люди принимают решения относительно своего поведения в организациях, и (в) разные люди имеют разные типы потребностей, желаний и целей, которые могут влиять на производительность. Люди в организации, в соответствии с теорией ожидания, принимают решения о выполнении, основываясь на их представлениях о вероятности того, что усилия приведут к результативности, а результативность приведет к желаемым результатам. В частности, лидеры высшего образования, использующие теорию Врума, предположили бы, что выбор, сделанный человеком среди альтернативных направлений действий, законно связан с психологическими событиями, происходящими одновременно с поведением [5].

Таким образом, исследование теории ожиданий поддерживает идею о том, что люди предпочитают изменять исходные данные на основе предпочтений среди желаемых результатов и вероятности достижения этих результатов на удовлетворительном уровне. Исследования показали, что каждый компонент теории ожиданий - ожидание, инструментальность и валентность - является важным фактором, определяющим степень, в которой индивид мотивирован на увеличение или уменьшение производительности. В конечном счете, ценностные представления являются самым сильным фактором, определяющим усилия.

 

Список литературы:
1. Филатова, А. В. (2012). Сущность и основные теории мотивации эффективности труда персонала. Основы экономики, управления и права, (1 (1)).
2. Егоршин, А. П. (2008). Мотивация трудовой деятельности. М.: ИНФРА-М, 463.
3. Врум, В. Х. (1994). Труд и стимулирование.
4. Graen, G. (1969). Instrumentality theory of work motivation: Some experimental results and suggested modifications. Journal of Applied Psychology Monograph, 53, 125.
5. Estes, B. C. (2011). Predicting productivity in a complex labor market: A sabermetric assessment of free agency on Major League Baseball player performance. Business Studies Journal, 3, (Special Issue 1), 23-58.