Статья:

Развитие коммуникативной рефлексии у детей старшего дошкольного возраста

Конференция: IV Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Педагогическая психология

Выходные данные
Заводцева Н.Н., Додока Н.Н. Развитие коммуникативной рефлексии у детей старшего дошкольного возраста // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам IV междунар. науч.-практ. конф. — № 2(4). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 110-113.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Развитие коммуникативной рефлексии у детей старшего дошкольного возраста

Заводцева Наталья Николаевна
педагог-психолог, ЧДОУ «ЦРР – детский сад №203 «Березка», РФ, г. Краснодар
Додока Наталия Николаевна
воспитатель, ЧДОУ «ЦРР – детский сад №203 «Березка», РФ, г. Краснодар

 

DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE REFLECTION AT AGE CHILDREN

Natalia Zavodtseva

pedagogue-psychologist, kindergarten № 203 « Berezka » Russia, Krasnodar

Natalia Dodoka

educator, kindergarten №203 «Berezka» Russia, Krasnodar

 

Аннотация. Рассматриваются вопросы формирования у детей до начала обучения в школе различных направлений развития процессов рефлексии: предметно-содержательной и коммуникационной. Выделены основные типы деятельности в старшем дошкольном возрасте, задающие условия для возникновения основных психологических новообразований у ребенка, и определены основные их параметры.

Abstract. Questions of formation at children prior to the beginning of training at school of various directions of development of processes of a reflexionare considered: in detail-substantial and communication. The basic types of activity at the senior preschool age, setting conditions for occurrence of the basic psychological new growths at the child are allocated, and their basic parameters are defined.

 

Ключевые слова: дошкольный возраст; коммуникация; психология; ребенок; рефлексия.

Keywords: Preschool age; communications; psychology; the child; a reflexion.

 

Готовность к учебной деятельности складывается из многих компонентов. Ребенок перед школойобязан достичь определенного уровня умственного развития. В работе [1] сформулирована мысль о том, что готовность к школьному обучению со стороны интеллектуального развития ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне развития интеллектуальных процессов, т. е. качественных особенностях детского мышления. При этом основной целью подготовки к началу школьного обучения должна выступатьзначимая компонента мышления – рефлексия.

В исследованиях [2] поставлен вопрос о развитии рефлексии в условиях игровой деятельности – ведущей для данного возраста. Здесь рефлексия определяется как «способность человека анализировать свои собственные действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступками, мотивами других людей».

Поистине, игровая деятельность способствует развитию рефлексии у детей, поскольку именно в игре ребенок вынужден вести контроль своих действий, входящих в комплексную структуру процесса общения при взаимодействиис партнером.

Таким образом, ставится проблема разработки сущности и содержания понятия «рефлексии». Эта проблема значима для старших дошкольников, с учетом их возрастных особенностей и ведущего их в этом возрасте типа деятельности. Причем формируемая у дошкольников рефлексия должна выступить основой для дальнейшего развития ребенка в процессе его школьного обучения.

В основу построенной нами модели рефлексии положена идея о трех пронизывающих друг друга рефлексивных процессах, существующих в учебной деятельности младшего школьника, при его развивающем обучении. Показано, что действия рефлексивного анализа реализуются ребенком в следующем:

1. В процессе мышления как деятельности по решению учебных задач. Здесь рефлексия проявляется в осознании и анализе ребенком оснований собственных мыслительных действий.

2. В процессах коммуникаций детей при организации учебного сотрудничества на уроках.

3. При функционировании самосознания ученика в ходе учебной деятельности. Рефлексия, таким образом, возникает и развивается «при самоопределении субъекта внутри собственных представлений о себе.

В процессе обучения детей в школе у них выделяются три основных вида учебного сотрудничества:

со взрослым – учителем, который является для него в учебной деятельности и изучении конкретных учебных дисциплин;

детей между собой, как особого типа развивающее общение со сверстниками;

особый вид сотрудничества – вступление ребенка во внутренний диалог с самим собой.

Следовательно, в процессе обучения учащихся происходит развитие рефлексии по двум основным «линиям»: предметно-содержательной «линии» и «линии» общения.

По нашему мнению, система рефлексивных действий, которая может быть сформирована у старших дошкольников при подготовке их к поступлению в школу и последующему успешному обучению в ней, может быть сформулирована в рамках понятия «коммуникативная рефлексия».

Поэтому должна быть четко определена деятельность, в условиях которой у ребенка в возрасте 6-7 лет может быть сформирована коммуникативная рефлексия. Поскольку ведущим типом деятельности в старшем дошкольном возрасте является игровая деятельность, то, следовательно, именно игра должна выступить той деятельностью, которая позволит создать психолого-педагогические условия для развития у детей коммуникативной рефлексии.

В связи с этим, понятие «коммуникативная рефлексия» может быть введено через процесс анализа ребенком оснований собственных социально-коммуникативных взаимодействий в различных видах деятельности, в том числе и развивающей игровой деятельности.

При этом в условиях развивающей игры у ребенка возникают взаимодействия не только в плане кооперации, но также и в плане игрового соревнования, игровой конкуренции и противоборства. Именно на принципе игрового соревнования построено большинство игровых правил в детской развивающей игре и, как следствие, по результату такого соревнования оцениваются выигравшие и проигравшие в игре.

Данный момент, – проигрыша и выигрыша, – отсутствует в учебной деятельности и замещен действиями дифференцированной оценки результатов деятельности учащихся со стороны учителя. Поэтому мы можем констатировать, что в процессе фиксации для самого себя собственного выигрыша или проигрыша, ребенок получает реальные психолого-педагогические возможности развивать внутренние действия по рефлексивному взаимодействию с самим собой, оценивая самого себя с позиций игрового результата.

Таким образом, в содержании понятия «коммуникативная рефлексия» кроме смыслового блока «кооперация» целесообразно ввести смысловую единицу – «соревнование». Разумеется, моменты соревнования и противоборства проявляются по «линии» взаимодействий со сверстниками в процессе игровой деятельности. «Линии» же взаимодействия с педагогом и самим собой основаны на механизме кооперации.

В результате данного теоретического анализа, понятие «коммуникативная рефлексия» для детей возраста «старший дошкольник» можно сформулировать следующим образом: это анализ им оснований собственных социально-коммуникативных взаимодействий с педагогом, сверстниками и самим собой в процессе развивающей игровой деятельности.

При этом, коммуникативная рефлексия формируется в процессах социально-коммуникативных взаимодействий ребенка со взрослым при поиске ими ситуаций игровой кооперации между собой; в процессах социально-коммуникативных взаимодействий со сверстниками в ситуациях кооперации и соревнования; а также в процессах овладения ребенком собственным поведением при формировании им действий по саморегуляции.

 

Список литературы:
1. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 4. – М., 1984. – 433 с.
2. Мухина В.С. Детская психология, М.: ЗАО «Изд-во ЭКСМО – Пресс», 1999. – 352 с.